Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 8 1 ПОЛУОСТРОВЪ МАЛАККА. 8 8 2 «нети, смѣшанное съ прѳзрѣаіемъ *)• Однако, и у этихъ людей, умѣющихъ такъ хорошо сдер­ живать себя въ обыденной жизни, можетъ слу­ читься, что страсти проявляются внезапной вспышкой. Когда малайцемъ овладѣваетъ ярость, ничто не въ состояніи удержать его: ■онъ бѣгаетъ, какъ безумный, поражая насмерть всякаго, кто попадается на глаза, до тѣхъ поръ, пока его не схватятъ и не убыотъ, какъ дика- .го звѣря. Иногда это бѣшеное бѣганье, на­ зываемое амокъ, составляетъ также погребаль­ ную церемонно: предки требуютъ человѣче- ской крови, которую и пролнваютъ, въ честь лхъ, преданные друзья, принося имъ въ жер­ тву какъ свою собственную кровь, такъ и кровь .другихъ г). Прежде, чѣмъ сдѣлатьея магометанами, ма­ лайцы были послѣдователямн индусскихъ ре- лигій, и до сихъ поръ многія преданія, многія черты нравовъ напоминаютъ времена, когда -они еще не вступали въ лоно ислама: у нихъ -есть даже не мало суевѣрій, общихъ съ «людь­ ми почвы», которые обожаютъ добрыхъ духовъ я заклинаютъ злыхъ геніемъ. Многоженство встрѣчается у нихъ рѣже, нежели у другихъ магометанскихъ народовъ; оно практикуется только въ тѣхъ случаяхъ, когда мужъ доста­ точно богатъ, чтобы купить себѣ нѣсколькихъ •супругъ. Древніе обычаи матріархата имѣютъ -еще силу закона въ большей части семействъ. Молодой человѣкъ не проситъ руки дѣвушки: на матери лежитъ забота сыскать зятя и пред­ ложить ему свою дочь; женатый, онъ не имѣетъ никакого нрава на состояніе своей супруги и даже, если онъ не принесъ въ хозяйство при- .данаго, равнаго имуществу жены, дѣти при­ надлежатъ послѣдней, а его собственное достоя- ніе переходить къ дѣтямъ его сестеръ. Въ об­ щинной организаціи, достоинство начальника, которое въ нринципѣ нодлежитъ избранію, слѣ- .дуетъ, вообще говоря, тому же порядку наслѣ- дованія: оно переходитъ не отъ отца къ сыну, но отъ дяди късыну сестры. Глава общины, лли пату іу, не имѣетъ другихъ правъ, кромѣ тѣхъ, какими пользуется староста въ великорус- «комъ мірѣ или въ сербской задругѣ: онъ совѣт- никъ и примиритель семействъ, или суку ,которыя ■обработываютъ земельные участки общины. Какъ господствующему населенно полуостро­ ва, малайцамъ грозитъ опасность. Уже и т е ­ перь китайцы составляютъ болѣе трети жите­ лей въ англійскихъ владѣніяхъ и, по всей вѣ- роятности, они пріобрѣтутъ тамъ численное ■большинство черезъ нѣсколько лѣтъ; они се­ лится также въ государствахъ независимыхъ лі состоящихъ подъ покровительствомъ; но зна­ чительная пропорція этихъ иммигрантовъ, ко­ торые почти всѣ уроженцы южнаго Китая, ') Iiecte; Jukes, „Fly“, vol. II; Logan, „Journal of the Indian A r ch ip e la g o I. 3) Elie Refills, рукоиивныя залѣтки. женятся на малайкахъ, и дѣти ихъ, оставаясь китайцами, приспособляются къ нравамъ стра­ ны. Рудокопы, ремесленники, земледѣіьцы, торговцы, посредники всякаго рода, «сыны Гана» способны на всякія ремесла, и часто англичане опасались, какъ бы власть не пе­ решла въ руки этихъ трудолюбивыхъ колояи- стовъ. Особенно боятся они тайныхъ китайскихъ обществъ, члены которыхъ даютъ клятву ни­ когда не обращаться къ европейскямъ судьямъ и чиновникамъ и не признавать никакого ав­ торитета, кромѣ авторитета своей ассоціаціи. Политика англичанъ состоитъ въ томъ, чтобы разъединять этихъ опасныхъ подданныхъ, раз ■ дѣляя ихъ на группы, враждебный одна дру­ гой, и отчасти они усиѣлп въ этомъ, благодаря привлеченію на свою сторону богатыхъ китай­ цевъ, допускаемыхъ подъ разными титулами въ британскую администрацію. Естественная вражда малайцевъ Къ китайцамъ служитъ дру­ гимъ средствомъ господства для англичанъ ‘). Полицейскія силы, организованный ими въ гор- нозаводскихъ округахъ, гдѣ китайцы образуютъ большинство населенія, состоятъ изъ солдатъ сейховъ и гуркасовъ, набранныхъ изъ самыхъ преданныхъ пояковъ. Индусы малайскихъ государствъ и англій- скихъ владѣній, называемыхъ S tra its Settle­ ments, дѣлятся на нѣсколько группъ, смотря по мѣсту ихъ происхожденія. Бенгальцы, ко­ торыхъ сразу можно узнать по ихъ красному тюрбану и между которыми выбираютъ кра- сивыхъ мандуровъ, нѣчто въ родѣ жандар- мовъ, шествующихъ впереди бѣлыхъ, въ знакъ уваженія, живутъ въ особыхъ кварталахъ, от- дѣльно отъ малабарцевъ южной Индіи. Другіе выходцы изъ Индустана, клингъ, чинліа или телугу изъ Мадраса, присвоившіе монополію разныхъ ремеслъ, между прочимъ, профессію кучеровъ и извозчиковъ, и которые бѣгаютъ безъ устали весь день, вымазанные деревян- нымъ масломъ съ головы до ногъ, рядомъ со своими маленькими пони, также населяюгъ от- дѣльные кварталы. Наконецъ, нѣкоторие ин­ дусы обитаюгъ въ лагерныхъ баракахъ: это не­ счастные кулін, «наемники», санталы, ораоны, коль, которые работаютъ на пЛантаціяхъ мор­ скаго прибрежья, вольные но тексту ихъ кон­ тракта, но въ дѣйствительности рабы или крѣ- постцые. Арабы, армяне, нѣсколько сотенъ ев- реевъ, евроазіаты, по большей части португаль­ с к а я происхожденія, европейцы или орангъ- пути, т. е. «бѣлые люди», всѣ—негоціанты, чиновники, плантаторы, еще болѣе увеличи- ваютъ разнообразіе физіономій и костюмовъ въ этомъ космополитическомъ народонаселеніи. Въ собственно провинціи Straits Settlements въ 1891 году насчитывалось: Thomson, „Dix ans de Voyages dans la Chine ot rindo-Chine“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz