Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 8 1 ПОЛУОСТРОВЪ МАЛАККА. 8 8 2 «нети, смѣшанное съ прѳзрѣаіемъ *)• Однако, и у этихъ людей, умѣющихъ такъ хорошо сдер живать себя въ обыденной жизни, можетъ слу читься, что страсти проявляются внезапной вспышкой. Когда малайцемъ овладѣваетъ ярость, ничто не въ состояніи удержать его: ■онъ бѣгаетъ, какъ безумный, поражая насмерть всякаго, кто попадается на глаза, до тѣхъ поръ, пока его не схватятъ и не убыотъ, какъ дика- .го звѣря. Иногда это бѣшеное бѣганье, на зываемое амокъ, составляетъ также погребаль ную церемонно: предки требуютъ человѣче- ской крови, которую и пролнваютъ, въ честь лхъ, преданные друзья, принося имъ въ жер тву какъ свою собственную кровь, такъ и кровь .другихъ г). Прежде, чѣмъ сдѣлатьея магометанами, ма лайцы были послѣдователямн индусскихъ ре- лигій, и до сихъ поръ многія преданія, многія черты нравовъ напоминаютъ времена, когда -они еще не вступали въ лоно ислама: у нихъ -есть даже не мало суевѣрій, общихъ съ «людь ми почвы», которые обожаютъ добрыхъ духовъ я заклинаютъ злыхъ геніемъ. Многоженство встрѣчается у нихъ рѣже, нежели у другихъ магометанскихъ народовъ; оно практикуется только въ тѣхъ случаяхъ, когда мужъ доста точно богатъ, чтобы купить себѣ нѣсколькихъ •супругъ. Древніе обычаи матріархата имѣютъ -еще силу закона въ большей части семействъ. Молодой человѣкъ не проситъ руки дѣвушки: на матери лежитъ забота сыскать зятя и пред ложить ему свою дочь; женатый, онъ не имѣетъ никакого нрава на состояніе своей супруги и даже, если онъ не принесъ въ хозяйство при- .данаго, равнаго имуществу жены, дѣти при надлежатъ послѣдней, а его собственное достоя- ніе переходить къ дѣтямъ его сестеръ. Въ об щинной организаціи, достоинство начальника, которое въ нринципѣ нодлежитъ избранію, слѣ- .дуетъ, вообще говоря, тому же порядку наслѣ- дованія: оно переходитъ не отъ отца къ сыну, но отъ дяди късыну сестры. Глава общины, лли пату іу, не имѣетъ другихъ правъ, кромѣ тѣхъ, какими пользуется староста въ великорус- «комъ мірѣ или въ сербской задругѣ: онъ совѣт- никъ и примиритель семействъ, или суку ,которыя ■обработываютъ земельные участки общины. Какъ господствующему населенно полуостро ва, малайцамъ грозитъ опасность. Уже и т е перь китайцы составляютъ болѣе трети жите лей въ англійскихъ владѣніяхъ и, по всей вѣ- роятности, они пріобрѣтутъ тамъ численное ■большинство черезъ нѣсколько лѣтъ; они се лится также въ государствахъ независимыхъ лі состоящихъ подъ покровительствомъ; но зна чительная пропорція этихъ иммигрантовъ, ко торые почти всѣ уроженцы южнаго Китая, ') Iiecte; Jukes, „Fly“, vol. II; Logan, „Journal of the Indian A r ch ip e la g o I. 3) Elie Refills, рукоиивныя залѣтки. женятся на малайкахъ, и дѣти ихъ, оставаясь китайцами, приспособляются къ нравамъ стра ны. Рудокопы, ремесленники, земледѣіьцы, торговцы, посредники всякаго рода, «сыны Гана» способны на всякія ремесла, и часто англичане опасались, какъ бы власть не пе решла въ руки этихъ трудолюбивыхъ колояи- стовъ. Особенно боятся они тайныхъ китайскихъ обществъ, члены которыхъ даютъ клятву ни когда не обращаться къ европейскямъ судьямъ и чиновникамъ и не признавать никакого ав торитета, кромѣ авторитета своей ассоціаціи. Политика англичанъ состоитъ въ томъ, чтобы разъединять этихъ опасныхъ подданныхъ, раз ■ дѣляя ихъ на группы, враждебный одна дру гой, и отчасти они усиѣлп въ этомъ, благодаря привлеченію на свою сторону богатыхъ китай цевъ, допускаемыхъ подъ разными титулами въ британскую администрацію. Естественная вражда малайцевъ Къ китайцамъ служитъ дру гимъ средствомъ господства для англичанъ ‘). Полицейскія силы, организованный ими въ гор- нозаводскихъ округахъ, гдѣ китайцы образуютъ большинство населенія, состоятъ изъ солдатъ сейховъ и гуркасовъ, набранныхъ изъ самыхъ преданныхъ пояковъ. Индусы малайскихъ государствъ и англій- скихъ владѣній, называемыхъ S tra its Settle ments, дѣлятся на нѣсколько группъ, смотря по мѣсту ихъ происхожденія. Бенгальцы, ко торыхъ сразу можно узнать по ихъ красному тюрбану и между которыми выбираютъ кра- сивыхъ мандуровъ, нѣчто въ родѣ жандар- мовъ, шествующихъ впереди бѣлыхъ, въ знакъ уваженія, живутъ въ особыхъ кварталахъ, от- дѣльно отъ малабарцевъ южной Индіи. Другіе выходцы изъ Индустана, клингъ, чинліа или телугу изъ Мадраса, присвоившіе монополію разныхъ ремеслъ, между прочимъ, профессію кучеровъ и извозчиковъ, и которые бѣгаютъ безъ устали весь день, вымазанные деревян- нымъ масломъ съ головы до ногъ, рядомъ со своими маленькими пони, также населяюгъ от- дѣльные кварталы. Наконецъ, нѣкоторие ин дусы обитаюгъ въ лагерныхъ баракахъ: это не счастные кулін, «наемники», санталы, ораоны, коль, которые работаютъ на пЛантаціяхъ мор скаго прибрежья, вольные но тексту ихъ кон тракта, но въ дѣйствительности рабы или крѣ- постцые. Арабы, армяне, нѣсколько сотенъ ев- реевъ, евроазіаты, по большей части португаль с к а я происхожденія, европейцы или орангъ- пути, т. е. «бѣлые люди», всѣ—негоціанты, чиновники, плантаторы, еще болѣе увеличи- ваютъ разнообразіе физіономій и костюмовъ въ этомъ космополитическомъ народонаселеніи. Въ собственно провинціи Straits Settlements въ 1891 году насчитывалось: Thomson, „Dix ans de Voyages dans la Chine ot rindo-Chine“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz