Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
шеек/ь Кра, если бы каналъ, открытый между ристая область, еще ве вездѣ посѣщенная пу- двумя морями, представлялъ достаточную глу- тешественниками, отдѣляетъ ,этотъ массивъ бину. По первоначальному проекту, принадле- отъ другой группы пиковъ, еще неизмѣрен- жащему Тременгнру, предполагается углубить, ныхъ, но которые, по мнѣнію Миклухо- Маклая, съ помощью землечерпальныхъ машинъ, мелко- слѣдуетъ считать самыми высокими горами на водныя части рѣки Пакшанъ до деревни Кра, Малайскомъ полуостровѣ. Рѣка Пагангъ, впа- затѣмъ прорыть на востокѣрусло ручья, чтобы дающая на востокѣ въ Китайское море, огра- перейти порогъ по туннелю и оттуда спуститься ничиваетъ эти возвышенности съ южной сто къ Сіамскому заливу черезъ аллювіальныя роііы; далѣе разстилаются болотистая равнины, земли, по которымъ протекаетъ рѣка Чум- занимающія большую часть восточной покато- нонгъ. Шомбуркъ предлагалъ сдѣлать разрѣзъ сти, тогда какъ вдоль западнаго берега, вплоть перешейка гораздо южпѣе: по его проекту, до сѣверныхъ окрестностей города Малакки,. Пакшаномъ можно было бы воспользоваться тянется горная цѣпь, достигающая въ самыхъ лишь въ южной части, гдѣ лиманъ вездѣ имѣетъ высокихъ точкахъ своихъ 1.000 и 2.000 ме не менѣѳ 10 метровъ глубины, а оттуда вод- тровъ 1). Вершина,-—которой первые европей- ный путь направился бы на востокъ рѣкой скіе мореплаватели,; нскавшіе повсюду гору, Чаомъ, черезъ страну, рельефъ которой еще откуда Соломонъ получалъ свое золото, дали но вполнѣ извѣстенъ. Дѳлонкль, такъ же, имя Офиръ,—возвышается на 1.173 метра въ какъ Дру, предпочитаетъ промежуточный трас- оси этой цѣпи, но стоить совершенно уединен- сировки, по которымъ каналъ начинался бы ная, подобно вулканическому конусу. Далѣе отъ рѣки Пакшанъ, ниже пороговъ, и дости- на югѣ встрѣчаются лишь простые холмы; од- галъ бы восточной покатости въ мѣстечкѣ нако,, вершины, которыя впднѣются на сѣверо- Тазанъ, на Таюнгѣ или верхнемъ теченіи Чум- западѣ Сингапура и которыя носятъ названіе- понга ‘). Но прежде, чѣмъ можно будетъ при- Гунонгь, или «гора» по преимуществу, дости- ступить къ практическому осуществлен® того гаютъ еще высоты £00 метровъ. Н а востокѣ или другаго изъ этихъ ироектовъ, необходимо ряды высотъ продолжаются до самой окояеч- изучпть во всѣхъ подробностяхъ рельефъ и ге- ности континента, до мысовъ Джохоръ и Ра- одогіго мѣстностей, черезъ которыя придется меніа (Романія). Островъ Сингапуръ принад- вести каналъ, и убѣдиться, позволять ли глу- лежитъ къ тѣмъ же каменнымъ формацшмъ,, бины восточнаго берега вырыть портъ, доступ- какъ и горныя дѣпи полуострова; въ геологи- ный для судовъ болыпаго водоизмѣщенія. Что ческомъ отношеніи онъ составляетъ часть твер- касается западной оконечности будущаго пути, дой земли; каналъ, отдѣляющій его отъ мыса то она представляетъ всѣ удобства: глубокую Джохоръ и который называютъ «Старымъпро- якорную стоянку и совершенную защиту отъ ливомъ», потому что онъ былъ предпочитаемъ вѣтровъ. Каковы бы, впрочемъ, ни были шансы моряками, боявшимися пускаться по волнамъ исполненія для канала, несомнѣнно, что есте- болыпаго прохода, имѣетъ скорѣе видъ рѣки, ственная трассировка желѣзной дороги боль- нежели морскаго рукава. Онъ тянется извиди- шаго движенія между двумя морями проходить нами внутри земель, на пространствѣ около 55 гораздо сѣверНѣе, у самаго основанія полу- километровъ, при средней ширинѣ отъ 1.000 острова, между городами Тавой и Банкокъ. На до 1.500 метровъ: это поперечная долина,пере - востокѣ англійской нровинціи Уэллеслей и го- сѣкающая ось нолуостровныхъ горъ. сударства Перакъ, верхняя долина рѣки Пе- Въ цѣломъ горы- Малазіи состоять изъ гра- ракъ, параллельная морскому берегу, тянется нитныхъ скалъ и песчаниковъ. Въ мѣстѣ со- съ сѣвера на югъ, между двухъ неболынихъ црикосновенія этихъ породъ съ конгломерата- цѣпей горъ, превышающихъ 1.000 метровъ ми и глинами, которые тянутся вдоль основа- яѣкоторыми своими пиками; даже одна изъ нія гористой области, поясъ аллювіальныхъ вершинъ, или гунонгъ, Улу-Тумулангъ, дости- слоевъ, толщиною въ нисколько метровъ, при- гаетъ высоты 1.961 метра. Рѣка Канта, при- крываетъ рудныя мѣсторожденія перемѣнной токъ Перака, нрерываетъ восточную пѣпь,тог- мощности, гдѣ китайскіе рудокопы собираютъ да какъ другой хребетъ, называемый Ларутъ, олово; въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣгрѣчные наносы, постепенно понижаясь, пропадаетъ въ сосѣд- содержащіе руду, встрѣчали ирепятствія, по- ствѣ моря; но на востокѣ отъ заливообразнаго токи образовали водовороты, и вода вырывала устья Перака, уединенный массивъ поднимается въ почвѣ углубленія, или «мѣшки», откуда своею высшею вершиною до высоты 1.982 ме- иногда извлекаютъ цѣлыя груды металла, тровъ: это Гунопгъ-Раджа, или «Царь-гора», Почти всѣ ручьи и рѣчки страны катятъ также которую сосѣднія вершины, по словамъ Дали, золото въ своемъ крупномъ пескѣ. Хотя разра- превышаютъ слишкомъ на 400 метровъ 2). Го- ботка рудныхъ залежей ведется систематически ---------------- только въ англійскихъ владѣніяхъ, тѣмъ не *) „Revue de (leograpliie11, mars 1882; „Exploration“, 9 et 16 mars 1882. 3) ^Proceedings of the Geographical Society of London 1 *) „Proceedings of the Geographical Society ol'London11, july 1882. july 1882. 8 7 1 глава h i . — индо-китАЙ. 8 72 :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz