Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

нялъ въ нѣкоторыхъ кварталахъ, особенно во­ кругъ красиваго губернаторскаго дворца, почти европейскую физіономію: плато, господствовав­ шее надъ городомъ на сѣверной сторонѣ, бы­ ло частью срыто; болота, окаймлявшія рѣч- ные рукава, были засыпаны, каналы урегули­ рованы и углублены; лабиринтъ улицъ былъ замѣнеаъ шахматной доской широкихъ аллей или проспектовъ, пересѣкающихся подъ пря- мымъ угломъ; деревья и сады оживляютъ го­ родъ своею зеленью. Центръ французскаго мо­ гущества на крайнемъВостокѣ, Сайгонъ имѣетъ обширный арсеналъ, гдѣ работаютъ нѣсколько сотъ аннамитовъ, и цитадель, которую построи­ ли французскіѳ офицеры въ 1799 году для ан- намскаго короля Гіалонга, была значительно увеличена. Какъ торговое мѣсто, этотъ городъ тоже пріобрѣлъ важное значеніе между пор­ тами Азіи; онъ вѳдетъ торговлю, главнымъ обра­ зомъ, съ Сингапуромъ. Торговое движепіе Сай­ гона въ 1877 году: привозъ 61.014.000 франк., вывозъбО.420.ОООфранк,, вмѣстѣ 121.434.000 франковъ. Общая сумма оборотовъ внѣшней торговли въ 1880 году: 155.105.000 франк. Движеніе судоходства въСайгонѣвъ 1893 г.: въ ириходѣ— 575 судовъ, вмѣстимостыо въ 701.083 тонны. Болѣе половины риса, собираемаго во фран­ цузской Кохинхинѣ, вывозится по Сайго некой рѣкѣ. Площадь рисовыхъ полей въ этой коло­ ши въ 1878 году: 493.000 гектара. Вывозъ риса въ 1893 г.: 11 милліоновъ пикулей. Боль­ шая часть розничной торговли производится въ китайскомъ городскомъ поселеніи Шолоаъ, или «Большой рынокъ», находящемся на юго-за- иадѣ, на берегахъ китайскаго рукава (арройо) или Віамъ-беяъ-ге. Ассенизированный, вымо­ щенный, снабженный набережными и мостами, Шолонъ не походитъ больше на предмѣстье Кантона; но во многихъ кварталахъ балаганы и лари, сараи, домики на сваяхъ, суда всевоз­ можной величины и формы, пестрая толпа въ разноцвѣтныхъкостюмахъ, толкающаяся на на- бережныхъ и въ баркахъ и джонкахъ, пред­ ставляютъ чрезвычайно оживленную и живо­ писную картину. Новые каналы, проводимые изъ Сайгона и Шолона къ Меконгу черезъ Вай­ ко, позволять негоціантамъ получать непосред­ ственно рисъ изъ Камбоджи и верхней Кохин­ хины. Между Сайгономъ и Шолономъ, на воз- вышеніяхъ почвы, продолжающихся наеѣверъ, разсѣяно множество мѣстъ погребенія, отъ ко­ торыхъ это плоскогорье получило названіе «рав­ нины могилъ». На сѣверо-востокѣ отъ Сайгона лежатъ го­ родъ и крѣпость Вьенгоа, прикрывающіе фран- цузскія владѣнія со стороны горъ; окрестный каменоломни доставляютъ строительный ка­ мень для Сайгона и булыжникъ для дорогъ равнины; на юго-востокѣ, плоскіе берега Баріа, близъ мыса св. Іакова, даютъ бѣлую соль. Нѣ- 859 ГЛАВА III. сколько маленькихъ портовъ слѣдуютъ одинъ за другимъ близъ устьевъ Меконга, и Камао обѣ- щаетъ сдѣлаться однимъ изъ сборныхъ мѣстъг наиболѣе посѣщаемыхъ барками, когда полу­ островъ этого имени покроется нашнями и плантаціями. Маленысій архипелагъ Пуло-Кон- доръ тоже имѣетъ свою важность. Главный ост­ ровъ населенъ освобожденными изъ заключе- нія преступниками. Важнѣйшіе города Индо-Китая въ бассейнѣ Меконга: Лаосъ и Сіамъ: Люангъ-Прабангь — отъ 15.000 до 20.000 жителей; Нонгъ-Кай— 6.000;. Коратъ (Муготъ)— 6.000 жителей. Камбоджа: Пномъ-пеньхъ — отъ 30.000 до 35.000 жителей; Сайгонъ— 65.000; Шолонъ— 15.000; Мито— 10.000 жителей. Самое многолюдное городское поселеніе Ан- намскаго королевства не резиденція, а главный городъ Тонкина, называемый въ просторѣчіи Ганой, по имени его провинціи, или иначе Кешо, т. е. «Рынокъ» по преимуществу; оффиціаль- ныя его наименовавія Бакъ-тань, «Сѣверная цитадель», по-китайски Донгъ-кинь, «Восточ­ ная столица». Расположенный на правомъ бе­ регу Красной рѣки, по которой морскія джон­ ки китайцевъ и пароходы, имѣющіе не болѣе- 2 метровъ водоуглубленія, поднимаются во вся­ кое время до его набережныхъ, этотъ городъ находится почти около центра обширной Тон­ кинской равнины, и уже въ теченіе слишкомъ двухъ тысячъ лѣтъ мѣстныя произведенія и товары, привозимые съ верховьевъ рѣки и ея притоковъ, направляются къ его складамъ. По промышленности, искусствамъ, литературѣ, Га­ ной тоже первый городъ Аннама; это кохин- хинскій «Парижъ»: оттуда и изъ сосѣдией де­ ревни происходить рѣзная мебель, лаковыя издѣлія, инкрустаціи на перламутрѣ, напоми- нающія японскую работу ‘). Большинство дм- мовъ построено изъ кирпича и камня, улицы вымощены мраморными плитами; городъ окру- женъ прекрасными бульварами, а также земля- нымъ валомъ, защищающимъ его отъ наводне - ній. Нѣсколько тысячъ китайцевъ, живущихъ въ отдѣльной части города, служатъ посредни­ ками' торговаго обмѣна между Ганоемъ и Сре­ динной имнеріей; они отправляютъ преимуще­ ственно товары европейскаго происхождеиія и. покупаютъ взамѣігь олово и опіумъ. Торговля Ганоя съ Юннаномъ по Красной, рѣкѣ въ 1880 году (по свѣдѣніямъ, собраннымъ Кергарадекомъ): Вывозъ— 1.369.000 франковъ;. привозъ — 2.160.000 франк. Въ 1887 году общая цѣнность ввоза въ Га­ ной:— 1.433.647 франковъ. Обширная крѣпость Ганоя, ограда которой *) Kergaradec, „Excursions et Reconnaissances11, X I 1882 . ИНДО-КИТАЙ. 8 6 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz