Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

657 ВОСТОЧНЫЙ ИНДО- КИТАЙ, БАССЕЙНЫ МЕКОНГА и с о н г ъ - к о я . 858 аллеи, обставленный по сторонамъ гигантами или фантастическими животными, лѣстницы, охраняемыя львами, террасы и галлереи, на­ селенный статуями, перестали, поддерживае­ мые узорчатыми столбами, стрѣльчатые своды, многоэтажный пирамиды, сплошь убранныя скульптурными работами, расположенными въ формѣ вѣера, слѣдуютъ другъ за другомъ на необозримое пространство: простая дверь, ко­ лонна возбуждаютъ удивленіе тонкой отдѣлкой деталей, оригинальностью арабесокъ, и, между тѣмъ, общее расположеніе цѣлаго отличается изумительной простотой; нигдѣ богатство ор­ наментами не переходить въ хаотическую пу­ таницу, какъ это мы видимъ во многихъ памят- никахъ Передней Индіи. Дикія травы, гир­ лянды ліанъ, даже цѣлые лѣса, которые овла- дѣли зданіями, пробиваясь между плитами и ступеньками, или обвиваясь вокругъ колоннъ и статуй, или обхватывая вѣтвями башни, еще болѣе увеличиваютъ красоту и живописность этихъ пустынныхъ храмовъ. Когда входишь по аллеѣ гигантовъ въ ограду собственно го­ рода, Ангкора Великаго, и когда увидишь баш­ ни, поднимающаяся надъ высокими городски­ ми стѣнами и ихъ тріумфальными воротами, невольно проникаешься уваженіемъ къ хмер- скому народу былыхъ временъ и надеждой на будущность его потомковъ. Другія руины храмовъ, крѣпостей, городовъ встрѣчаются въ тысячѣ мѣстахъ въ области холмовъ. которая наполняетъ треугольное про­ странство, заключающееся между Меконгомъ и восточнымъ берегомъ Болыпаго Озера: тамъ каждое «высокое мѣсто» имѣло на вершинѣ свой храмъ, и изслѣдователи Делапортъ, Раттъ, Эимонье видѣли великолѣпные остатки этихъ религіозныхъ зданій. Въ мѣстности, лежащей къ югу отъ озера, открыты другіе остатки ста­ рины, принадлежащее болѣе древней цивили- заціи, различные предметы каменнаго вѣка, глиняныя издѣлія, стрѣлы, орудія изъ метал­ ла, смѣшанные съ костями людей и живот­ ныхъ '). Постепенное обсыханіе страны есть, вѣроятно, главная причина постепенна™ обез- людненія тѣхъ мѣстъ: воды удалились отъ Анг­ кора и сосѣднихъ городовъ, морской заливъ превратился въ озеро, а теперь мало-по-малу превращается въ болото 2). Теперешнія груп­ пы жилищъ состоятъ изъ кучекъ хижинъ и озерныхъ городковъ, воздвигнутыхъ на бамбу- ковыхъ платформахъи защищенныхъотъзлыхъ духовъ солнечнымъ зонтикомъ, украшеинымъ цвѣтами и кокосовымъ орѣхомъ 3). Ниже Четырехъ Рукавовъ, нѣсколько тор­ говыхъ городовъ или, вѣрнѣе сказать, нѣсколь- ко собраній деревень, слѣдуютъ одно за дру- ') Moura; Noulet, etc. s) Boulangier, „Excursions et Reconnaissances", IX, 1881. a) Buchard, тотъ же сбораикъ. гимъ по Задней рѣкѣ. Изъ этихъ поселеній, Шаудокъ, во французской Кохинхинѣ, имѣетъ ту выгоду, что находится въ прямоиъ сообще- ніи съ Сіамскимъ моремъ посредством!, судо- ходнаго канала, который проведенъ до Гатіена, окруженнаго перечными плантаціями; но этотъ каналъ, прорытіе котораго стоило жизни огром­ ному числу рабочихъ, можетъ служить лишь баркаыъ незначительна™ водоуглубленія, и са­ мый портъ, передъ которымъ аннамиты зато­ пили, около половины текущаго столѣтія, гро­ мадный каменныя глыбы, чтобы запереть про­ ходъ сіамскому флоту '), доступенъ судамъ только въ часы прилива. Кампотъ, лежащій на сѣверо-западѣ, на камбоджской территоріи, имѣетъ болѣе глубокую гавань, и мѣсто якор­ ной стоянки тамъ лучше защищено отъ вѣтровъ; оттого этотъ портъ съ незапамятныхъ временъ посѣщается китайскими и малайскими море­ плавателями; тамъ оканчивается кратчайшій путь изъ Удонга и Пномъ-пеньха къ (дамско­ му заливу. Ниже ІПаудока, близъ Лонгъ-Ксюе- на, естественный потокъ или рукавъ откры­ ваешь другую дорогу къ западному морю, но, какъ и шаудокскій каналъ, онъ доступенъ толь­ ко мелкимъ судамъ туземцевъ. Передняя рѣка проходитъ передъ городомъ Садекъ, затѣмъ, въ сосѣдствѣ Випь-Лонга, складочнаго торговаго пункта и укрѣпленнаго мѣста, она развѣтвляется на два рукава, кото­ рые, въ свою очередь, подраздѣляются на дру- гіе рукава, образуя второстепенную дельту. Мито, на сѣверномъ рукавѣ, есть главный го­ родъ этой дельты; положеніе его представляетъ двойную выгоду, такъ какъ онъ стоитъ на бе­ регу большой рѣки и сообщается съ Сайго- номъ и дельтой Донная посредством!, рашъ, или судоходнаго рукава, назьтваемаго почто- вымъ арройо\ здѣсь производится торговый об- мѣнъ между Сайгономъ и Мекпнгомъ; это рѣч- ной портъ главнаго города французской Ко­ хинхины, съ которымъ онъ соединен!, желез­ ной дорогой. Какъ большинство торговыхъ го­ родовъ Востока, Мито состоитъ изъ двухъ ча­ стей—изъ квартала цитадели, вокругъ которой расположены дома европейцев!,, и изъ квар­ тала туземцевъ и китайцевъ, передъ которымъ стоятъ иа якорѣ джонки. Сайгонъ, столица французскихъ владѣній и главный городъ Индо-Китая между Банкокомъ и Ганоемъ, лежитъ не на рукавѣ Меконга, но, благодаря глубинѣ его фарватера, опъ сделал­ ся портомъ этой рѣки: какъ Рангунъ и даже Калькутта, онъ соединен!, съ потокомъ доли­ ны, для которой онъ служить средоточіемъ торговли, лишь боковыми вѣтвями второсте­ пенной дельты. Сайгонъ, называемый аннами­ тами Гіадинь, перешелъ во французское владѣ- ніе въ 1859 году, и съ этой эпохи онъ при- *) Boulangier, „Excursions et Reconnaissances",IX, 1681.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz