Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 5 5 ГЛАВА ш . — ИНДО-КИТАЙ. 85t> трудно доступный французскимъ канонеркамъ; король, опасаясь возстанія своего народа, хо- тѣлъ быть подъ непосредственною защитой ино- странныхъ солдата ‘). Въ Камбоджѣ, какъ и въ Сіамѣ, королевскія резиденции часто были перемѣщаемы. Пномъ-пеньхъ уже второй разъ столицей государства.Три города Удонгъ послѣ- довательно смѣнились въ сосѣдствѣ одинъ дру гаго. На сѣверѣ, городъ Ловекъ, который тоже былъ столицей и который человѣческія жертво- приношенія, говоритъ легенда, сдѣлали неодо- лимымъ, прекратилъ свое существованіе, но и теперь еще видны остатки тройнаго ряда его стѣнъ 2). Какъ эти, такъ и другіе разрушенные города, яаходящіеся въ недалѳкомъ разстояніи отъ вершины дельты, свидѣтельствуютъ о важ ности, которую имѣла эта область во всѣ вре мена для торговаго обмѣна, и о войнахъ, кото рыя здѣсь велись изъ-за обладанія богатыми рынками края. Нѣсколько земледѣльческихъ ко- лоній шамовъ и малайцевъ-магометанъ, проис- ходяіцихъ отъ плѣнниковъ, разсѣяны въ раз ныхъ частяхъ страны; христіане, многочислен ные среди мѣстнаго населенія, приписываютъ себѣ, по большей части, португальское проис- хожденіе. Между ними выбираются королевскіе телохранители. Естественный центръ королевства Камбоджи въ нынѣшнихъ его, незначительныхъ противъ прежняго времени, размѣрахъ составляетъ об ласть Четырехъ Рукавовъ; но когда хмерское государство заключало въ себѣ, вмѣстѣ съ дру гими провинціями, всю поперечную низмен ность, соединяющую двѣ рѣки, Менамъ и Ме конгъ, посредствомъ бассейна озера Тонлесапъ, естественная средина страны находилась на берегу озера и въ мѣстностяхъ, простирающих ся на западъ къ Баттамбангу. Близъ этого внутренняго моря стоялъ городъ Индра, про славленный преданіями и напоминаемый мно гочисленными руинами, разсѣянными въ лѣ- сахъ. Тамъ же, близъ нынѣшняго города Сіемъ- рсапъ, находятся замѣчательнѣйшія развалины Камбоджи и всего Индо-Китая, ангкорскіе хра мы и дворцы. Эти знаменитые памятники, сла ва хмерской архитектуры, были уже извѣстны католическимъ миссіонерамъ въ половияѣ шест- надцатаго столѣтія, и съ той эпохи они никог да не были совершенно забыты. Миссіонеръ Буйльво видѣлъ ихъ въ 1850 году, но внима- ніе къ нимъ западнаго міра было серьезно воз буждено лишь послѣ путешествія Мугота въ 18G1 году; нѣсколько лѣтъ позднѣе ангкорскія руины были долго изслѣдуемы путешествен- никомъ де-Лагре и его товарищами, и съ тѣхъ поръ многіе другіе путешественники ѣздили изучать эти чудные остатки старины, которыхъ надписи и статуи раскроютъ современемъ О Fr. Garnier, „Voyage d’Exploration en Indo-Chine“. 3) Adolf Bastian, „Reise durch Kambodja nach Cocbin- china“. страницу за страницей всю исторію Камбоджи. Потомки строителей забыли имена зодчихъ: они говорятъ. что «ангелы» или «гиганты» воздвигли эти стѣны и эти башни; другіе ту земцы утверждаютъ, что эти удивительиыя зданія «сами собою явились на свѣтъ ‘). Низ веденные опять почти въ первобытное дикое состояніе подъ тяготѣющимъ надъ ними про- должительнымъ гнетомъ, который освящается этими великолѣпными храмами, символами слѣ- пой вѣры и безусловнаго повиновенія, камбод- жійцы совершенно утратили художественное преданіе, и европейцы не могутъ достаточно надивиться при видѣ такихъ грандіозныхъ зда- нійвъмѣстности,гдѣ и не ожидаешь найти ниче го, кромѣ деревянныхъ хижинъ и шалашей изъ пальмовыхъ листьевъ 2). Ангкорскіе памятники, которые частью вос- ходятъ къ десятому столѣтію и постройка ко торыхъ была, повидимому, вдругъ прервана въ четырнадцатомъ вѣкѣ, представляютъ собою особенную фазу буддійской религіи, относя щуюся кътой эпохѣ, когда, подънепосредствен- нымъ вліяніемъ Индіи и Цейлона, миѳы о Брамѣ, Сивѣ, Вишну, Рамѣ смѣшивались съ миоами «Великаго Ученія»: между статуями и барельефами, украшающими ангкорскіе памят ники, есть много изваяній, изображающихъ Браму съ «четырьмя головами», тримурти, ли ца и сцены изъ индусскихъ эпопей; встрѣчают- ся тамъ и слѣды культа змѣй: нага о семи го- ловахъ составляетъ одинъ изъ наиболѣе упо- требительныхъ мотивовъ тогдашняго религіоз- наго искусства3). Надписи храмовъ долгое вре мя оставались непрочитанными; но, по счастью, многіе изъ этихъ эпиграфическихъ памятни- ковъ написаны на двухъ языкахъ: санскрита, священный языкъ, былъ употребляемъ строите лями на-ряду съ вульгарлымъ идіомомъ. Бла годаря этому обстоятельству, Кернъ въ Евро- пѣ и Эймонье въ Камбоджѣ успѣли перевести различныя надписи, которыя констатируютъ вліяніе индійской цивилизаціи въ эту эпоху исторіи хмерскаго народа; самый древній изъ этихъ письменныхъ памятниковъ относится къ 667 году христіанскаго лѣтосчисленія 4). Смѣ- шанныя традиціи индусской архитектуры так же встрѣчаются въ храмахъ Камбоджи; но они слились тамъ въ гармоническое цѣлое: хмер ское искусство, которое можно оцѣнить во Франціи по фрагментамъ, хранящимся въ му- зеѣ Делапорта, въ Компьенѣ, имѣетъ отнынѣ свое мѣсто между стилями, создавшими зна чительный произведенія. НІирокія подъѣздныя ') Mouchot, цитированное сочшіѳніе. 2) De Lagree, Bastian; Delaporte; Aymonier; De Croi- zier; Bartet, etc. a) Becker, „Der Schlangenmytlms11, „Kosmos11, III, Ju- ni 1879. 4) „Journal officiel de la Republique franfaiso“, 14 aoilt 1882.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz