Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
«45 ВОСТОЧНЫЙ ИНДО-КИТдЙ, БАССЕЙНЪ МЕКОНГА И СОНГЪ-КОЯ. 846 законы, искусства и науки: право гражданства принадлежитъ уже заранѣе китайцамъ, кото рые приходятъ—въ числѣ, ограничен номъ во лею государя—поселиться въ аннамской землѣ; въ нихъ видятъ старшихъ братьевъ, которые приходятъ сѣсть за столь младшихъ брать- евъ *.); ихъ называютъ «господами», и они дѣйствительно держать себя въ отношеніи ту земцевъ какъ господа: самый мелкій китайскіЁ торгашъ гордо проходить передъ самымъ са- новнымъ мандариномъ 2). Аннамитскій глава семейства имѣетъ ту же роль, какъ и китайскій «тецъ: полптическій и религіозный глава всѣхъ своихъ семействъ, онъ является верховнымъ •судьей и вершителемъ всѣхъ споровъ, возни- кающихъ между родственниками, и представи тель судебной власти вмѣніивается только за тѣмъ, чтобы оказать ему свое содѣйствіе 3). Аннамиты пытаются также подражать китай цамъ въ обрядностяхъ брака, хотя нравы обез- печиваютъ женщпнѣ гораздо большую свободу, чѣмъ въ Срединной имперіи: ноги у пея не уродуются, какъ у китаянокъ, и нигдѣ ее не держать затворницей въ женскомъ теремѣ 4). Всѣ жители «Умиротвореннаго юга» считаются равными передъ закономъ, какъ и обитатели «Цвѣтущаго царства», и всѣмъ равно открыть достуиъ къ должностямъ государственной служ бы: по закону, одна только заслуга, подъ га- рантіей публичныхъ экзаменовъ, даетъ право на поступленіе въ сословіе мандарииовъ. Ли- тературныя испытанія организованы по тому же образцу: какъ въ той, такъ и въ другой страпѣ кандидаты помещаются въ отдѣльную ложу для составленія на заданную тему запис ки, которая должна обезпечить побѣдителямъ, вмѣстѣ съ степенью въ родѣ баккалавра, извѣ- •стныя изъятія, привилегіи и право вступленія на службу въ присутственньтя мѣста. Подоб ный же, болѣе трудныя испытанія доставляютъ -счастливымъ конкуррентамъ степень лицен- ціата, затѣмъ степень доктора. Послѣдній экза- менъ производится при королевскомъ дворѣ и даетъ избраннымъ важныя мѣста въ админи- страціи государства; но хотя «правило выс- шаго образованія», въ силу котораго назна чаются мандарины, состоитъ въ томъ, чтобы «обновлять людей и приводить ихъ къ совер шенству», сословіе аннамитскихъ чиновниковъ не менѣе испорчено, чѣмъ китайское чиновни чество. Не неся никакой отвѣтственности пе редъ народомъ и имѣя надобность искать толь ко благоволенія повелителя, мандарины забо тятся только о томъ, чтобы заручиться мило. ') Le Grand de la Liraye, „Notes historiques sur la nation annamite“. a) Dutreuil de Rhins, „Le royaume d’Annam et les Annamites". 3) Villard, „Excursions et Reconnaissances11, XI, 1882. 4) Tran-Nuaug-Hanh, Anna'es des l’Extreme Orient11, iuin 1882. стью «отца и матери десяти тысячъ народовъ», «августѣйшаго и святаго» императора, «Сына неба», и тѣмъ самымъ имъ обезпечены всѣ права, законныя и незаконныя. За исключе- ніемъ нѣкоторыхъ измѣноній, касающихся по дробностей, правительство и администрація воспроизводятъ образецъ, представляемый «Ве ликою и чистою имперіей», т. е. Китаемъ. Р а з личныя отрасли государственнаго управленія распредѣлепы между министерствами такимъ же образомъ, какъ и въ Китаѣ; мандарины имѣютъ подобный же функціи, какъ и кнгай- скіе сановники; аннамитскій сводъ законовъ воспрозводитъ почти всѣ постановленія китай- скаго кодекса. Общины, или лангъ , происхо ждение которыхъ сходно съ происхожденіемъ китайской общины, пользуются, подобно ио- слѣдней, самоуправленіемъ; онѣ управляются совѣтомъ нотаблей, свободны отъ всякой опеки центральной власти, имѣютъ собственную по- лицію и сами собираютъ налоги, за исправный взносъ которыхъ отвѣтствуютъ всѣ семейства, связанный круговою порукой. Въ мѣстахъ ко лонизации новыя группы возникаютъ путемъ частной иниціативы; общинники, получившіе въ пользованіе земли, съ обязательствомъ упла чивать налогъ, дѣлятъ между собой почву уча стками, обращающимися въ личную собствен ность, совокупность которыхъ составляетъ об щину ‘); но муниципальные избиратели, поль- зующіеся правомъ голоса на выборахъ, начи ная съ семнадцатилѣтняго возраста, состоять лишь изъ «внесенныхъ въ списки», т. е. изъ владѣльцевъ «очага» или «дыма>. Аннамиты очень ревниво охраняютъ это право граждан ства; торговые люди иностраннаго происхожде шя вносятся въ списки избирателей только въ третьемъ или четвертомъ поколѣніи. Китайскому вліянію противодѣйствуетъ те перь другое, вліяніе Франціи, подготовленное въ прошломъ столѣтіи епископомъ Адраномъ и офицерами, построившими цитадели для им ператора Гіалонга. Владѣя. съ 18(52 года ча стью южной Кохинхины, французы удвоили пЯть лѣтъ спустя пространство зтого владѣпія, и, уже будучи «протекторами» короля Кам боджи, опи заключили въ 1874 году политиче- скій и торговый трактата съ королемъ айнам- скимъ, обезпечивавшій имъ болынія выгоды. Признавая за этимъ государемъ его «полную независимость въ отношеніи всякой Иностран ной державы», они обѣщали ему свою под держку противъ всякаго нападенія; съ своей стороны, король аннамскій обязывался «согла совать свою внѣшнюю политику съ политикою Франціи». Въ то же время онъ открывалъ три морскіе порта королевства иностранной торго- влѣ и позволялъ европейскимъ судамъ подни*) Landes, „Excursions et Reconnaissances", V, 1880; Villard, цитированный ыемуаръ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz