Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 4 3 ГЛАВА III.--ИНДО-КИТАЙ. 84 I перваго взгляда легко отличить китайцевъ, западнаго берега Йндустана— тоже держатся недавно переселившихся въ край, отъ ихъ со- особнякомъ отъ кохинхинскаго населенія. племенниковъ-метисовъ: цвѣтъ кожи у нихъ Моплахи представлены нисколькими семей- болѣе желтоватый, лицо болѣе плоское, жи- ствами торговцевъ '). вотъ менѣе вздутый. Вообще, мужчины го- По языку, такъ же, какъ и по нроисхожде- раздо болѣе уродливы, чѣмъ жевщивы. въ смѣ- нію, аннамиты сродни китайцамъ. Ученый шанной расѣ. Болынія головы съ выдающи- діалектъ, которымъ говорятъ еще при дворѣ мися скулами, худощавые члены, узкая грудь, въ Гуэ, есть чистое мандаринское нарѣчіе, и на толстомъ животѣ придаютъ имъ видъ до- для всѣхъ оффиціальныхъ документовъ поль- вольно неуклюжій, но женщины отличаются зуются китайскими письменными знаками; въ изящнымъ бюстомъ *). Франко-аннамитскія резиденціи Сайгонѣ употребляютъ одинаково номѣси, число которыхъ все болѣе и болѣе какъ китайскіе знаки, такъ и произведенные увеличивается, хорошо выносятъ тамошній отъ нихъ аннамитскіе. Обыкновенный или об- климатъ, какъ и авнамо-китайскіе метисы, щенародный кохинхинскій языкъ, подобно кан- или мингъ-гюонги; дѣти, очень миловидныя, тонскому нарѣчію и фокіенскому говору, со- имѣютъ немного вздернутый носъ, каштановые стоитъ изъ односложныхъ словъ, которыя раз- волосы и цвѣтъ лица яѣсколько свѣтлѣе, чѣмъ личаютъ одно отъ другаго при помощи особен- у туземцевъ 2). наго пѣвучаго тона, измѣняемаго сообразно Какъ аннамиты оттѣсняютъ моевъ, такъ смыслу каждаго слова; въ аннамскомъ языкѣ точно китайцы постепенно дѣлаютъ захваты существуютъ шесть такихъ интонацій— ров- среди аннамскаго населенія. Внутри страны - вая, протяженная, острая, глухая, легкая и рѣзкій контраста, который представляютъ въ тяжелая 2). Этотъ идіомъ такъ мало отличается отношеніи климата умѣренное нагорье Юннана отъ другихъ китайскихъ діалектовъ, что коло- и тропическія долины индо-китайскихъ гор- нисты Срединной имперіи, лереселившіеся во ныхъ цѣпей, затрудняетъ иммиграцію «дѣтей французскую Кохинхину, оставляютъ свои об- Ганаі. Вторженіе послѣднихъ происходить ластныя нарѣчія и говорятъ на сайгонскомъ окольцымъ путемъ, черезъ морское прибрежье; языкѣ. Однако, въ аннамитскомъ идіомѣ су- ири переходѣ съ береговъ Фокіена и Кюантуна ществуетъ нѣкоторое число словъ, не встрѣ- къ берегамъ Аннама и Камбоджи акклимати- чающихся въ китайскомъ словарѣ и принадле- зація легка, и здѣсь-то и совершается посте- жащихъ, какъ полагаютъ, къ языку абориге- пенно, шагъ за шагомъ, процессъ китайскаго новъ, покоренныхъ народомъ гіао-ши. Во завоеванія. Смѣшеніе китайцевъ и аннамитовъ французской Кохинхинѣ образовался чудовищ- черезъ браки, происходящее въ полуденной ный «сабиръ» (смѣшанныйжаргонъ),состоящій Кохинхинѣ путемъ мирнаго переселенія, про- изъ словъ китайскихъ и аннамитскихъ, фрап- должается въ сѣверной части Тонкина воин- цузскихъ и провансальскихъ, испанскихъ и ственными нашествіями. Шайки «Черныхъ португальскихъ, англійскихъ, латинскихъ, ма- флаговъ», овладѣвшія долинойрѣки Сонгъ-кой, лайскихъ, соединенныхъ чисто механически, иа границахъ китайскихъ провинцій Юннана безъ всякой флексіи, и все болѣе и болѣе рас- II Куангсн, банды «Желтыхъ флаговъ», стере- пространяется въ портахъ морскаго прибрежья, гущія тѣснины «Свѣтлой рѣки», состоятъ пре- Алфавитъ, принятый во французскихъ шко- имущественно изъ китайцевъ, которые, безъ лахъ, разнится отъ латинской азбуки лишь сомнѣнія, мало-по-малу затеряются въ массѣ акцентами да нѣкоторыми различительными туземнаго населеиія, какъ это случилось съ знаками, указывающими тоны. Аннамитская множествомъ другихъ шаекъ, которыя имъ литература состоитъ, главнымъ образомъ, изъ предшествовали. Что касается малайцевъ Ко- народныхъ пѣсенъ и пословицъ. хинхины, которые почти всѣ— кучера и извоз- Политическія и соціальныя учрежденія Ан- чики въ Сайгонѣ, земледѣльцы или лодочники нама сложились по китайскому образцу: про- въ окружающихъ провинціяхъ, то они гораздо стая провинція Срединной имперіи въ теченіе менѣе смѣшиваются съ аннамитами, такъ какъ слишкомъ тысячи лѣтъ, а теперь вассальное большинство изъ нихъ приходятъ въ край со королевство, признающее надъ собою верхов- рвоими семьями; на берегахъ Меконга и озера ную власть богдыхана, страна эта не пере- Тонле-сапъ существуютъ многочисленныя ма- ставала тяготѣть и обращать взеры къ сѣвер- лайскія колоніи, которыя основались тутъ, ному государству, какъ къ идеалу, походить должно быть,въ глубокой древности, такъ какъ на который считалось достославнымъ. Изъ Ки- поселяне не имѣютъ никакого преданія о вре- тая она получила свое воспитаніе, свою лите- мени ихъ прибытія въ край. Индусскіе имми- ратуру и театръ, свои религіозные обряды, гранты, извѣстные вообще подъ именемъ ма- — -------- :—■ лабарцевъ—даже тѣ, которые пришли не СЪ О Gaultier de Claubry, „Bulletin de la Soci3t<S -------------------- ------------------------------------------------------------------ d’Anthropologie11, 3-e fascicule 1882. *) ffernich, „Geographisch-medicinishe Studien". 5) Maratte, „Annales do la Propagation de la Foi“, *) Morice, „Bulletin de la SocitHe d’Antliropologie", 1832; Leraire, „Cochinchine fran^aise ot royaume du fevrier 1875. Canibodge11; Le Grand de la Liraye.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz