Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

« 3 9 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 8 4 0 немъ французской Кохинхины, ибо большин­ ство хмеровъ были оттуда прогнаны или истреблены; огромное большинство ея населе- нія состоитъ теперь Изъ кохинхинцевъ; нако­ нецъ, колоніи бѣглыхъ аннамитовъвстрѣчаются въ нѣкоторыхъ рѣдкихъ мѣстахъ на западной покатости горъ, въ земляхъ моевъ и лаонцевъ; повсюду, гдѣ они являются уединенными груп­ пами, они дѣлаются родоначальниками и въ короткое время образуетъ важный элементъ населенія. Рядомъ съ камбоджійцами и моями, обладаю­ щими сильно развитыми мускулами, аннамиты не отличаются видной осанкой. Они мало­ рослы, но пропорціонально сложены; тучность встрѣчается у нихъ гораздо рѣже, чѣмъ у ки­ тайцев!.. Недостатокъ физической силы они выкупаютъ гибкостью членовъ; особенно ноги у нихъ отличаются замечательною ловкостью; благодаря удалеиію болыпихъ лальцевъ на ногѣ, указываемому самимъ именемъ гіао-нш, они легко подбираютъ предметы, находящееся на землѣ или на полу, и поднимаютъ ихъ до высоты руки. Поступь ихъ свободная, непри­ нужденная; но у женщинъ она кажется не­ сколько нескромною, но причинѣ косвеннаго положенія бедеръ и происходящего отъ того качанія торса '). Что касается лица, то оно широкое и плоское, какъ лицо китайцевъ, и приближается больше къ формѣ ромба; вѣко также слегка болѣе скошенное 2); смотря по воспитанію, мѣсту пребыванія, роду занятій, цвѣтъ кожи различный, измѣняясь отъ грязно- бѣлаго до шоколаднаго. Борода появляется поздно, и то только надъ губами, и на подбо­ родке. Аннамиты быстро старѣются; въ пять- десятъ лѣтъ человѣкъ уже выглядитъ совсѣмъ старикомъ 3). Какъ мужчины, такъ и женщины, вообще менѣе различающееся между собою, чѣмъ въ другихъ странахъ, чертами лица и голосомъ, носятъ длинные волосы и собираютъ ихъ на верхушкѣ головы, такъ чтобы уши были открыты 4). Костюмъ состоитъ, у обоихъ половъ, изъ широкихъ панталонъ и платья; мужчины не всегда ходятъ съ голою головой, какъ сіамцы; они носятъ шляпу въ формѣ ко­ нуса, тогда какъ женщины надѣваютъ на го­ лову родъ круглаго подноса, очень легкаго, подъ которымъ ихъ маленькое лицо едва видно. Въ'то время, какъ хмеры воздвигаютъ свои хижины по большей части на курганахъ и песчаныхъ буграхъ, бывшихъ дюнахъ, кохин- *) Morice; Wernich; Mpndiere; Dutmiil de Rhins. a) Mondiere, „Monographie de la femme de la Cochinchine14. 3) Haimand, „Bulletin de la Soeiete d’Anthropologie", 1863. 4) Luro, „Le Pays d’Annam"; Richard, „Rerue maritime et coloniale"; Pallu, „Expedition de Cochinchine"; Thorel, „Voyage d’Exploration". хинцы строятъ настоящіе озерные города на берегу воды или даже въ ложѣ рѣкъ ‘). Аннамитъ кажется холоднымъ и рѣдко поз- волитъ себѣ унизиться до того, чтобы изъявлять удивленіе чему бы то ни было; онъ склоненъ къ критикѣ, охотно осмѣиваетъ высшихъ; мститъ насмѣшками за вынужденную унижен­ ность въ отношеніи великихъ міра сего. Семья составляетъ для него своего рода предмета культа: онъ почитаетъ родителей, совѣтуется съ женой во всякомъ дѣлѣ и предпріятіи, воспитываетъ дѣтей съ большою заботливостью. Онъ отличается большою природною кротостью и мягкостью характера. «Природа велико­ душна, мы должны подражать ей»—поговорка, очень употребительная въ аннамитскихъ се- мействахъ. Никогда онъ не вдастся въ постыд- пые споры и перебранки въ родѣ тѣхъ, какіе такъ часто вспыхиваютъ въ городахъ Запада. Мужество его не обнаруживается въ нападе- ніи; у него нѣтъ ни страсти къприключеиіямъ, ни любви къ борьбѣ, и онъ убѣгаетъ безъ стыда, когда не имѣетъ никакой серьезной причины принять битву; но онъ обладаетъ силой сопро- тивленія, стойкостью и умѣетъ умирать такъ, что ни одинъ мускулъ на лицѣ не дрогнетъ. Онъ любитъ родную землю и покидаетъ ее лишь съ болью въ сердцѣ; однако, онъ отлу­ чается на время, чтобы помочь нуждамъ своей семьи, и, въ качествѣ торговца или судовщика, предпринимаетъ дальнія путешествія. Умъего живой; аннамитскія дѣти учатся съ удивитель­ ною легкостью; очень любознательный и понят- ливыя, они охотно пользуются представляющи­ мися имъ случаями къ ученью. Благодаря но- вымъ іпколамъ, открытымъ теперь въ дерев- няхъ французской Кохинхины, едва-ли най­ дется хоть одинъ туземецъ новаго поколѣнія, который не умѣлъ бы читать и писать латин­ скими буквами 2). Буддисты по имени, анна­ миты еще менѣе набожны, чѣмъ китайцы, и такъ же, какъ у «сыновъ Гана», мораль Конфу- ція проповѣдуется у нихъ болыпинствомъ «ученыхъ» только для того, чтобы скрыть на­ смешливый скептицизмъ подъ прекрасными нравственными правилами, завѣщанными про­ шлыми вѣками. Какъ и въ Китаѣ, культъ силъ •природы, культъ геніевъ и предковъ соста­ вляютъ здѣсь истинную религію, ту религію, которая вошла въ самую жизнь народа. Въ Товкинѣ каждая деревня имѣетъ своего духа- покровителя, каждый духъ имѣетъ свой храмъ, и повсюду религіозные обряды различаются, смотря по качествами, приписываемымъ бо­ жествами, по опасностямъ, которыя надлежитъ устранить, по выгодамъ, которыя нужно полу­ чить. Первый католическій миссіонеръ въ Ко- *) Gaultier de Claubry, „Bulletin de la Societe d’Anthropologie", 3 fasc., 1882. 3) Morice, „Bulletin de la Soci'Ste d’Anthropologie de Paris", mars et mai 1875.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz