Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
« 3 9 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 8 4 0 немъ французской Кохинхины, ибо большин ство хмеровъ были оттуда прогнаны или истреблены; огромное большинство ея населе- нія состоитъ теперь Изъ кохинхинцевъ; нако нецъ, колоніи бѣглыхъ аннамитовъвстрѣчаются въ нѣкоторыхъ рѣдкихъ мѣстахъ на западной покатости горъ, въ земляхъ моевъ и лаонцевъ; повсюду, гдѣ они являются уединенными груп пами, они дѣлаются родоначальниками и въ короткое время образуетъ важный элементъ населенія. Рядомъ съ камбоджійцами и моями, обладаю щими сильно развитыми мускулами, аннамиты не отличаются видной осанкой. Они мало рослы, но пропорціонально сложены; тучность встрѣчается у нихъ гораздо рѣже, чѣмъ у ки тайцев!.. Недостатокъ физической силы они выкупаютъ гибкостью членовъ; особенно ноги у нихъ отличаются замечательною ловкостью; благодаря удалеиію болыпихъ лальцевъ на ногѣ, указываемому самимъ именемъ гіао-нш, они легко подбираютъ предметы, находящееся на землѣ или на полу, и поднимаютъ ихъ до высоты руки. Поступь ихъ свободная, непри нужденная; но у женщинъ она кажется не сколько нескромною, но причинѣ косвеннаго положенія бедеръ и происходящего отъ того качанія торса '). Что касается лица, то оно широкое и плоское, какъ лицо китайцевъ, и приближается больше къ формѣ ромба; вѣко также слегка болѣе скошенное 2); смотря по воспитанію, мѣсту пребыванія, роду занятій, цвѣтъ кожи различный, измѣняясь отъ грязно- бѣлаго до шоколаднаго. Борода появляется поздно, и то только надъ губами, и на подбо родке. Аннамиты быстро старѣются; въ пять- десятъ лѣтъ человѣкъ уже выглядитъ совсѣмъ старикомъ 3). Какъ мужчины, такъ и женщины, вообще менѣе различающееся между собою, чѣмъ въ другихъ странахъ, чертами лица и голосомъ, носятъ длинные волосы и собираютъ ихъ на верхушкѣ головы, такъ чтобы уши были открыты 4). Костюмъ состоитъ, у обоихъ половъ, изъ широкихъ панталонъ и платья; мужчины не всегда ходятъ съ голою головой, какъ сіамцы; они носятъ шляпу въ формѣ ко нуса, тогда какъ женщины надѣваютъ на го лову родъ круглаго подноса, очень легкаго, подъ которымъ ихъ маленькое лицо едва видно. Въ'то время, какъ хмеры воздвигаютъ свои хижины по большей части на курганахъ и песчаныхъ буграхъ, бывшихъ дюнахъ, кохин- *) Morice; Wernich; Mpndiere; Dutmiil de Rhins. a) Mondiere, „Monographie de la femme de la Cochinchine14. 3) Haimand, „Bulletin de la Soeiete d’Anthropologie", 1863. 4) Luro, „Le Pays d’Annam"; Richard, „Rerue maritime et coloniale"; Pallu, „Expedition de Cochinchine"; Thorel, „Voyage d’Exploration". хинцы строятъ настоящіе озерные города на берегу воды или даже въ ложѣ рѣкъ ‘). Аннамитъ кажется холоднымъ и рѣдко поз- волитъ себѣ унизиться до того, чтобы изъявлять удивленіе чему бы то ни было; онъ склоненъ къ критикѣ, охотно осмѣиваетъ высшихъ; мститъ насмѣшками за вынужденную унижен ность въ отношеніи великихъ міра сего. Семья составляетъ для него своего рода предмета культа: онъ почитаетъ родителей, совѣтуется съ женой во всякомъ дѣлѣ и предпріятіи, воспитываетъ дѣтей съ большою заботливостью. Онъ отличается большою природною кротостью и мягкостью характера. «Природа велико душна, мы должны подражать ей»—поговорка, очень употребительная въ аннамитскихъ се- мействахъ. Никогда онъ не вдастся въ постыд- пые споры и перебранки въ родѣ тѣхъ, какіе такъ часто вспыхиваютъ въ городахъ Запада. Мужество его не обнаруживается въ нападе- ніи; у него нѣтъ ни страсти къприключеиіямъ, ни любви къ борьбѣ, и онъ убѣгаетъ безъ стыда, когда не имѣетъ никакой серьезной причины принять битву; но онъ обладаетъ силой сопро- тивленія, стойкостью и умѣетъ умирать такъ, что ни одинъ мускулъ на лицѣ не дрогнетъ. Онъ любитъ родную землю и покидаетъ ее лишь съ болью въ сердцѣ; однако, онъ отлу чается на время, чтобы помочь нуждамъ своей семьи, и, въ качествѣ торговца или судовщика, предпринимаетъ дальнія путешествія. Умъего живой; аннамитскія дѣти учатся съ удивитель ною легкостью; очень любознательный и понят- ливыя, они охотно пользуются представляющи мися имъ случаями къ ученью. Благодаря но- вымъ іпколамъ, открытымъ теперь въ дерев- няхъ французской Кохинхины, едва-ли най дется хоть одинъ туземецъ новаго поколѣнія, который не умѣлъ бы читать и писать латин скими буквами 2). Буддисты по имени, анна миты еще менѣе набожны, чѣмъ китайцы, и такъ же, какъ у «сыновъ Гана», мораль Конфу- ція проповѣдуется у нихъ болыпинствомъ «ученыхъ» только для того, чтобы скрыть на смешливый скептицизмъ подъ прекрасными нравственными правилами, завѣщанными про шлыми вѣками. Какъ и въ Китаѣ, культъ силъ •природы, культъ геніевъ и предковъ соста вляютъ здѣсь истинную религію, ту религію, которая вошла въ самую жизнь народа. Въ Товкинѣ каждая деревня имѣетъ своего духа- покровителя, каждый духъ имѣетъ свой храмъ, и повсюду религіозные обряды различаются, смотря по качествами, приписываемымъ бо жествами, по опасностямъ, которыя надлежитъ устранить, по выгодамъ, которыя нужно полу чить. Первый католическій миссіонеръ въ Ко- *) Gaultier de Claubry, „Bulletin de la Societe d’Anthropologie", 3 fasc., 1882. 3) Morice, „Bulletin de la Soci'Ste d’Anthropologie de Paris", mars et mai 1875.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz