Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 3 5 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 8 3® чего никогда не увидишь у аннамитовъ; ка- новья богатыхъ воспитываются въ кумирняхъ,, жется, что въ типахъ хмеровъ проглядываетъ подъ руководствомъ талапуановъ; они должны- слѣдъ индусской крови. Еостюмъ, очень про- приготовляться къ жизни заучиваніемъ на па­ стой, какъ и одежда сіамцевъ, состоитъ лишь мять молитвъ и благочестивыхъ нзреченій; изъ передника лангутй и шарфа, или изъ кур- имъ обязательно быть монахами прежде, чѣмъ. тки съ металлическими пуговицами; люди выс- сдѣлаться людьми. Многоженство существуетъ. шаго класса стригутъ себѣ волосы въ формѣ только у вельможъ; они одни сохранили ста- щетки, по сіамской модѣ. Подобно болыпин- ринный обычай вступать въ бракъ со своими: ству другихъ индо-китаянокъ, камбоджійскія сведенными сестрами. Богатые имѣютъ также женщины привѣшиваютъ себѣ къ ушамъ кус- привычку держать умершихъ въ своихъ жили- ки дерева или слоновой кости. Въ горахъ Пур- щахъ въ теченіе нѣсколышхъ мѣсяцевъ, преж- сатъ, между Болынимъ Озеромъ и Сіамскимъ де чѣмъ предать ихъ сожженію; иные даже заливомъ, туземныя племена, менѣе цивили- погребаютъ временно трупы, чтобы затѣмъ. зовашіыя, нежели камбоджійцы, жители равни- истребить вырытыя изъ могилы кости огнемъ, ны, принадлежать, какъ полагаютъ, къ той же нѣсколько лѣтъ спустя '). Что касается бѣдня- расѣ; у сіамцевъ они извѣстны подъ именемъ ковъ, то они сжигаютъ своихъ покойниковъ. камменъ-донгъ, или хмеровъ-горцевъ. Всѣ пу- тотчасъ же послѣ кончины; время храненія тешествеиники согласно говорятъ, что камбод- мертвыхъ тѣлъ измѣряется степенью богатства жійцы медлительны, апатичны, но тѳрпѣливы, семействъ. Вуддійскіе монахи, или люкъ-санги, выносливы въ трудѣ и въ существѣ гораздо бо- строгіе блюстители религіознаго устава, ноль- лѣе серьезны, чѣхъ имъ сосѣди, сіамцы или ан- зуются, вообще, большими узаженіемъ, и влія- намиты; теперешняя приниженность камбод- ніе ихъ значительно. Попытки обращенія ту- жійцевъ должна быть приписана нравамъ, раз- земцевъ въ христіанскую вѣру, сдѣланныя ка- вившимся у нихъ подъ вліяніемъ рабства '). толическими миссіонерами, не имѣли до сихъ. Въ Кохинхинѣ и въ Сіамѣ боятся ихъ мсти- поръ никакого серьезнаго результата. Хотя тельнаго нрава и даже часто приписываютъ хмерское царство состоитъ подъ покровитель- имъ дурной глазъ 2). Ихъ релпгіозные обряды ствомъ французской республики, его полити- не составляютъ простой формальности, какъ ческія учрежденія нисколько не измѣнились. обряды большинства другихъ индо-китайцевъ; Король по-прежнему является «неограничен- бракъ у нихъ пользуется болынимъ уваже- нымъ властителемъжизни и имущества» всѣхъ. ніемъ, чѣмъ у аннамитовъ: общественное мнѣ- своихъ подданныхъ. Онъ выбираетъ по сво- ніе осуждаетъ всякаго мужчину, который, до- ему усмотрѣнію мандариновъ, не заставляя ихъ стигнувъ извѣстнаго возраста, не женатъ я не проходить черезъ рядъ литературныхь экза­ бонза. Женщины вѣрны, но горды и ревнивы, меновъ, и созываетъ ихъ дважды въ годъ для Хотя аннамиты, въ качествѣ завоевателей, вы- исполненія церемоніи питья клятвенной воды, казываютъ презрѣніе къ хмерамъ, но эти по- въ которую погружена священная шпага; стра- слѣдяіе, которые еще съ гордостью говорятъ жи, въ одно и то же время воины и жрецы, ■о Мага-Нокоръ, или «Болыномъ царствѣ» сво- дежурятъ посмѣнно день и ночь передъ этимъ ихъ предковъ, смотрятъ на кохинхинце въ какь мечемъ, напѣвая безъ перерыва установлен- на людей, принадлежаіцихъ къ низшей расѣ, и ныя молитвы. Правосудіе, отправляемое судь- рѣдко случается, чтобы камбоджійка взяла ями, которые сами себѣ платятъ жалованье себѣ мужемъаннамита; почти всѣ метисы— кам- штрафами и повинностями, налагаемыми на боджійскаго происхожденія только по отцу, по тяжущихся и подсудимыхъ, продается тому, матери же они аннамиты 3). Хмеры очень кто дороже даетъ; торговля, составляющая ко- любятъ музыку, пѣніе, поэзію: плавая по рѣкѣ, ролевскую монополію, сдается на аренду алч- матросыраспѣваютъ. пѣсни звучнымъ голосомъ; нымъ китайскимъ откупщикамъ; этимъ и объя>- на баркахъ мандариновъ раздаются звуки там- сняется лѣность, въ которой упрекаютъ хмеровъ буриновъ, гармоники, флажолета. Камбоджій- королевства. Понятно, что при подобномъ ре- цы обнаруживают гораздо болѣе вкуса, чѣмъ жимѣ камбоджійская раса, несмотря на всѣ аннамиты, въ постройкѣ домовъ и судовъ. На ея хорошія природныя качества, должна была озерѣ Тонле-сапъ съ перваго взгляда узнаешь придти въ упадокъ. Рабство еще не отмѣнено, національностьсудовщиковъ повнѣшиему виду но съ 1877 года оно сдѣлалось менѣе тяже- ихъ барокъ4). лымъ, исключая служителей пагодъ, которыхъ Такъ же, какъ въ Сіамскомъ королевствѣ, сы- не коснулось это облегченіе; обыкновенно не- 'У вопіІІѳѵеачх, Silvestre etc. вольники получаютъ поденную плату, которая 2) Morice, „Bulletin de la Socičte d’Anthropologie de МОЖѲТЪ ПОМОЧЬ ИХЪ освобождбнпо; ОНИ Н6 СЧИ- Paris", 1875; Lemire, „Cochinchine franfaise et roy- таются болѣе пожизненными рабами И пере- iiume du Cambodge“. •. ходятъ въ состояніе «наемниковъ», слѵжитѳ- ohine“Man ”Mcnographie de la femmede ,aCochin' лей своихъ заимодавцевъ до полной уплаты 4) Bucliard, „Excursions et Reconnaissances", V , ——-— -------- 1880. ') Aymonier, „Geographic du Cambodge“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz