Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 3 3 ВОСТОЧНЫЙ ИНДО-КИТАЙ, БАССЕЙНЫ МЕКОНГА И СОНГЪ -КОЯ. 8 3 4 матерью и кончая правнуками; иногда такимъ образомъ до двадцати лицъ соединены въ од- номъ жплищѣ. Горы Камбоджи, на сѣверѣ и на югѣ Боль- шаго Озера, населены дикарями, какъ и высоты Аннама. Самре, живущіе въ гористыхъ обла стяхъ между Тонле-сапъ и Сіамскимъ зали- вомъ, воздвигаютъ свои хижины на стволахъ деревьевъ, срубленныхъ на высотѣ 2 или 3 метровъ надъ уровнемъ почвы, и не знаютъ другихъ промысловъ, кромѣ звѣроловства и сбора лѣсныхъ нлодовъ; они платятъ подати камедью и драгоцѣнными породами дерева. Куи, обитаюіціе въ сѣверной Камбоджѣ,— всѣ куз нецы, подобно седангамъ: они превращаютъ красный желѣзнякъ, находимый ими въ боль- шомъ количествѣ въ краѣ, въ чугунъ превос- ходнаго качества, далеко превосходящій ме- таллъ, привозимый изъ Европы и гораздо выше цѣнимый камбоджійцами и аннамитами '). Пле мя пракъ, тоже бродящее въ лѣсахъ Камбоджи и увѣренное, что платимая имъ дань, состо ящая изъ воска и камеди, обезпечиваетъ его отъ обращенія въ рабство, отличается отъ со- сѣднихъ націй тѣмъ, что у него сохранились еще матріархальные нравы. По смерти роди телей, имущество дѣлится поровну между, до черьми; сыновья же не наслѣдуютъ. ІІраки во обще народъ рослый и хорошо сложенный, но они уродуютъ себя, подрѣзывая верхніе перед- ніе зубы до уровня десенъ и заостривая концы зубовъ нижней челюсти *); происхожденіе этого обычая они объясняютъ тѣмъ, что не хотятъ «походить на обезьянъ».Они носятъ также тя- желыя латунныя наручи, обвитыя вокругъ руки отъ локтя до кисти. Камбоджійцы, или хмеры, какъ шамы,—раса, пришедшая въ упадокъ. Въ наши дни, то, что уцѣлѣлоотъ этой націи, раздѣлено между двумя королевствами: на западѣ, округа, которыхъ ручьи и рѣки спускаются къ озеру Тонле-сапъ, присоединены къ Сіаму; на востокѣ, маленькое государство, заключающееся между Сіамскимъ моремъ и теченіемъ Меконга, между Вольшиыъ Озеромъ и французскою Кохинхиной, состоитъ прдъ «покрГовительствомъ». Франціи. Теперь всего только около полутора милліона ипдиви- дуумовъ присвоиваютъ себѣ имя камбоджійцевъ, п чужеземцы живутъ въ болыпомъ числѣ среди нихъ. Но преданія, историческіе документы, зданія свидѣтельствуютъ о политяческомъ мо- гуществѣ прежняго государства. Камбоджа имѣла свой періодъ преобладанія въ Индо-Ки- таѣ и во время своего цвѣтущаго состоянія поддерживала постоянныя сношенія, съ одной стороны, съ полуостровомъ Передней Индіи, съ другой— съ островомъ Явой. Близъ береговъ *1 Boulangier, „Excursions et Reconnaissances11, X, 1881. 2) Bouilleveaux, „L’Annam e tle Cambodge11; Harmand, „Bulletin de la Societe d’Anthropologie“. Географія Реклю. т. ѴШ. Болынаго Озера находился одинъ изъ центровъ индусской цивилизаціи. Названія столицъ, имена королей Камбоджи и особенно скульптур ный произведенія и архитектурный стиль хра мовъ, наконецъ, языкъ, имѣющій близкую связь съ идіомами арійскаго корня ‘), напоминаютъ вліяніе, которое оказывали последовательно браманпзмъ и буддизмъ на культуру жителей. Легенда, признаваемая въ Камбоджѣ за исто рическое сказаніе во всѣхъ ея подробностяхъ, разсказываешь, что одинъ индусскій государь, уроженецъ Индраспати (прежнее названіе Дели), переселился, за двадцать три столѣтія до нашего времени, въ бассейнъ Болынаго Озера, съ десятью миллионами своихъ сограж- данъ. Нынѣшняя династія нретендуетъ, съ сво ей стороны, на происхожденіе отъ одной фа- миліи изъ Бенареса. Но самыя дѣятельныя сно- шенія, повидимому, существовали между Кам боджей и страной Ланка, или Цейлономъ, остро вомъ, которому общность религіи придавала, въ глазахъ камбоджійцевъ, почти священный ха рактеръ. Когда хмеръ построить себѣ домъ, соблюдая всѣ предписанныя правила, для того, чтобы злой рокъ навсегда былъ устрапенъотъ него, когда онъ впустить туда домашняго кота, будущаго хранителя дома, и-хочешь самъ всту пить въ свое жилище, то человѣкъ, стоящій на порогѣ двери, останавливаешь его жестомъ, спрашивая: «откуда ты?»— «Я изъ Ланки,— отвѣчаетъ владѣлецъ,—я переплылъ море, моя барка разбилась, и, очутившись безъ пріюта, я приношу то, что удалось спасти отъ корабле-- крушенія; прихожу поселиться въ этомъ необи- таемомъ домѣ» 2). Такимъ образомъ, Ланка и Сѣверная Индія способствовали та и другая начаткамъ камбоджійской цивилизаціи и долж ны были оказывать, черезъ смѣшеніе посред- ствомъ брачныхъ союзовъ, значительное вліяніе на самую расу. Имя Камбоджи (Кампушеа, Кампокса) было отожествлено нѣкоторыми исто риками съ Камбоджей санскритской географіи, но ошибочно: Камбоджа есть «земля камме- новъ», сіамская передѣлка имени хмеръ 3). Различіе физическахъ чертъ незначительно между камбоджійцами и ихъ сосѣдями сіамца- ми; отличительный признакъ по преимуще ству— это малая величина черепа: у хмерской женщины средняя вмѣстимость костянаго ящи ка, говорятъ, на цѣлую четверть меньше объема черепа у китаянки а). Профиль лица, вообще, очень правильно очерченъ, носъ тонкій, такъ же, какъ и губы, лобъ широкій, взглядъ твер дый; часто лица имѣютъ нѣчто повелительное, ') О. Janneau. „Manuel pratique de langue cambod- gienne“, Saigon, 1870; faultier de Claubry, „Ethnogra- phie de l’Annam“ . 2) Moura, „Bulletin de la Societe de Geographic eom- merciale deBordeaux11, 17 juillet 1882. 3) Aymonier, „Geographic du Cambodge“ 4) Mondiere; Bordier, „ Bulletin de 1а БосіёЬё d’Antbro- pologie“, aoflt 1881. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz