Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

■831 ГЛАВА III.--ИНДО-КИТАЙ. 8 3 2 предковъ, рѣкамъ, священнымъ деревьяыъ, и чанграевъ, они живутъ особнякомъ въ лѣсахъ ■особенно камнямъ различныхъ формъ, воз- и строятъ себѣ, позади чащи бамбуковъ, обра- двигнутымъ въ ихъ домахъ. Иногда нѣкоторые зующѳй нѣчто въ родѣ занавѣса, хижины на радѳхи спускаются съ горъ до рынковъ на очень высокихъ сваяхъ, сообщающаяся съпоч- Меконгѣ, куда они ходятъ обмѣнивать воскъ, вой' только иосрѳдствомъ приставныхъ лЬст- слоновую кость и грубо сдѣланные сосуды. Всѣ ницъ, убираемыхъ по вечерамъ. Шамы, вообще эти племена искусны въ тканьѣ матерій, въ говоря, немного выше ростомъ,чѣмъ аннамиты, рѣзьб’І на деревѣ, въ выдѣлкѣ глиняной посуды; крѣпче сложены и сильнѣе; скулы у нихъ наименѣё искусны изъ нихъ стіенги. ІІослѣдніе менѣе выдаюіціяся, лица менѣе плоскія, глаза не имѣютъ промышленности въ собственномъ болѣе открытые; они отличаются между всѣми значеніи слова и приносятъна аннамитскіе или азіатцами большою выпуклостью задней части і;амф.оджійскіе рынки, для обмѣна на домашнюю тѣла: въ этомъ отношеніи ихъ женщины почти утварь китайскаго производства, на ткани и походятъ на готтентотокъ. Шамскій языкъ со- рисъ, только продукты охоты или сбора плодовъ стоптъ, почти на треть, изъ малайскихъ словъ, въ лѣсахъ '). Что касается трао, которые леи - къ которымъ примѣшаны нѣкоторыя аннамит- вутъ къ востоку отъ біенгоа и баріа, во фран- скія и камбоджійскія выраженія; болѣе поло- цузской Кохйнхинѣ, то имъ, кажется, грозить вины словаря не имѣетъ никакого сходства съ опасность исчезнуть въ скоромЪ времени съ идіомами окружаюіцаго населенія *). Хотя лица земли, вслѣдствіе болѣзней и уменыпенія малочисленные, шамы дѣлятся на двѣ раз- численности дѣтей. Принадлежала къ числу личныя религіи. Тѣ, которые сохраняютъ свое самыхъ малѳнькихъ между людьми, они едва этническое имя, не ѣдятъ мясо коровы и во- нревосходятъ, по росту, логіарей (ростъ муж- обще питаютъ отвращеніе къ этому животному, чинъ 1,555 ‘метровъ, росгь женщинъ 1,462 Умершихъ они ежигаютъ, предварительно про- метра; среднее 1,5.08 метр.) 2). державъ и «прокормивъ» ихъ два или три Іѵромѣ названныхъ народцѳвъ, въ этой мѣсяца, смотря по средствамъ; затѣмъ собира- странѣ есть племена, составляющія, повпди- ютъ пепелъ въ сосудъ, который зарываютъ въ мому, разсѣянные обломки суіцествовавшихъ землю, бѣдные просто подъ деревомъ, богатые нѣкогда цивплизованныхъ націй. Такъ, шамы въ мавзолеѣ. Классъ шамовъ, называемыхъ (хіамъ, ціамъ или хой), разсѣянные въ юго- бахъ-ни, т. е. «люди религіи», происходить отъ восточной области индо-китайскаго нолуостро- прозелитовъ магометанства; бахъ-ни практи- ва, преимуіцественво въ Ііамбоджѣ и на вы- куютъ обрѣзаніе, не пыотъ крѣпкихъ напит- сокихъ илоскогорьяхъ главной цѣпи, между ковъ и съ ужасомъ смотрятъ на свинину, кото- провинціями Бинь-Туанъ и Нга-Транъ, раз- рая составляетъ главную животную пищу ки- сматриваются всѣми писателями какъ потомки тайцевъ и аннамитовъ. Но многіе изъ ихъ рели- ціампойцевъ, или жителей Ціампы, постепен- гіозныхъ вѣрованій и обрядовъ, какъ поклоне- но оттѣсненныхъ аннамитами и китайцами, ніе солнцу и лунѣ, употребленіе магической Государство Діампа, повидимому, было нѣкогда палочки, кровавыя жертвоприношенія, восхо- могущественнѣйшею имперіей Загангскаго дятъ, вѣроятно, къ эпохѣ, предшествовавшей полуострова;, по словамъ миссіонера Гагелина, обращенію въ магометанскую вѣру. Женщины этому царству принадлежало все континенталь- класса бахъ-ни строго добродѣтельны, оттого ное пространство, заключающееся между те- раса остается чистою, безъ примѣси чужой ченіемъ Менама и Тонкинскимъ заливомъ; крови; эти шамы сохраняютъ гордость, хра- память о могуществѣ ціампойцевъ живетъ еще брость, совершенное прямодушіе —качества, въ самомъ имени Кохинхина, въ которомъ на- которыми они такъ рѣзко отличаются отъ сво- ходятся китайскіе знаки Ко-Ченъ-Чинъ, т. е. ихъ сосѣдей аннамитовъ г). Другіе шамы, во «бывшая Ціампа» 3). Одна изъ первыхъ сто- многихъ мѣстностяхъ горной страны, живутъ лицъ этого государства, лежащая близъ границы въ добромъ согласіи съ дикарями и частью даже Тонкина и южной Кохинхины 4), носила смѣшались съ ними. Неисъ и Септансъ посѣ- нмя Ченъ-Чинъ. Но древнія шамскія надписи, тили деревни, жители которыхъ, шамы и трао, которыя, быть можетъ, раскроютъ исторію говорили безразлично на обоихъ языкахъ и націи, еще очень мало извѣстны 6). По обще- практиковали одни и тѣ же обычаи 3). Нѣко- принятому мнѣнію, шамы принадлежатъ къ торые шамы живутъ близъ озера Тонле-сапъ, малайской семьѣ; отличаясь отъ другихъ оби- рядомъ съ малайцами, быть можетъ, ихъ едино- тателей Индо-Китая, исключая, можетъ быть, племенниками. Малайская или шамскаяхижина ------■■'. даетъ кровь цѣлому роду, начиная отцомъ съ ') Могісѳ, ^Bulletin de la Societe d’Anthropologie11, — —— 1875. <) Morice, „Bulletin de la SocWte d’Anthropuloaie11, 2) Neis, „Excursions et Heconnaissauces11, Y I, 1830. 1875. 3) Luro, ,,Lu Pays d’Amiamu. 2) Tabard, „Annales do la Propagatiiju de la Foi“, 1830; 4) Dutreuil de Khins, рукописный залЬтки. Morice, цитированная статья; Bastian, „Dio Yolker des 5) Aymonier,. „Acad^naie des Inscriptions et Bellos- Oestlichen Aeien“. Lettres“, 9 dec. Ib81. 3) „Excursious et Reconnaissances11, X, 1881.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz