Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 2 7 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 8 2 8 и оружіе, которыя ипродаютъ своимъ сосѣдямъ, въ обмѣнъ на ткани и сельскія произведенія. Такимъ образомъ, между этими населеніями установилось раздѣленіе труда. Галанги соби- раютъ въ неболыномъ количествѣ блестки зо­ лота въ пескѣ своихъ рѣчекъ и продаютъ ихъ лаондамъ; но главную статью торговли соста­ вляютъ невольники, захватываемые въ плѣнъ въ войнахъ между отдѣльными племенами. Обычай родовой мести существуетъ у всѣхъ этихъ народцевъ. «Отмсти за себя! не сегодня, такъ завтра!»—таковъ любимый девизъ дика­ рей ')• Банары, или ба-хнары, родственные по языку своимъ сѣвернымъ сосѣдямъ, седангамъ, соста­ вляютъ, между населеніями страны, одно изъ тѣхъ, которыя всего лучше сохранили древнія иреданія; въ то же время между туземцами нѣтъ народца, который былъ бы лучше изученъ европейцами. Миссіонеръ Комбъ, прожившій нѣсколько лѣтъ въ землѣ банаровъ, опредѣ- ляѳтъ число ихъ въ 25.000 человѣкъ. Посреди ихъ деревень, которыхъ насчитываютъ около сотни, стоитъ большой общій домъ, гдѣ спра­ вляются празднества и религіозныя церемоніи и который могъ бы, въ случаѣ надобности, служить крѣпостью, благодаря солидности его постройки. Вмѣстѣ съ тѣмъ, это— «мальчиш- никъ», гдѣ молодые люди и холостяки прово­ дить ночь. Дѣти, разлучаемый съ матерью со дня отнятія отъ груди, воспитываются въ этихъ обіцественныхъ «дворцахъ», болѣе обширныхъ и болѣе красивыхъ, чѣмъ большинство подоб- ныхъ зданій у другихъ дикарей Индіи. Моло­ дой человѣкъ признается за мужчину только послѣ того, какъ онъ заключитъ съ товарищемъ договоръ дружбы, опорожнивъ полную чашу ихъ смѣшанной крови 2). Для ратификаціи мирвыхъ трактатовъ соблюдаютъ подобный же церемоніи; но въ этомъ случаѣ уполномочен­ ными, смѣшиваюіцимп свою кровь, являются мужчина съ одной стороны, женщина— съ дру­ гой: миръ облекается въ форму брачнаго со­ юза. Духъ общинной солидарности очень си- ленъ у банаровъ: никогда семья не станетъ пить приготовленное ею пальмовое вино или ѣсть добычу охоты, безъ того, чтобы не при­ гласить своихъ сосѣдей и не дать имъ такой же доли, какъ ея собственная; даже когда ре- бенокъ поймаетъ ящерицу или мышь, онъ непремѣнно подождетъ своихъ товарищей, что­ бы сварить и съѣсть животное вмѣстѣ съ ними. Каждая деревня составляетъ маленькую рес­ публику, гдѣ старики являются естественными совѣтниками; но необходимо общее согласіе для того, чтобы то или другое рѣшеніе могло быть приведено въ исполненіе. Глава семействъ ’) Combes, цитировапвая статья; Dourisboure, „Les Sauvages Ba-hnars“. a) iMouhot, „Travels in the Central parts of Indo- Chine“. есть въ то же время великій жрецъ, «тотъ, который представляетъ воду демону», но одинъ онъ не довольно могучъ, чтобы заклинать злыхъ духовъ, и долженъ прибѣгать късодѣй- ствію чародѣекъ, которыя умѣютъ толковать полетъ и пѣніе птицъ, и главное, разобла­ чать замыслы и козни колдуній, или детъ, ко­ торыя, даже во время своего сна, могутъ навлечь всякія напасти на племя '); избавляются отъ этихъ колтуній обыкновенно такимъ образомъ, что продаютъ ихъ въ рабство лаонцамъ. Обы­ чай ордалій, или суда божьяго, особенно по­ средством!. кипящаго дегтя, расплавлениаго олова, продолжительна™ пребыванія подъ во­ дой, еще въ большомъ ходу у банаровъ. По­ добно многимъ другимъ дикимъ народамъ, ба­ нары сжигаютъ вокругъ труповъ всѣ вещи, которыми пользовались покойники, дабыумер- шій не пришелъ безпокоить живущихъ, требуя отъ нихъ своей собственности. Не имѣя рабо­ чего скота, который позволялъ бы имъ глубоко распахивать землю, банары покидаютъ свои становища черезъ каждые три года, чтобы искать другой годной для культуры почвы, ко­ торую. они огнемъ освобождаютъ отъ чащи мелкаго кустарника. Сѣмена риса, которыя они приносятъ со старыхъ полей на новыя, хра­ нятся съ благоговѣйною заботливостью, и тотъ, кто вздумалъ бы продать ихъ, былъ бы тот- часъ же пораженъ смертью демонами. Первый рисъ новаго урожая съѣдается втихомолку, и во время этой важной операціи банары съужа- сомъ посмотрѣли бы на чужаго человѣка, про- никающаго въ ихъ жилище. Они считаютъвъ году, какъ имѣющіе дѣйствительное существо­ вание, только восемь мѣсяцевъ земледѣлія; пе- ріодъ съ декабря до апрѣля, когда поля отды- хаютъ, считается какъ бы несуществующимъ 2). Самая многочисленная раса области, заклю­ чающейся между Меконгомъ и восточною по­ катостью Аннама,— чанграи, укрѣпленныя де­ ревни которыхъ разсѣяны на пространствѣ слишкомъ 400 километровъ къ сѣверу отъ французской Кохинхины. Они говорятъ нарѣ- чіемъ, близко подходящимъ къ малайскимъ иді- омамъ, что объясняется вѣковыми торговыми сношеніями, которыя туземцы внутренности страны поддерживали нѣкогда съ юго-восточ- нымъ побережьемъ, очень часто посѣщаемымъ малайцами. Радехи (рде), обитающіе въ той же горной области, гдѣ и чанграи, и навостокѣ и на сѣверѣ, отличаются отъ своихъ сосѣдей бѣлизною лица: черты ихъ напоминаютъ, го­ ворятъ, черты европейцевъ; но, какъ большин­ ство аборигеновъ Китая и Индо-Китая, они имѣютъ привычку вытягивать себѣ уши, такъ чтобы нижняя мочка висѣла надъ плечомъ. *) Combes, „Annales de la Propagation de la Foiu, 1855; A. Bastian, „GeographiFche und Ethnologische Bilder“. r , Ad. Bastian, цитированное сочвікпіе; „Zeitecliritt fur Ethnologie", I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz