Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
8 2 7 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 8 2 8 и оружіе, которыя ипродаютъ своимъ сосѣдямъ, въ обмѣнъ на ткани и сельскія произведенія. Такимъ образомъ, между этими населеніями установилось раздѣленіе труда. Галанги соби- раютъ въ неболыномъ количествѣ блестки зо лота въ пескѣ своихъ рѣчекъ и продаютъ ихъ лаондамъ; но главную статью торговли соста вляютъ невольники, захватываемые въ плѣнъ въ войнахъ между отдѣльными племенами. Обычай родовой мести существуетъ у всѣхъ этихъ народцевъ. «Отмсти за себя! не сегодня, такъ завтра!»—таковъ любимый девизъ дика рей ')• Банары, или ба-хнары, родственные по языку своимъ сѣвернымъ сосѣдямъ, седангамъ, соста вляютъ, между населеніями страны, одно изъ тѣхъ, которыя всего лучше сохранили древнія иреданія; въ то же время между туземцами нѣтъ народца, который былъ бы лучше изученъ европейцами. Миссіонеръ Комбъ, прожившій нѣсколько лѣтъ въ землѣ банаровъ, опредѣ- ляѳтъ число ихъ въ 25.000 человѣкъ. Посреди ихъ деревень, которыхъ насчитываютъ около сотни, стоитъ большой общій домъ, гдѣ спра вляются празднества и религіозныя церемоніи и который могъ бы, въ случаѣ надобности, служить крѣпостью, благодаря солидности его постройки. Вмѣстѣ съ тѣмъ, это— «мальчиш- никъ», гдѣ молодые люди и холостяки прово дить ночь. Дѣти, разлучаемый съ матерью со дня отнятія отъ груди, воспитываются въ этихъ обіцественныхъ «дворцахъ», болѣе обширныхъ и болѣе красивыхъ, чѣмъ большинство подоб- ныхъ зданій у другихъ дикарей Индіи. Моло дой человѣкъ признается за мужчину только послѣ того, какъ онъ заключитъ съ товарищемъ договоръ дружбы, опорожнивъ полную чашу ихъ смѣшанной крови 2). Для ратификаціи мирвыхъ трактатовъ соблюдаютъ подобный же церемоніи; но въ этомъ случаѣ уполномочен ными, смѣшиваюіцимп свою кровь, являются мужчина съ одной стороны, женщина— съ дру гой: миръ облекается въ форму брачнаго со юза. Духъ общинной солидарности очень си- ленъ у банаровъ: никогда семья не станетъ пить приготовленное ею пальмовое вино или ѣсть добычу охоты, безъ того, чтобы не при гласить своихъ сосѣдей и не дать имъ такой же доли, какъ ея собственная; даже когда ре- бенокъ поймаетъ ящерицу или мышь, онъ непремѣнно подождетъ своихъ товарищей, что бы сварить и съѣсть животное вмѣстѣ съ ними. Каждая деревня составляетъ маленькую рес публику, гдѣ старики являются естественными совѣтниками; но необходимо общее согласіе для того, чтобы то или другое рѣшеніе могло быть приведено въ исполненіе. Глава семействъ ’) Combes, цитировапвая статья; Dourisboure, „Les Sauvages Ba-hnars“. a) iMouhot, „Travels in the Central parts of Indo- Chine“. есть въ то же время великій жрецъ, «тотъ, который представляетъ воду демону», но одинъ онъ не довольно могучъ, чтобы заклинать злыхъ духовъ, и долженъ прибѣгать късодѣй- ствію чародѣекъ, которыя умѣютъ толковать полетъ и пѣніе птицъ, и главное, разобла чать замыслы и козни колдуній, или детъ, ко торыя, даже во время своего сна, могутъ навлечь всякія напасти на племя '); избавляются отъ этихъ колтуній обыкновенно такимъ образомъ, что продаютъ ихъ въ рабство лаонцамъ. Обы чай ордалій, или суда божьяго, особенно по средством!. кипящаго дегтя, расплавлениаго олова, продолжительна™ пребыванія подъ во дой, еще въ большомъ ходу у банаровъ. По добно многимъ другимъ дикимъ народамъ, ба нары сжигаютъ вокругъ труповъ всѣ вещи, которыми пользовались покойники, дабыумер- шій не пришелъ безпокоить живущихъ, требуя отъ нихъ своей собственности. Не имѣя рабо чего скота, который позволялъ бы имъ глубоко распахивать землю, банары покидаютъ свои становища черезъ каждые три года, чтобы искать другой годной для культуры почвы, ко торую. они огнемъ освобождаютъ отъ чащи мелкаго кустарника. Сѣмена риса, которыя они приносятъ со старыхъ полей на новыя, хра нятся съ благоговѣйною заботливостью, и тотъ, кто вздумалъ бы продать ихъ, былъ бы тот- часъ же пораженъ смертью демонами. Первый рисъ новаго урожая съѣдается втихомолку, и во время этой важной операціи банары съужа- сомъ посмотрѣли бы на чужаго человѣка, про- никающаго въ ихъ жилище. Они считаютъвъ году, какъ имѣющіе дѣйствительное существо вание, только восемь мѣсяцевъ земледѣлія; пе- ріодъ съ декабря до апрѣля, когда поля отды- хаютъ, считается какъ бы несуществующимъ 2). Самая многочисленная раса области, заклю чающейся между Меконгомъ и восточною по катостью Аннама,— чанграи, укрѣпленныя де ревни которыхъ разсѣяны на пространствѣ слишкомъ 400 километровъ къ сѣверу отъ французской Кохинхины. Они говорятъ нарѣ- чіемъ, близко подходящимъ къ малайскимъ иді- омамъ, что объясняется вѣковыми торговыми сношеніями, которыя туземцы внутренности страны поддерживали нѣкогда съ юго-восточ- нымъ побережьемъ, очень часто посѣщаемымъ малайцами. Радехи (рде), обитающіе въ той же горной области, гдѣ и чанграи, и навостокѣ и на сѣверѣ, отличаются отъ своихъ сосѣдей бѣлизною лица: черты ихъ напоминаютъ, го ворятъ, черты европейцевъ; но, какъ большин ство аборигеновъ Китая и Индо-Китая, они имѣютъ привычку вытягивать себѣ уши, такъ чтобы нижняя мочка висѣла надъ плечомъ. *) Combes, „Annales de la Propagation de la Foiu, 1855; A. Bastian, „GeographiFche und Ethnologische Bilder“. r , Ad. Bastian, цитированное сочвікпіе; „Zeitecliritt fur Ethnologie", I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz