Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
825 восточный индо-іштай, бассейны м е е о н г а и сонгъ-коя. 826 роды, къ землѳдѣльческимъ работамъ и къ тор говле, идіомы этихъ дикарей почти совсѣмъ не имѣютъ словъ, обозначающих'!, отвлечен ный понятія; за исключеніемъ говора мюон- говъ Черной рѣкн и нѣкоторыхъ другихъ пле менъ Тонкина ‘), ни одинъ изъ этихъ язы ковъ не имѣетъ письма; оттого лабааръ , или «говорящая бумага», пользуется въ горахъ Ан нама мнотическимъ вліяніемъ, столь же могу щественным'!., какъ и у негровъ внутренней Африки z). Аннамиты и китайцы наперерывъ .другъ передъ другомъ злоупотребляют!, про- стодушіемъ туземцевъ; они знаютъ, что изъ-за удовольствія надѣть себѣ на шею ожерелье изъ зеленыхъ или красныхъ бусъ, дикари не за думаются пожертвовать будущностью женщинъ н дѣтей и заранѣе обрекутъ ихъ на рабство 3): имя мои, въ Кохинхинѣ, еще недавно было •синонимомъ невольника 4), какъ имя ха въ странѣ Сіамъ. Во многихъ округахъ пояса, -окружающаго территорію цивилизованныхъ аннамитовъ, ходятъ на охоту за дѣтьми, все равно, какъ пошли бы охотиться на оленя. Живя въ постоянномъ страхѣ, мои или трао, по большей части, чрезвычайно пугливы, но и имъ иногда случается въ стычкѣ убивать на- падающихъ на нихъ людей. Въ этомъ случаѣ •обычай племени трао требуетъ, чтобы тѣло убитаго врага было съѣдено сообща всѣми жителями деревни 5). Сѣверные дикари, вообще, цивилизованнѣе южныхъ, благодаря, безъ сомнѣнія, сосѣдству Китая, откуда промышленность, науки, искус ства распространялись постепенно въ южномъ направленіи. Между этими образованными пле менами одно изъ самыхъ* замѣчательныхъ— племя до или лава, которые живутъ къ западу отъ Меконга, въ горахъ, сосѣднихъ съ Юн- наномъ; отличаясь торговымъ духомъ, они воз- дѣлываютъ различныя земледѣльческія произ- веденія для вывоза въ Китай, въ особенности хлопокъ; они регулярно спускаются съ горъ на рынки и, обращенные въ буддійскую вѣру, вы- казываютъ не меньшую религіозную ревность, чѣмъ лаонцы окрестныхъ мѣстностей. Къ во стоку отъ Меконга живутъ тѣ племена, извѣ- •стныя подъ именемъ «Тринадцати Мюонговъ», которыя отличаются знаніемъ письма; они имѣ- ютъ силлабическую азбуку изъ 36‘знаковъ, и употребляемая ими система счисленія состоитъ изъ девяти единицъ. Очень промышленная, ■они ткутъ шелкъ, хлопокъ и другія ирядиль- ныя вещества, знаютъ также искусство краше- нія тканей. Семьи ихъ очень многочисленны, но въ сосѣдствѣ равнинъ большинство дѣтей ') Oourtin et Villeroi d’Augis, „Excursions et Recon- oaissai)ces“, XI, 1881. 3) Combes, „Annales de la Propagation de !a Foi“, 1855. 3) Moty, „Excursions et Reconnaisances“, IV, 1879. 4) Silyestre; Henry, тотъ же сбориикъ, IV. s) Ne'is et Septans, цитированный мемуаръ. выкрадывается и обращается въ рабство ки тайскими бандитами г). Не къ этимъ ли мюон- гамъ слѣдуетъ причислить нагамскихъ мео, ко торые, по словамъ миссіонера Фіота, насчиты ваютъ не менѣе 6.000 домовъ въ многочислен- ныхъ селеніяхъ? Они одѣваются по китайской модѣ и даже говорятъ китайскимъ языкомъ, болѣе или мевѣе' испорченнымъ; религія ихъ состоитъ изъ1культа предковъ. Тщательно из- бѣгая сношеній съ населеиіями другаго корня, они имѣютъ домашнихъ животныхъ различ- ныхъ породъ и воздѣлываютъ даже овощи, ко торыя не встрѣчаются у ихъ сосѣдей и Семе на которыхъ они отказываются давать посѣ- тителямъ. На югѣ Тонкина различныя племена ха, из- вѣстныя подъ мѣстными названіями, какъ-тб: со, суэ, иу-тай, бру и брао, гой и гай, темень, ягунъ, боловенъ, алакъ, те, тсу, пруяъ, лове, титай 2), занимаютъ лѣсныя прогалины и плос когорья водораздѣльной области. Почти всѣ эти туземцы, столь же пугливые, какъ лѣсные звѣри, убѣгаютъ при нриближеніи аннамитовъ, которые, впрочемъ, и сами боятся ихъ, какъ коЛдуновъ. Разсказываютъ объ одномъ народцѣ ха, что онъ обитаетъ въ двухъ деревяяхъ, называемыхъ одна—«Готовое . пламя», дру гая—«Готовая вода», и что этимъ людямъ стоитъ только сдѣлать знакъ, чтобы уничто жить своихъ враговъ ножаромъ или потопомъ. Такъ же, какъ средневѣковые географы, жители Камбоджи представляютъ себѣ обитателей этихъ малоизвѣстныхъ областей какими-то чудови щами, отличными отъ другихъ людей: по ихъ понятію, ха одного племени имѣютъ, будто бы, въ груди отверстіе въ родѣ клапана, который они открывают!., чтобы чистить себѣ- желудокъ съ помощью палки 3). Найболѣе извѣстны изъ племенъ ха тѣ, ко торыя населяютъ водораздѣльную область меж ду нижнимъ Меконгомъ и аннамитскою про винцией Бинь-динь, какъ-то: чанграй, гіарай, радехъ, банаръ, седангъ, стіенгь. Между этими дикарями промышленностью особенно славятся гіарай, издѣлія которыхъ отличаются сравни тельно наиболыпимъ искусствомъ и лучшимъ вкусомъ: выдѣлываемыя ими ткани, очень тон кой работы, украшены прелестными узорами; вещи изъ хорошо закаленнаго желѣза имѣюгь изящную форму; мѣдные инструменты свидѣ- тельствуютъ о замѣчателъномъ промышленномъ развитіи. Что касается седанговъ, то можно сказать, что они составляютъ народъ Кузне- цовъ; по окончаніи нолевыхъ работъ, жители семидесяти деревень принимаются за добыва- ніе руды изъ многочисленныхъ залежей и выковываютъ земледѣльческія и другія орудія <) Courtiu et Yilleroi d’Augis, датированная статья. 2) См. карту Дютрейль-де-Рена, 3) Adolf Bastian, „(jeographisciie und Ethnologiscliu Bilder“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz