Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

8 0 3 ГЛАВА III.----ИНДО-КИТАЙ. 804 мысами полукруглый бухточки, бухты и даже, во многихъ мѣстахъ, глубокія гавани, окру­ женный амфитеатромъ холмовъ. Несмотря на безчисленныя изсѣченія, морской берегъ иред- ставляетъ въ цѣломъ замѣчателъно правиль­ ную кривую, обращенную выпуклостью къ от­ крытому морю, какъ бы для того, чтобы урав- новѣсить вогнутую Тонкинскаго залива. Эта округлость морскаго прибрежья точнымЪ обра­ зомъ соотвѣтствуетъ округлости, образуемой во- дораздѣльнымъ хребтомъ Аннама: иаралле- лизмъ береговъ и горъ не менѣе поразителенъ въ этой области Индо-Китая, чѣмъ въ Индіи по сю сторону Ганга, вдоль Конкана и Мала- бара. По ту сторону горныхъ цѣпей, Меконгъ тоже слѣдуетъ, въ общемъ, направленно, па­ раллельному морскому берегу и горамъ. Поясъ низменныхъ долинъ и невысокихъ холмовъ, раздѣляющій море и хребетъ горъ, имѣетъ не­ значительную ширину, отъ 15 до 50 киломе­ тровъ, и поперечные выступы дѣлятъ эту бе­ реговую полосу земли на столько же особен- ныхъ долинъ, сообщающихся одна съ другою лишь черезъ берегъ или черезъ боковыя бре­ ши. Рѣки, спускающіяся по аннамской покато­ сти, текутъ перпендикулярно къ морскому бе­ регу, и въ томъ же направленіи была построена, въ шестнадцатомъ столѣтіи, стѣна, раздѣляв- шая нѣкогда два государства: на сѣверѣ — Тонкинъ, «Столицу Востока», или Дангъ- Нгоай, «Внѣшнюю Дорогу», на югѣ—Дангъ- Тронгъ, или «Внутреннюю Дорогу». Имя Ан- намъ, подъ которымъ извѣстна болѣе спеціаль- но зона морскаго прибрежья, есть не что иное, какъ слово Нганнанъ, примѣняемое къ погра­ ничной рѣкѣ; оно означаетъ «Тихій Югъ» или «Миръ Юга». Равнымъобразомъ и другія име­ на указываютъ на положеніе страны относи­ тельно Китая, родины цивилизаторовъ: таковы наименованія Намъ-Вьетъ («Нужно пройди полдень»), Вьетъ-Намъ (за Полуднемъ), Натъ- Намъ (за Полуденное Солнце) *). Видимые съ моря, нѣкоторые изъ горныхъ гребней внутренности страны являются взо- рамъ покрытыми лѣсомъ, но большинство, осо­ бенно около южной оконечности цѣпи, пред­ ставляютъ гранитныя массы безъ всякой ра­ стительности; періодическіе пожары, зажигае­ мые съ цѣлью прогнать хищныхъ звѣреи или прибавить новыя земли къ области культуры, истребили лѣса. Французскіе миссіонеры часто переходили хребетъ, или для того, чтобы идти обращать въ христианскую вѣру дикарей за­ падной покатости, или для того, чтобы избѣг- нуть преслѣдованій кохинхинскихъ мандари- новъ и, благодаря этимъ путешествіямъ мис- сіонеровъ, теперь извѣстно, что во многихъ мѣстахъ открываются удобные проходы съ од- ') „Bnlletin de la Soci6t^ de Gfsographie de Paris“, janvier 1879. ного склона на другой. Однако, никакой доку­ мента не оправдываетъ часто повторяемаго утвержденія, будто тамъ существуютъ судоход­ ный рѣки, раздѣляющіяся на двѣ вѣтви, кото­ рыя текутъ съ каждой стороны водораздѣль- наго порога. Одинъ только изъ изслѣдователей области горнаго хребта, французъ Гарманъ, издалъ карту путешествія, благополучно дове- деннаго до конца, съ одного склона на дру­ гой. Въ томъ мѣстѣ, гдѣ онъ перешелъ гребень, на сѣверо-западѣ отъ Гуэ, столицы Аннама, порогъ имѣетъ всего только 250 метровъ вы­ соты, но выступъ почвы снова поднимается съ той и другой стороны, и мало найдется странъ, которыя представляли бы болѣе рѣзкій кон­ траста между двумя покатостями въ отноше- ніи количества атмосферныхъ осадковъ. Въ то время какъ одинъ изъ склоновъ, именно за­ падный, наводняется проливными дождями, приносимыми юго-западнымъ муссономъ, во­ сточная отлогость находится въ сухомъ возду- хѣ подъ вѣчно голубымъ небомъ; эта рѣзкая противоположность тѣмъ поразительнѣе, что съ одной стороны простирается дикая страна, безъ городовъ и деревень, вездѣ покрытая лѣ- сами, а съ другой — разстилаются безлѣсныя равнины, покрытыя воздѣланными простран­ ствами. На Аннамскомъ побережьи, къ югу отъ го­ рода Гуэ, вырѣзъ берега, наиболѣе извѣстный мореплавателямъ, всего чаще упоминаемый въ политическихъ документахъ, есть бухта Кюа- ханъ, обозначаемая французами подъ именемъ Туранской (Гуронской) бухты. Она окружена на сѣверѣ и на западѣ полукругомъ холмовъ, тогда какъ на юго-востокѣ острововидная ска­ ла, соединенная съ материкомъ песчаной косой, загибается впереди бухты и превращаешь ее въ родъ внутренняго моря; кромѣ того, судо­ ходный каналъ, проведенный въ низменныхъ земляхъ, соединяете бухту съ другою вырѣз- кой прибрежья, Гой-анъ, бывшимъ портомъ Файфо, лежащимъ къ югу отъ Туранскаго мы­ са. Большое число другихъ бухтъ, которыя от­ крываются на южномъ берегу Аннама, обра- щенномъ къ юго-востоку, имѣютъ подобное же образованіе, какъ и Туранская: это тоже бас­ сейны, отдѣленные отъ моря островами, кото­ рые соединены съ континентомъ песчаными насыпями или низменными землями. Портъ Куи-ньонъ, или Бинь-динь, порты Кумонгъ, Суангъ-дай, Гонъ-хой, Бинь-хоа, Камъ-рань, слѣдуютъ одинъ за другимъ на этомъ берегу, къ несчастью лишенномъ удобныхъ сообщеній съ внутренностью страны и слишкомъ близ­ комъ къ границѣ, запертой кордономъ тамо- жень. Большинство острововъ, окаймляющихъ прибрежье, состоитъ изъ простыхъ скалъ, вы- ступающихъ изъ-подъ воды; нѣкоторые остров­ ки, лежащіе на продолженіи Аннамскаго бере­ га, но въ 100 и въ 150 километрахъ отъ него,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz