Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

795 ГЛАВА III.----ИНДО-КИТАЙ. лачугъ, пріютившихся кругомъ пагодъ; теперь въ сосѣдствѣ порта выстроились дома европей­ ской конструкдіи, да и самый дворецъ коро- левскій—очень красивое зданіе въ итальян- скомъ стилѣ, съ галлереей, перистилемъ и по­ парно стоящими колоннами, не имѣющее въ своей архитектурѣ ничего сіамскаго, кромѣ де­ талей орнамеятаціи да тропическихъ растеній, сгруппированныхъ массивами на террасахъ и балконахъ. Главную достопримечательность Банкока все еще составляютъ его богатый пагоды: одна изъ нихъ, храмъ Ксетюфона, за- ішочаетъ въ себѣ позолоченное изваяніе Буд­ ды, которое одно наполняетъ собою внутрен­ нее пространство святилища длиной слишкомъ 50 метровъ (70 аршинъ); въ другой красует­ ся статуя изъ массивнаго золота; третья со- держитъ изображеніе Будды изъ нефрита; всѣ храмы имѣютъ свои сокровища, драгоцѣнные каменья, благородные металлы въ издѣліяхъ, тонкія рѣзныя работы. Въ сосѣдствѣ пагодъ находятся погребальницы, изъ которыхъ одна предназначена для тѣлъ покойниковъ, не имѣющихъ друзей, которые приняли бы на себя заботу о ихъ погребеніи; эти трупы вы­ ставляются на съѣдѳніе собакамъ и коршу- намъ.Даже богатые сіамды завѣщаютъ одну ру­ ку или ногу животнымъ, во исполненіе правилъ всеобщей любви я благотворительности, пропо- вѣданныхъ «великимъ учителемъ» Буддой. Почти все движеніе торговаго обмѣна Сіа- ма, обложенное таможенными пошлинами въ размѣрѣ 3 процентовъ со стоимости привоз- ныхъ товаровъ, сосредоточено на банкокскомъ рьтнкѣ, и китайцы, послѣ короля и принцевъ, владѣльцевъ монополій, извлекаютъ наиболь- шіе барыши изъ этого обмѣна. Составляя едва- ли не половину населенія сіамской столицы, желтолицые «сыны Гана» не имѣютъ себѣ со- перниковъ въ различныхъ отрасляхъ промыш­ ленности и торговли; они захватили въ свои руки даже всю розничную и мелочную тор­ говлю. Ихъ лавки и базары всегда снабжены въ изобиліи фаянсовою и фарфоровою посу­ дой, шелковыми матеріями, металлическими издѣліями и всякаго рода китайскимъ и евро- пейскимъ товаромъ, который они скупаюгь по дешевой цѣнѣ на публичныхъ торгахъ въ Гонконгѣ и Сингапурѣ, портахъ, съ которыми почти исключительно ведется внѣшняя тор­ говля Банкока. Рисъ представляетъ, среднимъ числомъ, двѣ трети всего вывоза; въ обыкно­ венное время производство этого продукта много превышаетъ нужды мѣстнаго потребле- нія и позволяетъ снабжать имъ рынки Гон­ конга, Сингапура, Батавіи, далее поставлять часть еврогіейскаго ввоза; многочисленный па- ровыя мельницы въ городѣ и его окрестно­ стяхъ очищаютъ зерно, и для перевозки его организована правильная служба судовъ. Бан- кокъ отправляетъ заграницу также соленую рыбу, особенный родъ роснаго ладана, текъ. и другое строевое и столярное дерево, перецъ* кунжутъ, скотъ. Британскій флагъ развѣвается на наиболыпемъ числѣ судовъ, плаваюіцихъ по. Менаму; затѣмъ слѣдуютъ флаги сіамскій и, германскій; непосредственная торговля Фран- ціи съ страной Сіамъ совершенно ничтожна.. Движеніе банкокскаго порта въ 1890 году:, въ приходѣ 477судовъ, вмѣстимостью 380.554, тонны, въ томъ числѣ 425 пароходовъ съ. 341.555 тсннъ. Внѣшняя торговля Банкока въ 1890 годуг. Привозъ—на 73.275.500 франк.; вывозъ— на, 80.428.000 франк. Благодаря превосходству торговли Велико- британіи, англійскій консулъ въ Банкокѣ не уступаетъ государю въ действительной власти;, онъ считаетъ мелсду подчиненными его вѣдѣнію- не только своихъ соотечественниковъ, но так­ же уролеенцевъ Индустана и Барманіи, китай­ цевъ изъ Гонконга и Сингапура, малайцевъ изъ. другихъ британскихъ владѣній. Ниже Банкока по геченію Менама, городъ Паклатъ, населенный, главнымъ образомъ, пе~ гуанцами, и городъ Пакнамъ, гдѣ находится таможня, служатъ аванпортами столицы и командуютъ надъ проходомъ судовъ своими крѣпостями и настильными батареями. Нѣког- да голландцы, владѣвшіе устьемъ рѣки, тоже^ построили тамъ укрѣпленія, которымъ дали на- званіе Новаго Амстердама: и теперь еще вид­ ны кое-какіе остатки этихъ старинныхъ укрѣп- леній, которыя англійскіе моряки окрестили именемъ Dutch Folly, что значить «голланд­ ская глупость». Посредствомъ судоходныхъ ка­ наловъ входъ Менама сообщается со всѣмн портами области дельты, каковы Ташинъ и Меклонгъ. Этотъ послѣдній порть, лежащій при устьѣ рѣки того же имени, населенъ китайски­ ми купцами и солепромышленниками, огород­ никами, рыбаками, которые снабжаютъ своими продуктами рынки столицы; выше на той же рѣкѣ городъ Прапри (Рапри, Раджабури), рас­ положенный у подошвы холмовъ, изобилую- щихъ оловянной рудой, населенъ, главнымъ об­ разомъ, потомками плѣнниковъ, приведенныхъ. изъ. Камбодлси. На востокѣ дельты, рѣка Хо- райокъ, которая также соединена съ Менамомъ. каналами естественными и искусственными,, орошаетъ, въ своемъ нижнемъ теченіи, близъ. города ГІетріу, плантаціи сахарнаго тростника,, воздѣлываемыя китайцами, и впадаетъ въ Сіам- скій заливъ, на сѣверѣ отъ города Бангпла- сой, одного изъ портовъ морскаго прибрежья,, гдѣ рыбаки находятъ самый обильный уловъ- рыбы. ІПантабунъ лежащій близъ границъ Камбоджи, на югъ отъ земли дикарей ксонгъ,— тоже очень оживленный рыболовный портъ; его жители, китайцы, аннамиты, барманцы, от- правляютъ заграницу лѣсъ, перецъ, драгоцен­ ные камни. Въ 1878 и 1879 годахъ горячка,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz