Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 8 5 БАССЕЙНЪ МЕНАМА. 7 Ь 6 к ь с і і ъ ) , обитающаго на грани цЬ Юннана, не сыну. Всѣ чиновники государственной службы въ смыслѣ рабовъ, а въ смыслѣ варваровъ. Въ должны присягать ему въ вѣрноети, выпивъ ихъ глазахъ ха—это люди, происшедшие не отъ клятвенной воды, въ которую былъ обмокнутъ божественна го Брамы, а родившіеся изъ корней королевскій мечъ и которая должна превра- нли камней. Имя хекъ, примѣняемое нреиму- титься въ отраву для того, кто не сдержитъ щественно къ малайцамъ и особенно къ тѣмъ, обѣщанноВ вѣры и правды. Торжество коро- которые живутъ въ предѣлахъ Сіамскаго госу- надіи сопровождается многочисленными празд- дарства, значить просто «чужеземцы»; такъ, нествами, всѣ церемоніи которыхъ символизи- говорятъ о хекъ-гинду (индусы), хекъ-малаю руютъ вступленіе государя во владѣніе землей, (малайцы), хекъ-ява. кшава или чвеа, т. е. водой и воздухомъ. Особенно процессія при- яванцы. Такъ какъ почти всѣ эти иностранцы-— нятіяво владѣніе водной стихіи представляетъ магометане, то исламъ тоже понимается подъ необыкновенно оригинальное зрѣлище: коро- обпщмъ именемъ хекъ, и тѣ изъ послѣдовате- левскій кортежъ состоитъ, по малой мѣрѣ, изъ .лей пророка, которые пришли изъ Аравіи или пятидесяти тысячъ человѣкъ, плывущихъ на Турціи и которыхъ ихъ ортодоксальность ста- баркахъ всевозможныхъ формъ и цвѣтовъ,. витъ въ мнѣніи единовѣрцевъ гораздо выше представляющнхъ разныхъ животныхъ, реаль- мусульманъ голландской Индіи, хвастаются ныхъ или фантастическихъ. Но какъ ни вла- своей страной «Румъ» (т. е. Римъ, такъ какъ стенъ самодержавный повелитель Сіамской Константинополь называли «НовымъРимомъ»), имперіи, окружающій себя, наравнѣсъ богами,. Такимъ образомъ, то же самое имя Римъ, при- «сонмоыъ ангеловъ», власть его, однако, огра- нимаемое въ столышхъ различныхъ значеніяхъ ниченакнигой церемоніала. Такъ же, какъкитай- и употребляемое на Западѣ для обозначенія скій императоръ, который служить примѣромъ антагонизма съисламомъ, составляетъ, напро- всѣмъ монархамъ крайняго Востока, и кото- тивъ, предметъ гордости для магометанъ край- рому Сіамъ прежде платилъ дань, король Мю- няго Востока, которые толю предъявляютъ на анъ-Тая долженъ согласовать свою жизнь съ него свои права. предписаніями книги, которая наиередъ опре- Населеніе Сіама, исчисляемое, приблизи- дѣляетъ все его поведеніе, указываете мо- тельно, по расамъ: сіамцы— 2.000.000; китай- ментъ каждаго изъ его ежедневныхъ дѣйствій. цы— 1.500.000; лаосы— 1.000.000; малайцы— диктуетъ ему слова, которыя онъ долженъ 500.000; камбоджане— 300.000; карены, ха и произносить во время большихъ празднествъ, пр.— 200.000; пегуанцы— 50.000. какъ, напримѣръ, на праздникѣ земледѣлія. Не «Властелинъ земли» или «властелинъ жиз- давая себя ослѣплять блескомъ всего окружаю- ни», какъ величаютъ короля сіамскаго, поль- щаго его тронъ, самодержецъ долженъ по- зуется неограниченною самодержавною вла- нимать суетность своей власти. Когда его ми- стыо; онъ владѣетъ землями своего государ- нистры вручать ему послѣдовательно всЬзнаки ства на полномъ правѣ собственности иможетъ царскаго достоинства, онъ встаетъ и произно- во всякое время прогнать съ нихъ жителей; ситъ проповѣдь о смерти и ничтожествѣ всего если «вольные люди», какъ называютъ себя человѣческаго. сіамцы, пользуются деревьями и растеніями, Второй король, всегда близкій родственникъ водой, камнями и всѣмъ, что находится въ иерваго, пользуется титуломъ и нѣкоторыми предѣлахъ имперіи, то единственно потому, аттрибутами королевскаго достоинства, но не что государь соблаговолилъ дозволить имъ это властью, и придворные его назначаются истин- пользованіе въ день своего вѣнчанія на цар- нымъ государемъ; главная его роль въ ира- ство *). Онъ располагаешь также жизнью сво- вительственномъ организмѣ состоитъ въ томъ, ихъ подданныхъ, и если ему угодно назначить чтобы быть отцомъ королевы, ибо «властелинъ судей для налоагенія наказаній, вмѣсто того, земли» не можетъ вступать въ неравный бракъ чтобы просто отрубать головы, то это чистая съ женщинами не царской крови. Недавно су- милость, проистекающая изъ его неизреченнаго ществовало еще третье лицо, носившее также благодушія. Сумма всѣхъ налоговъ и податей, титулъ короля. Эта двойственность или трой- таможенныхъ сборовъ, пошлинъ на товары, ственность королевскаго достоинства не есть доходовъ отъ монополій или регалій, даней отъ учрежденіе исключительно сіамское; во многихъ вассальныхъ королевствъ поступаешь полностью другихъ государствахъ Индо-Китая короли въ королевскую казну, и государь расноря- тоже раздѣляли между собою власть и претен- жается ею по своему усмотрѣнію, или для цѣ- довали на господство надъ стихіями: первый лей общественнаго блага, или для собствен- властвовалъ надъ огнемъ, второй—надъ во- наго удовольствія. Король можетъ назначить дой ‘). Можно бы подумать, что совмѣстное себѣ преемника, даже внѣ своей фамиліи; но существованіе двухъ королей должно подавать если онъ не опредѣлилъ порядокъ престоло- поводъ къ частымъ дворцовымъ революціямъ, наслѣдія, то корона переходить къ старшему но сила преданія такъ велика, такъ непоколе- ') Pallegoix, цитированное сочинепіе. *) Kampfer; Pallcgoix; Bastian; Grehan.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz