Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
783 глава т . — индо-китАЙ. 7 8 4 мужалою, и ей ищутъ мужа; въ случаѣ, если таковаго не находится, родители прибѣгаютъ къ простому средству—къ продажѣ дочери тому, кто больше предложить. Рѣдко бываетъ, чтобы бракосочетаніе сопровождалось какими-либо религіозвыми церемоніями; только въ тѣхъ случаяхъ, когда брачные союзы заключаются между лицами, принадлежащими къ богатому обществу, приглашаютъ талапуановъ прочитать извѣстныя молитвы за молодую чету и окро пить ее святою водой. Разводы устроиваются такъ лее просто, какъ и свадьбы: достаточно, чтобы одинъ изъ супруговъ потребовалъ разлу- ченія. Когда чета имѣетъ дѣтей, ихъ дѣлятъ поровну между разводящимися родителями, но первый выборъ предоставленъ матери; когда оть брачяаго союза произошелъ только одинъ ребенокъ, мать беретъ его себѣ. Женщины вообще пользуются свободой и почетомъ; онѣ принимаютъ участіе въ угіравленіи общихъ дѣлъ, выходитт. изъ дому совершенно свободно; какъ европейки, ходятъ на рынокъ и въ гости безъ всякаго надзора со стороны мужа; но не давно тѣ изъ супругъ, которыя, вмѣсто того, чтобы принести за собою приданое, были ку плены мужемъ, могли быть перепроданы имъ другому липу. Каждый годъ такимъ образомъ много женъ попадало въ рабство. Въ полови- нѣ настояіцаго столѣтія число невольниковъ всякаго рода, женъ, проданныхъ мужьями, должннковъ, отданиыхъ въ кабалу кредито рам^ преступниковъ, лишенныхъ свободы за содѣянную вину, было такъ велико, что соста вляло, приблизительно, около четверти всего населенія. Королевскимъ декретомъ рабство отмѣнено, начиная съ 1872 года. Медленный приростъ народонаселенія, замѣчаемый прежде въ Сіамѣ, происходилъ именно отъ существо- ванія рабства: толпа невольниковъ не могла вступать въ бракъ, а въ полигамическихъ брачныхъ союзахъ мандариновъ большая часть женъ оставались бездетными '). Число жителей увеличивается, главнымъ об разомъ, вслѣдствіе иммиграціи китайцевъ изъ Фокіена, Куанъ-туна, Сингапура. Точной ста тистики относительно этихъ пришельцевъ еще не составлено, и различныя приблизительныя исчисленіяопредѣляютъ цифру ихъ отъ 400.000 до 1.500.000 душъ; но нужно замѣтить, что вообще склонны преувеличивать численность ихъ колоній, по причинѣ значительной роли, которую играютъ эти переселенцы, какъ куп цы, банкиры, концессіонеры моноиолій, про мышленники всякаго рода; нѣкоторыя профес сии совершенно сосредоточены въ ихъ рукахъ. Въ иѣкоторыхъ внутреинихъ областяхъ госу дарства всѣ торговыя сдѣлки совершаются черезъ ихъ посредство, а между жителями многихъ городовъ морскаго прибрежья меньше ’) PaJlegoix, цитированное сочиневіѳ. сіамцевъ, нежели китайцевъ и метисовъ китайг скаго происхожденія. Гораздо болѣе дѣятель- ные и предпріимчивые, чѣмъ туземцы, желто лицые «сыны Гана» употребляютъ въ дѣл» громадные естественные источники страны и извлекаютъ наиболѣе выгодъ изъ ихъ эксило- атаціи; но, съ другой стороны, эти же пришлые- обитатели Мюанъ-Тая создаютъ правительству наиболыпія затрудненія: среди этихъ пересе- ленцевъ часто вспыхивали мѣстныя возмуще- нія, и правительству приходилось посылать многочисленные военныя эксиедиціи на берега полуострова Малакки, гдѣ китайскія колоніи отличаются стремленіемъ къ политической не зависимости. Китайцы вообще гораздо менѣе привязаны къ своей религіи, чѣмъ сіамцы, и между ними миссіонеры, католическіе и про- тестантскіе, дѣлаютъ всего болѣе обращеній въ христіанскую вѣру; но «сыны Гана» и сами тоже обращаютъ жителей края на свой ладь: они научили туземцевъ употребленію оиіума, и теперь этотъ порокъ сдѣлался общимъ. Что касается япоицевъ, прежде многочисленныхъ въ королевствѣи населявншхъ цѣлыя деревни, то они по большей части слились съ кореннымъ населеніемъ; лучшіе солдаты государей Мюанъ- Тая принадлежали нѣкогда къ этой націи ‘). Колоніи талайновъ, или пегуанцевъ, значи тельны; эти иммигранты доставляютъ преиму щественно плясуновъ для болынихъ мѣстныхъ .праздниковъ. Сіамскіе актеры считаются луч шими во всемъ Индо-Китаѣ. На ихъ театрахъ женскія роли исполняются лицами женскаго- пола, тогда какъ на китайскихъ сценахъ онѣ всегда поручаются молодымъ мальчикамъ 2). Между различными народностями, населяю щими Сіамскую имперію, слѣдуетъ также упо мянуть тѣ, которыя получили общія наимено- ванія ха ихетъ. Имя ха примѣняется сіамцами къ многочисленнымъ дикимъ племенамъ страны за Меконгомъ, къ тѣмъ недисциплинирован- нымъ народцамъ, которыхъ камбоджане назы ваютъ пномъ или пнонгъ, кохинхинцы—мой, жители Тонкина—мьоиъ или мюонгъ. Этотъ терминъ ха, составляющій теперь этническое названіе, первоначально имѣлъ смыслъ «не вольника», ибо именно эти племена, живущія въ постоянной войнѣ, снабжаютъ плѣнниками рынки Камбоджи и пополняютъ собою ряды класса рабовъ, которымъ прежде давали также прозвище «собакъ». Однако, имя ха постепен но утрачиваетъ смыслъ обидной клички, съ тѣхъ поръ какъ многіе невольники, уроженцы этихъ племенъ, возвысились до высшихъ дол жностей въ государствѣ. Что касается барман- цевъ, то они тоже сдѣлали слово «ха» пристав кой къ имени многихъ народцевъ, между нро- чимъ, къ имени народца кьенъ (ха-кьенъ, ка- ] ) Eug. Kampfer, „Histoire du Japon“. 2) Adolf Bastian, Geographische und Ethnologisclie Bilder“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz