Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

783 глава т . — индо-китАЙ. 7 8 4 мужалою, и ей ищутъ мужа; въ случаѣ, если таковаго не находится, родители прибѣгаютъ къ простому средству—къ продажѣ дочери тому, кто больше предложить. Рѣдко бываетъ, чтобы бракосочетаніе сопровождалось какими-либо религіозвыми церемоніями; только въ тѣхъ случаяхъ, когда брачные союзы заключаются между лицами, принадлежащими къ богатому обществу, приглашаютъ талапуановъ прочитать извѣстныя молитвы за молодую чету и окро­ пить ее святою водой. Разводы устроиваются такъ лее просто, какъ и свадьбы: достаточно, чтобы одинъ изъ супруговъ потребовалъ разлу- ченія. Когда чета имѣетъ дѣтей, ихъ дѣлятъ поровну между разводящимися родителями, но первый выборъ предоставленъ матери; когда оть брачяаго союза произошелъ только одинъ ребенокъ, мать беретъ его себѣ. Женщины вообще пользуются свободой и почетомъ; онѣ принимаютъ участіе въ угіравленіи общихъ дѣлъ, выходитт. изъ дому совершенно свободно; какъ европейки, ходятъ на рынокъ и въ гости безъ всякаго надзора со стороны мужа; но не­ давно тѣ изъ супругъ, которыя, вмѣсто того, чтобы принести за собою приданое, были ку­ плены мужемъ, могли быть перепроданы имъ другому липу. Каждый годъ такимъ образомъ много женъ попадало въ рабство. Въ полови- нѣ настояіцаго столѣтія число невольниковъ всякаго рода, женъ, проданныхъ мужьями, должннковъ, отданиыхъ въ кабалу кредито­ рам^ преступниковъ, лишенныхъ свободы за содѣянную вину, было такъ велико, что соста­ вляло, приблизительно, около четверти всего населенія. Королевскимъ декретомъ рабство отмѣнено, начиная съ 1872 года. Медленный приростъ народонаселенія, замѣчаемый прежде въ Сіамѣ, происходилъ именно отъ существо- ванія рабства: толпа невольниковъ не могла вступать въ бракъ, а въ полигамическихъ брачныхъ союзахъ мандариновъ большая часть женъ оставались бездетными '). Число жителей увеличивается, главнымъ об­ разомъ, вслѣдствіе иммиграціи китайцевъ изъ Фокіена, Куанъ-туна, Сингапура. Точной ста­ тистики относительно этихъ пришельцевъ еще не составлено, и различныя приблизительныя исчисленіяопредѣляютъ цифру ихъ отъ 400.000 до 1.500.000 душъ; но нужно замѣтить, что вообще склонны преувеличивать численность ихъ колоній, по причинѣ значительной роли, которую играютъ эти переселенцы, какъ куп­ цы, банкиры, концессіонеры моноиолій, про­ мышленники всякаго рода; нѣкоторыя профес­ сии совершенно сосредоточены въ ихъ рукахъ. Въ иѣкоторыхъ внутреинихъ областяхъ госу­ дарства всѣ торговыя сдѣлки совершаются черезъ ихъ посредство, а между жителями многихъ городовъ морскаго прибрежья меньше ’) PaJlegoix, цитированное сочиневіѳ. сіамцевъ, нежели китайцевъ и метисовъ китайг скаго происхожденія. Гораздо болѣе дѣятель- ные и предпріимчивые, чѣмъ туземцы, желто­ лицые «сыны Гана» употребляютъ въ дѣл» громадные естественные источники страны и извлекаютъ наиболѣе выгодъ изъ ихъ эксило- атаціи; но, съ другой стороны, эти же пришлые- обитатели Мюанъ-Тая создаютъ правительству наиболыпія затрудненія: среди этихъ пересе- ленцевъ часто вспыхивали мѣстныя возмуще- нія, и правительству приходилось посылать многочисленные военныя эксиедиціи на берега полуострова Малакки, гдѣ китайскія колоніи отличаются стремленіемъ къ политической не­ зависимости. Китайцы вообще гораздо менѣе привязаны къ своей религіи, чѣмъ сіамцы, и между ними миссіонеры, католическіе и про- тестантскіе, дѣлаютъ всего болѣе обращеній въ христіанскую вѣру; но «сыны Гана» и сами тоже обращаютъ жителей края на свой ладь: они научили туземцевъ употребленію оиіума, и теперь этотъ порокъ сдѣлался общимъ. Что касается япоицевъ, прежде многочисленныхъ въ королевствѣи населявншхъ цѣлыя деревни, то они по большей части слились съ кореннымъ населеніемъ; лучшіе солдаты государей Мюанъ- Тая принадлежали нѣкогда къ этой націи ‘). Колоніи талайновъ, или пегуанцевъ, значи­ тельны; эти иммигранты доставляютъ преиму­ щественно плясуновъ для болынихъ мѣстныхъ .праздниковъ. Сіамскіе актеры считаются луч­ шими во всемъ Индо-Китаѣ. На ихъ театрахъ женскія роли исполняются лицами женскаго- пола, тогда какъ на китайскихъ сценахъ онѣ всегда поручаются молодымъ мальчикамъ 2). Между различными народностями, населяю­ щими Сіамскую имперію, слѣдуетъ также упо­ мянуть тѣ, которыя получили общія наимено- ванія ха ихетъ. Имя ха примѣняется сіамцами къ многочисленнымъ дикимъ племенамъ страны за Меконгомъ, къ тѣмъ недисциплинирован- нымъ народцамъ, которыхъ камбоджане назы­ ваютъ пномъ или пнонгъ, кохинхинцы—мой, жители Тонкина—мьоиъ или мюонгъ. Этотъ терминъ ха, составляющій теперь этническое названіе, первоначально имѣлъ смыслъ «не­ вольника», ибо именно эти племена, живущія въ постоянной войнѣ, снабжаютъ плѣнниками рынки Камбоджи и пополняютъ собою ряды класса рабовъ, которымъ прежде давали также прозвище «собакъ». Однако, имя ха постепен­ но утрачиваетъ смыслъ обидной клички, съ тѣхъ поръ какъ многіе невольники, уроженцы этихъ племенъ, возвысились до высшихъ дол­ жностей въ государствѣ. Что касается барман- цевъ, то они тоже сдѣлали слово «ха» пристав­ кой къ имени многихъ народцевъ, между нро- чимъ, къ имени народца кьенъ (ха-кьенъ, ка- ] ) Eug. Kampfer, „Histoire du Japon“. 2) Adolf Bastian, Geographische und Ethnologisclie Bilder“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz