Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
•сталъ придавать серьезное значеніѳ своей роли «защитника вѣры», и теперь поддерживается постоянная корреспонденция между банкок- скимъ дворомъ, другими азіатскими правитель ствами и историками «Великаго ученія», кото рые дѣятельно ведутъ свои изслѣдованія, по с е щ а я для этой цѣли даже европейскія библі- •отеки. Каждый сынъ семейства долженъ пройти черезъ монашеское состояніе; въ возрастѣ отъ двадцати до двадцати одного года молодые люди поступаютъ въ монастырь, совлекаютъ тамъ съ-себя городскую одежду и отрекаются, на время затворничества, отъ своего ранга и достоинствъ. Сами короли подчинены этому правилу и по выходѣ изъ монастыря они должны снова короноваться ‘); но и послѣ того •они остаются великими жрецами и должны пе- щись о благосостояніи монастырей. Сіамская пація расходуетъ ежегодно свыше 100 мил- ліоновъ франковъ на содержаніе жрецовъ и монаховъ; пропорціонально, это бюджетъ вѣ- роисповѣданій, далеко превосходящій тотъ же бюджетъ Франціи. Такъ называемые - ватъ-луанъ, или «королевскіе монастыри», построенные на средства короля, т. е. на- ціи, составляютъ совокупность зданій, вы- ■соко поднимающихъ надъ деревьями или до мами свой двойной или тройной этажъ пи- рамидъ и шпицевъ, покрытыхъ изразцами и увѣшанныхъ колокольчиками, которые мѣрно звонятъ, покачиваемые дуновеніемъ бризы; рядомъ съ пагодой, монастыри, дворы, сады, пруды, часовни и поля составляютъ цѣлую об ласть: это виганъ, подобный вигарѣ (вигаръ, бигаръ) древней Индіи, священное простран ство, мѣсто убѣжиіца, гдѣ могутъ безопасно укрываться самые тяжкіе преступники; впро чемъ, то же самое допускается въ католи- ческихъ церквахъ 2). Другіе монастыри, менѣе •обширные, - это, во-первыхъ, ватъ-хуннат, пли дворянскіе монастыри, и ратеадонъ, или монастыри для простаго народа, которые со оружаются на средства, собираемыя путемъ добровольной подписки; большинство ихъ мень ше размѣрами, но богаче украшевіями, чѣмъ подобный же зданія въ Барманіи, а въ срав нены съ мизерными пагодами Китайской им- перш, это великолѣпные памятники религіоз- наго зодчества; заключающіяся въ нихъ сокро вища составляютъ наибольшую долю національ- наго сбереженія. Золотыя статуи, блистающія драгоцѣнными каменьями, не рѣ д ки .въ х р а - махъ, но между скульптурными произведеніями, украшающими внутренность святилищъ и ихъ иеристили, есть не мало такихъ, которыя вовсе не имѣютъ религіознаго характера; отличаясь долнѣйшею вѣротерпимостыо, буддійскіе мо нахи дали у себя убѣжище многимъ изображе- ') Palleyoix; Thomson; Bastian; Beauvoir. 2) Bruguiere, „Annales de la Propagation de )a Foi“, 1831. '781 БАССЕЙНЪ ніямъ чужеземнаго происхождепія. Такъ, Ба- стіанъ видѣлъ тамъ статую Наполеона рядомъ съ идоломъ Будды, а между гравюрами, развѣ- шанными по стѣнамъ, попадаются такія, кото рыя представляютъ европейскіе парады и сра- женія '). Правила, которыя обязаны соблюдать сіам- скіе монахи, такъ многочисленны, что если бы имъ не помогали монастырскіе служители и по слушники, то жизнь ихъ была бы невозможна. Имъ воспрещено копать землю, изъ уваженія къ этой стихіи, и слѣдовательно, они не мо гутъ ни сажать, ни сѣять. Талапуанъ, варящій рисъ, грѣшитъ, потому что умеріцвляетъ сѣме- на растенія; равнымъ образомъ ему запрещено ѣсть зерна, которыя могли бы еще пустить ростки; не дозволяется влѣзать на дерево, ибо онъ могъ бы поломать вѣтки. Зажигая огонь, онъ совершаетъ грѣхъ, потому что уяичто- жаетъ топливо; но и когда гаситъ пламя, тоже грѣшитъ; равнымъ образомъ и ковать желѣзо считается грѣхомъ, такъ какъ при ковкѣ летятъ искры а). Главное предписаніе буддійскаго за кона —уважать жизнь животныхъ, и эту запо- вѣдь талапуаны соблюдаютъ съ величайшею скрупулезностью. Даже міряне считаютъ грѣ- хомъ раздавить муравья или муху; съ ихъ прин ципами, они не имѣютъ другой защиты про тивъ иаразитовъ, кромѣ частыхъ ваннъ и изы сканной чистоплотности. Въ извѣстныя эпохи богатые люди покупаютъ цѣлыя барки, напол- ненныя рыбой, чтобы сдѣлать доброе дѣло, пуская пойманную рыбу обратно въ рѣку; два раза въ годъ охота и рыб пая ловля безусловно воспрещены. Но внѣшнія формы составляютъ почти всю религію. При видѣ храмовъ, такъ богато украшенныхъ, можно подумать, что на- селеніе проникнуто горячею ревностью къ вѣрѣ; но ничего подобнаго нѣтъ въ дѣйствительности; индифферентизмъ въ религіозныхъ дѣлахъ со ставляетъ общее явленіе. Храмы и святыни мало посѣіцаются, и если жрецы раздѣляюгь съ царствующими особами энитетъ прахъ , или «великихъ», то это не болѣе, какъ условная общепринятая форма рѣчи; они вообще не пользуются болыпимъ уваженіемъ; ихъ обви- няютъ въ томъ, что они преступаютъ большую часть статей своего кодекса. Если бы ихъ не считали за чародѣевъ, они потеряли бы всѣхъ своихъ кліентовъ, и ихъ постоянные призывы къ благочестивымъ пожертвованіямъ, призывы, на которые еще недавно всѣ охотно отклика лись, оставались бы безъ всякаго отвѣта 3). Какъ и въ Индіи, молодые люди женятся и выходятъ замужъ очень рано. Съ двѣнадцати- лѣтняго возраста дѣвушка считается уже воз- МЕНД.МА. 782 *) Ad. Bastian, „Reisen in Siam im Jahre 1863“ . 2) La Loubew, „Description du royaume de Siam11; „Journal des Missions evattgeliques“, 1864. 31 Pallogoix, „Description du royaome de Thai ou Siam1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz