Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 7 5 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 7 7 6 иа баркахъ собирать рыбу, которая ловится, играютъ на струнныхъ и духовыхъ инстру- какъ въ огромный неводъ, въ сѣти корней ментахъ, на гитарахъ, барабанахъ, флеіітахъ ризофоръ или корнепусковъ '). Одинъ видъ ска- и трубахъ. Обыкновенный цвѣтъ ихъ одежды—- та, «луна», или круглянка, tetraodon, которая темно-синій, почти черный, извлекаемый изъ прицѣпляется къ килю кораблей, издаетъ время дикаго индиговаго дерева; широкій тюрбанъ, отъ времени жалобный крикъ. Различныя по- длиною около пятнадцати метровъ (21 аршинъ), роды китообразныхъ, маленькіе киты, дельфи - обвивается вокругъ головы, ниспадая на заты- ны, морскія свиньи рѣзвятся стаями вокругъ локъ золотыми и шелковыми бахромами. Жен- плывущихъ судовъ; акулы поднимаются, съ іцины носятъ различныя серебряный укра- нриливомъ, по рѣкѣ до самаго Банкока и даже шѳнія, діадемы, серьги, пуговицы, очень тон- выше этого города. Сіамцы, какъ и барманцы, кой и отчетливой работы, которыя выдѣлы- употребляютъ икру маленькихъ морскихъ ра- ваются въ самомъ краѣ. Въ нѣкоторыхъ доли- ковъ (креветокъ) и рыбу, уже испортившіяся, нахъ этою деликатною работою занимаются M i - для приготовленія нгапи, этой неизбежной при- ряне, въ другихъ мѣстахъ духовные; хозяйки правы ихъ трапезы. почти всѣ занимаются тканьемъ матерій, окра­ ской ихъ и вышиваньемъ, и плетутъ изъ со­ жители Сіама почти всѣ принадлежатъ къ ломы разныя издѣлія съ такимъ же искус- одной и той же расѣ: шаны, лаосы, или лаон- ствомъ, какъ тосканки. Изъ этого видно, какъ цы, и сіамцы представляютъ лишь различныя мало заслуживаютъ шаны обиднаго имени подраздѣлеиія народа таи, болѣе или менѣе ци- «бѣлыхъ варваровъ», которымъ ихъ награж- вилизованныя, и одни изъ нихъ еще незави- даютъ китайцы: отличные земледѣльцы, они симы, другіе состоятъ подъ властью королев- умѣютъ орошать свои поля при помощи ка­ ской Варманіи, англійскаго правительства или наловъ, остроумно снабженныхъ шлюзами и государя, царствующаго въ Банкокѣ; многія водоспусками. Въ то же время шаны очень ис- племена Ассама, Манипура и Китая того же кусные торговцы и пускаются очень далеко происхожденія и приближаются къ сіамцамъ изъ своего родичаго края, развозя различные нарѣчіями и физическими чертами. Шаны въ товары. Они имѣютъ собственную азбуку, и собственномъ смыслѣ очень многочисленны въ между ихъ буддійскими жрецами или ламами области барманскаго верховья Иравадди и ея число ученыхъ довольно значительно ')• китайскихъ притоковъ, на берегахъ Салуэна; Лова, болѣе извѣстные подъ именемъ лао- кромѣ того, они переселились массами въ ту совъ, или лаонцевъ, родственны шанамъ и часть бассейна Ситтанга, которая сдѣлалась живутъ въ сѣверныхъ областяхъ страны Сіамъ, англійской территоріёй. Въ верхней Барманіи въ особенности между Салуэномъ и Меконгомъ. шаны называютъ себя тѣмъ же именемъ, какъ Болѣе или менѣе смѣшанные съ дикими на- и ихъ единоплеменники въ Южномъ Юннанѣ: селеніями, они представляютъ большое разно- это пей, или паи(пайи, паю); на берегахъ Ира- образіе типовъ, такъ что во многихъ мѣстахъ вадди они до такой степени смѣшались съ бар- путешественникъ лишь съ трудомъ можетъ манцами. что ихъ первоначальный типъ и языкъ распознать, среди какой расы онъ находится почти совсѣмъ исчезли; въ сосѣдствѣ съ Ки- въ дѣйствительности. Во всѣ времена, полко­ тайской имперіей есть также много такихъ, ко- водцы побѣдители имѣли привычку забирать торые походятъ на китайцевъ желтоватымъ массами всѣхъ жителей покоренной провин- цвѣтомъ кожи и тонкими чертами лица; но глав- ціи и уводить ихъ далеко отъ родины, вновь ная масса сохранила свои отличительныя чер- заселяя край плѣнными изъ другихъ опусто- ты. Нѣкогда они были настолько многочислен- шенныхъ областей; такимъ образомъ народы ны, что образовали значительную имперію, но раснредѣлялись по разнымъ мѣстностямъ въ затѣмъ раздѣлились на нѣсколько мелкихъ госу- величайшемъ безнорядкѣ а). Земля Лаосъ дѣ- дарствъ, управляемыхъ патріархально глава- лится на королевства, начальники которыхъ, рями, или цобуа ,которые платятъ дань одному вассалы сіамскаго короля, обязаны присылать изъ сосѣднихъ королевствъ. Ией, или сѣверные послѣднему черезъ каждые три года дань, со- шаны, почти всѣ малорослы, а цвѣтъ кожи у стоящую изъ цвѣтковъ, серебра, золота и раз- нихъ немного темнѣе, чѣмъ у европейцевъ; личныхъ произведений своего края. Жители скошенность ихъ глазъ почти незамѣтна, но группируются въ три обособленный разновид- лицо у нихъ широкое, съ большими челюстями ноети: «бѣлые», которые не татуируются, «чер- и выдающимися скулами, обрамленное черны- ные» и «зеленые», которые употребляютъ эти ми, гладкими волосами. Выраженіе фнзіоно- цвѣта для окраски себѣ лица3); ихъ дѣлятъ МІИ вообще кроткое и задумчивое, П О Ч Т И ме- д П(]еГд0П) nFrom Mandalay to ЫошіеіГ; Kreitner, ланхолическое; однако, они общительны, ве- ,Дщ fernen Oston“; Fr. Gamier, „Yoyage d’exploration en селы въ разговорѣи очень любятъ музыку;они indo-Chine11. 3) Harmand, „Les Races indo-chinoises“, „Memoire de la Soci'SW d’Anthropologie11. ') Aug. Dfeugis, „Bulletin de la Society de G^ogra- 8) Pallegoix, „Antiales de la Propagation de la Foi“, pliie da t'an.i'*, juiii, juillet 18S0 1835.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz