Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

говаго дерева». Благодаря своему счастливому географическому положенію, Промъ есть одинъ изъ тѣхъ городовъ, которые скоро оправляются послѣ казкдаго бѣдствія. По свидетельству лѣ- тописей, начало его восходитъ слишкомъ за двѣ тысячи триста лѣтъ до нашего времени. Основанный подъ именемъ Тарекъ-Гетра или Тій-икиттіа, онъ былъ окруженъ стѣной въ 60 километровъ длины, съ 35 воротами. Разру­ шенный, затѣмъ вновь отстроенный, онъ при- надлежалъ попѳремѣнно то талайнамъ, то бар- манцамъ, этнологическія области которыхъ соприкасаются въ этомъ мѣстѣ. Окрестности Прома и развалины, окаймляющія берегъ Ира­ вадди до Шуэдунга, принадлежатъ къ числу плодороднѣйшихъ местностей и производятъ въ изобиліи рисъ, табакъ, овощи всякаго рода. Тотъ и другой изъ этихъ городовъ украшены великолѣпнымп пагодами, куда пилигримы приходятъ на поклоненіе десятками тысячъ. Многочисленные соляные источники, находя­ щееся въ окрестностяхъ, теперь уже почти не эксплоатируются. Гензада, городъ, ближайшій къ вершннѣ дельты въ собственномъ смыслѣ, стоитъ ниже мѣста бифуркаціи, на главномъ рукавѣ. кото­ рый сохраняетъ имя Иравадди, но который часто мѣняетъ русло. Этотъ городъ имѣетъ нѣ- которую важность, какъ центръ гидравличе- скихъ работъ въ области дельты, но торговля въ немъ только мѣстная; порты, гдѣ произво­ дится торговый обмѣнъ съ другими странами, лежатъ ближе къ морю. Городъ Бассейнъ, одинъ изъ древнѣйшихъ портовъ, который археологи отождествляютъ съ Безингой Птоломея, зани­ маетъ очень выгодное положеніе. какъ первая гавань дельты для кораблей, приходящихъ изъ Индустана и изъ Европы, но входъ въ рѣку Бассейнъ. или Навунъ, представляетъ значи­ тельный трудности. Отпускная торговля сво­ дится почти исключительно къ вывозу риса, и набережныя Бассейна бываютъ вочти пусты, когда кончился сезонъ отправки этого продук­ та. Недалеко отъ города, на берегахъ рукава Дагга, находится круглое озеро, питаемое частью глубокими источниками и служащее поперемѣн- но- водоспускомъ и резервуаромъ для водъ раз­ лива. Рыба заходитъ въ этоводовмѣстилище та­ кими массами, что ее .ловятъ десятками тысячъ штукъ; въ сезонъ лова на озерѣ собирается отъ восьми до десяти тысячъ человѣкъ, и бе­ рега покрываются базарами и заводами для при готовледія нгапи ')• Близъ устья Навуна деревня Дальгузи сдужитъ мѣстомъ дачной жизни, куда бассейпскіе негоціанты пріѣзжаютъ подышать свѣжимъ воздухомъ, очищаемымъ бризой. Торговое движеніе Бассейна въ 1876— 1877 75*9 г л а в а ш . — *) O ’Riley, „Journal of the Asiatic Society of Ben­ gal", 1864, X 1. фискальномъ году— 13.704.000 франк.; цен­ ность вывезеннаго риса— 12.501.050 франк.; вмѣстимость судовъ при выходѣ -104.520 тон. Рангунъ, портъ восточнаго лимана Иравад­ ди, быль выбранъ англичанами за главный городъ своихъ завоеваній въ Барманіи, и уже ранѣе гобудари королевства Ава сдѣлали его мѣстопребываніемъ вице-короля. Пагода, со­ держащая волосы Гаутамы и. мощи лредше- ствовавшихъ ему «трехъ Буддъ», давно уже, за нѣсколько столѣтій до нашей эпохи, при­ дала священный характеръ мѣсту, гдѣ теперь расположенъ городъ, но движеніе торговаго обмѣна было сосредоточено нѣсколько южнѣе, на берегахъ того же лимана. Деревня Дагунъ, названная такъ по имени пагоды, была возве­ дена на степень города лишь въ 1763 году, когда завоеватель Алунгбгура, или Аломпра, пришелъ туда провозгласить торжественно свою побѣду. Рангунъ—или, вѣрнѣе, Ранкунъ—есть одна изъмногочисленныхъ Никей, или Ыицц-ъ, которыя побѣдители воздвигаютъ въ память своихъ тріумфовъ: это имя напоминаетъ «Ко- нецъ Войны», которую возстановитель бар­ манской монархіи велъ съ пегуанцами. Но,за- тѣмъ, другія побѣды, именно побѣды англичанъ, придали Рангуну гораздо большую важность, чѣмъ какую онъ имѣлъ во времена барманскаго господства: въ 1853 году,во время втораго вхо­ да завоевателей, городское населеніе состояло изъ 25.000 жителей; съ тѣхъ поръ, въ какія- нибудь тридцать лѣтъ оно болѣе чѣмъ упя­ терилось, а торговля порта увеличилась въеще болѣе значительной пропорціи. Рангунъ занимаетъ великолѣпное мѣстопо- ложеніе на послѣднихъ отрогахъ хребта Пегу- Іома, при сліяніи трехъ рѣкъ и многочислен- ныхъ судоходныхъ рукавовъ, которые даютъ ему удобныя средства сообщенія съ дельтой Иравадди и съ дельтой Ситтанга. Лиманъ, про- должающійся на югъ отъ города, доступенъ для большихъ судовъ, и морской приливъ подни­ мается на сѣверъ на большое разстояніе вверхъ по рѣкѣ Хлайнъ. Такимъ образомъ, этотъ го­ родъ является главнымъ центромъ и господ- ствующимъ пунктомъ всего торговаго движе- нія въ двухъ самыхъ многолюдныхъ бассей- нахъ Барманіи; желѣзная дорога соединяетъ его съПромомъ выше дельты Иравадди, и ско­ ро другой рельсовый путь, проникающій въ долину Ситтанга, достигнетъ Тонгу, откуда современемъ будетъ продолжепъ до Мандалая. Послѣ Калькутты, Рангунъ самый оживленный и наиболѣе посещаемый портъ Бенгальскаго залива. Онъ посылаетъ заграницу текъ и дру­ гое строевое и столярное дерево, смолы, пря­ ности, и ни одинъ городъ не можетъ сравняться съ нимъ по вывозу риса; кромѣ того, онъ слу­ жить главнымъ привозиымъ рынкомъдля ан- глійскихътоваровъ, предназначенных'!) въ Бар- манно и китайскую провинцію Юнпанъ; почти ИНДО-КИТАЙ. 7 6 0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz