Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 5 1 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 7 5 2 стуненямъ пдоекихъ возвышенностей Юннана: тамъ начинается поперечная дорога, предста вляющая наиболѣе удобный переходъ менаду Иравадди и Янтсекіангомъ, между Рангуномъ и ІПанхаемъ. Это еще ве все. Мѣсто сліянія Иравадди и Тапенга, кромѣ того, указывается, какъ долженствующее быть современемъ свя- заннымъ съ Калькуттой черезъ долину Барака и Манипуръ: дорога Ганга и Брахмапутры соединится съ дорогой «Срединнаго Цвѣтка», при началѣ судоходства по Иравадди. Многіе города слѣдовали одинъ за другимъ въ этой равнинѣ нижняго Тапенга. Къ востоку отъ Бамо видны остатки двухъ городовъ, изъ ко торыхъ одинъ извѣстенъ подъ именемъ «Ста- раго Бамо»; на сѣверѣ, на: правомъ берегу Та пенга, тоже есть развалины, указывающія мѣ- сто, гдѣ стоялъ древній городъ Цампенанго,— на языкѣ пали Чампанагаръ,—который былъ столицей одного танскаго государства и ко торый разрушили сингпои. О будущей дорогѣ, которая должна соеди нить непосредственно Индію съ Китаемъ черезъ горы, продолжающія на востокѣ валъ Гимала евъ, написаны сотни статей и цѣлыхъ книгъ, но можно сказать, что эта дорога уже суще- ствуетъ; это «золотой и серебряный путь», ко торымъ китайскія войска спускались до самой равнины въ 1769 году и которымъ всегда слѣ- довали посольства между двумя государствами; остается только, гдѣ нужно, сдѣлать выемки въ холмахъ и засыпать долины, для прокладки рельсъ. Несмотря на недоброжелательство королевской Барманіи въ отношеніи англійской торговли, значительная часть товаровъ, посы- лаемыхъ изъ Рангуна къ верховьямъ Иравадди, направляется въ Китай. Цѣлый кварталъ въ Бамо, или Цинь-гаѣ-—какъ его называютъ ки тайцы,— занятъ торговцами изъ Юннана, прі- ѣзжающими въ этотъ городъ закупать хлопокъ, нефритъ, разные европейскіе товары, до соли изъ Ливерпуля включительно; въ 1881 году одинъ караванъ, слѣдовавшій этою дорогой, за- ключалъ въ себѣ слишкомъ 1.500 навьючен- ныхъ животныхъ *). Даже во время возстанія пантаевъ торговое двпженіе между Барманіей и Китаемъ, черезъ Бамо, никогда не преры валось; но тогда этотъ городъ имѣлъ никакъ не болѣе 5.000 жителей: въ 1868 году Андер- сонъ исчислялъ населеніе его только въ 2.500 душъ. Бамо, окруженный эстакадой, состоитъ изъ нѣсколькихъ рядовъ тековыхъ и бамбу- ковыхъ домовъ, поддерживаемыхъ столбами на высотѣ нѣсколькпхъ футовъ надъ уровнемъ почвы. Промышленности въ немъ нѣтъ почти никакой, кромѣ выдѣлки сабель или дихъ, и приготовленія глиняной посуды: отсюда и са мое имя его, происшедшее отъ слова Манмоп означающее «городъ гончаровъ». Ниже по теченію, на томъ же берегу Ира вадди, деревня Кунтугъ, или Кіунгъ-тунгъ, расположенная у входа въ одно ущелье рѣки, была иногда соперницей Бамо по торговлѣ съ Китаемъ; небезопасность дорогъ заставляла караваны видоизмѣнять свий маршрута, со образно превратностямъ войнъ и союзовъ. Внизъ отъ этого дефилея. до нынѣшней сто лицы Барманіи, нѣтъ значительныхъ городовъ, ни важныхъ рынковъ: наиболѣе посѣщаемыя мѣста— это высокіе мысы, увѣнчанные паго дами, и скалистые острова, гдѣ безчисленныя религіозныя зданія, окруженный деревьями, высоко поднимаютъ свои позолоченные шпицы надъ густою листвой: такъ, островъ Шве-гу, «Лѣсъ пагодъ», содержитъ, говорятъ, не менѣе 999 святилищъ '). Рыбачья деревушка, распо ложенная на лѣвомъ берегу Иравадди, соста вляетъ все, чтб осталось отъ древней столицы Барыаніи, Тагунга, основанной въ первыя вре мена барманской колонизаціи; тридцать пять королей слѣдовали одинъ за другимъ на та- гунгскомъ престолѣ, но, вслѣдствіе нашествія варваровъ, царская резиденція была перене сена оттуда немного южнѣе, въ Паганъ, назы ваемый теперь «Старымъ Паганомъ», съ тѣхъ поръ, какъ другой городъ того же имени былъ построенъ въ 350 километрахъ ниже по тече- нію Иравадди. Остатки этихъ двухъ сосѣднихъ городовъ, Тагунга и Пагана, поросли лѣсомъ, такъ что теперь съ трудомъ можно отыскать тамъ и сямъ развалины пагодъ и статуй Будды. Другая деревня, тоже лежащая на лѣвомъ бе регу рѣки, носитъ имя Цампенанго; какъ и городъ, предшествовавшій Бамо при впаденіи Тапенга въ Иравадди,— это бывшая столица шанскаго царства. Въ окрестностяхъ разрабо- тываютъ, но не очень дѣятельно, нѣсколько каменноугольныхъ копей. Главное колѣно Иравадди, между Бамо и дельтой, есть важнѣйшее историческое мѣсто современной Барманіи: здѣсь возникли послѣ- довательно четыре столицы, Сагайнъ, Ава, Амарапура, Мандалай. Правда, что мало най дется мѣстоположеній, которыя представляли бы больше выгодъ для основанія центральнаго города многолюдной страны. Нѣсколько второ- стеиенныхъ рѣкъ впадаютъ въ этомъ мѣстѣ въ главную рѣку; въ неболыпомъ разстояніи от туда, ниже по теченію, главный иритокъ Ира вадди, Кьендвенъ, соединяетъ свои воды съ во дами главной долины; направленіе, прини маемое главной рѣкой, отъ Мандалая къ Па гану, совершенно совпадаетъ съ направленіемъ Арраканскаго залива, и этотъ путь продол жается удобными для прохода брешами по го- рамъ; наконецъ, на югѣ, длинная долина откры ваешь прямую дорогу къ истокамъ Ситтанга; нѣтъ сомнѣнія, что настанетъ день, когда „London and China Express", jan. 27, 1882. *) Shway Yoe, „The Burman“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz