Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
741 БАССЕЙНЫ ИРАВАДДИ И ОАЛУЭНА. 7 4 2 семейства дѣлалъ малѣйшую разницу въ обра щены съ дѣть.ми, хотя бы даже одинъ изъ нихъ былъ европейскаго пронсхожденія. Бар манцы очень гостенріимны, радушно прини- маютъ иностранца и стараются предупредить его желанія; вдоль дорогъ путешественники находятъ сараи для отдыха и сосуды съ чистой водой для утоленія жажды. Вѣжливость соста вляетъ національную добродѣтель; въ этомъ отношеніи мраммы и талайны походятъ на японцевъ и стоять выше огромнаго большин ства европейцевъ. Хотя очень впечатлитель ные и подвижные, они, однако, не вносятъ въ свои поступки той страстности, которая дѣлаетъ ихъ сосѣдей, малайцевъ, иногда столь опасными; они не мстительный легко прощаютъ обиды; они очень покорны и позволяютъ себя угнетать безъ сопротивленія, ограничиваясь тѣмъ, что молятъ Будду, чтобы онъ защитилъ ихъ отъ «пяти враговъ»: огня, воды, разбой- никовъ, недоброжелателей и правителей '). Барманцы нравственными качествами выгодно отличаются отъ индусовъ, которыхъ они назы ваютъ своими братьями; они не признаютъ дѣленія на касты, или, по крайней мѣрѣ, не примѣняютъ его строго на практик'],; человѣкъ самаго низкаго званія можетъ сдѣлаться рав- нымъ съ великими міра сего; онъ не встрѣчаетъ ни одного изъ тѣхъ непроходимыхъ сослов- ныхъ барьеровъ, которые дѣлаютъ изъ индуса раба судьбы. Новѣйшая исторія англійской Барманіи доказываетъ, что туземцы умѣютъ пользоваться той свободой, въ которой отка зано большинству жителей полуострова по сю сторону Ганга. Однако, рабы, состояіціе при кумирняхъ, сожигатели труповъ, прокаженные, тюремщики и палачи, которыхъ считаютъ су ществами, виновными въ какомъ-нибудь пре- ступленіи во время предшествующаго ихъ су- іцествованія, остаются внѣ всякаго общества; они не имѣютъ даже права учиться въ школѣ; нищій отказывается отъ ихъ милостыни, то мимый жаждой прохожій ни за что не согла сится принять ни одной капли воды изъ ихъ рукъ. Въ дѣйствительности, религія, господствую щая въБарманіи, та, которая регулируешь всѣ акты лсизни, есть поклоненіе демонамъ; оффи- ціальнымъ иге культомъ является буддизмъ2). Барманцы боготворятъ Гаутаму, воплощеніе Будды; во всѣхъ городахъ, во всѣхъ селахъ и деревняхъ въ честь его воздвигнуты высокія пагоды или скромныя кумирни, и статуя Му дреца, съ кроткимъ, почти женственнымъ ли- цомъ, стоитъ въ глубинѣ храма. Прежде было въ обычаѣ у богатыхъ людей посвящать избы- токъ своего состоянія на сооруженіе этихъ ре- лигіозныхъ зданій, и многіе изъ покинутыхъ 1) Slnvay Yoe, цитированное сочинепіе. 2) Shway Yoe. цитированное сочииевіе; Adolf Bastian, „Reisen in Birma“. городовъ, жилища которыхъ были преданы пламени завоевателями, или разрушены вре- менемъ, состоятъ только изъ храмовъ,построен- ныхъ изъ кирпича, изъ мрамора или изъ теко- ваго дерева съ красивой рѣзьбой. Въ наши дни религіозное зодчество уже не въ такой чести, какъ было прежде, и щедроты богатыхъ барманцевъ, употреблявшіяся въ былое время на сооруженіе пагодъ, теперь чаще идутъ на сооруженіе театровъ; но жрецы, или полігй, отличающіеся, впрочемъ, полнѣйшею вѣротер- пимостью въ отношении чужихъ религій, по- прежнему очень многочисленны; -Они не со ставляютъ особаго класса, потому что не даютъ обѣта монашества; каждый помги можетъ во всякое время сложить съ ’себя духовный санъ и вернуться въ первобытное состоя- ніе. Съ другой стороны, и одѣлаться Жрецомъ можетъ всякій желающій; даже обязательно для молодыхъ людей свѣтскагО общества посту пать послушниками въ Монастырь на -нѣсколь- ко лѣтъ, или на нѣсколько недѣль, и тамъ всѣ равны: царскій сынъ не пользуется- большимъ почетомъ, чѣмъ сынъ послѣдняго ншцаго1)’. Тѣла жрецовъ сжигаются или при помощи ра: кетъ, которыя пускаютъ издали, чтобы зажечь костеръ, или посредствомъ трепія двухъ ку- сковъ дерева; когда же дѣло ядетъ о простомъ смертномъ, то для зажиганія костра достаточно обыкновенной спички. Названіе «талапуанъ», которое европейцы даютъ барманскимъ и сіамскимъ жрецамъ, про изошло, вѣроятно, отъ піалапатъ или тали- потъ, названія вѣерной пальмы (corypha om- bi'aculil'era), листъ которой служить опахаломъ священнослужителямъ храмовъ, при 'чемъ на этомъ листѣ вырѣзаны священиыя письмена *). Главная обязанность жрецовъ состоитъ въ об- ученіи чтенію и письму мальчиковъ околодка; каждый монастырь есть въ то же время школа. За немногими исключениями, всѣ барманцы умѣютъ разбирать свои священный книги, и будучи, по грамотности, гораздо выше большин ства западныхъ людей, они всегда носяТъ при себѣ таблички для того, чтобы имѣть возмож ность, въ случаѣ надобности, поддержать свою бесѣду письменными объяснениями, знаками или вычисленіями. Но начатки образованія, ко торымъ обучаютъ помги, смѣшаны съ такимъ множествомъ пустыхъ формулъ и церемоній, что въ школахъ англійскаго основанія, даже въ. тѣхъ, которыми руководятъ миссіонеры. съ трудомъ объясняюіціеся на мѣстномъ языкѣ, число восиитанниковъ увеличивается съ каж- дымъ годомъ; кромѣ того, дѣвочки, которыя не могли поступать въ монастыри, получаютъ те перь элегиентарное образованіе въ свѣтсішхъ учебныхъ заведеніяхъ. Въ британской Барыа- *) Sliway Yoe, „The Burman“. г) Pallegoix, „Description du royaume Thai ou Siani“, *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz