Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

741 БАССЕЙНЫ ИРАВАДДИ И ОАЛУЭНА. 7 4 2 семейства дѣлалъ малѣйшую разницу въ обра­ щены съ дѣть.ми, хотя бы даже одинъ изъ нихъ былъ европейскаго пронсхожденія. Бар ­ манцы очень гостенріимны, радушно прини- маютъ иностранца и стараются предупредить его желанія; вдоль дорогъ путешественники находятъ сараи для отдыха и сосуды съ чистой водой для утоленія жажды. Вѣжливость соста­ вляетъ національную добродѣтель; въ этомъ отношеніи мраммы и талайны походятъ на японцевъ и стоять выше огромнаго большин­ ства европейцевъ. Хотя очень впечатлитель­ ные и подвижные, они, однако, не вносятъ въ свои поступки той страстности, которая дѣлаетъ ихъ сосѣдей, малайцевъ, иногда столь опасными; они не мстительный легко прощаютъ обиды; они очень покорны и позволяютъ себя угнетать безъ сопротивленія, ограничиваясь тѣмъ, что молятъ Будду, чтобы онъ защитилъ ихъ отъ «пяти враговъ»: огня, воды, разбой- никовъ, недоброжелателей и правителей '). Барманцы нравственными качествами выгодно отличаются отъ индусовъ, которыхъ они назы­ ваютъ своими братьями; они не признаютъ дѣленія на касты, или, по крайней мѣрѣ, не примѣняютъ его строго на практик'],; человѣкъ самаго низкаго званія можетъ сдѣлаться рав- нымъ съ великими міра сего; онъ не встрѣчаетъ ни одного изъ тѣхъ непроходимыхъ сослов- ныхъ барьеровъ, которые дѣлаютъ изъ индуса раба судьбы. Новѣйшая исторія англійской Барманіи доказываетъ, что туземцы умѣютъ пользоваться той свободой, въ которой отка­ зано большинству жителей полуострова по сю сторону Ганга. Однако, рабы, состояіціе при кумирняхъ, сожигатели труповъ, прокаженные, тюремщики и палачи, которыхъ считаютъ су­ ществами, виновными въ какомъ-нибудь пре- ступленіи во время предшествующаго ихъ су- іцествованія, остаются внѣ всякаго общества; они не имѣютъ даже права учиться въ школѣ; нищій отказывается отъ ихъ милостыни, то­ мимый жаждой прохожій ни за что не согла­ сится принять ни одной капли воды изъ ихъ рукъ. Въ дѣйствительности, религія, господствую­ щая въБарманіи, та, которая регулируешь всѣ акты лсизни, есть поклоненіе демонамъ; оффи- ціальнымъ иге культомъ является буддизмъ2). Барманцы боготворятъ Гаутаму, воплощеніе Будды; во всѣхъ городахъ, во всѣхъ селахъ и деревняхъ въ честь его воздвигнуты высокія пагоды или скромныя кумирни, и статуя Му­ дреца, съ кроткимъ, почти женственнымъ ли- цомъ, стоитъ въ глубинѣ храма. Прежде было въ обычаѣ у богатыхъ людей посвящать избы- токъ своего состоянія на сооруженіе этихъ ре- лигіозныхъ зданій, и многіе изъ покинутыхъ 1) Slnvay Yoe, цитированное сочинепіе. 2) Shway Yoe. цитированное сочииевіе; Adolf Bastian, „Reisen in Birma“. городовъ, жилища которыхъ были преданы пламени завоевателями, или разрушены вре- менемъ, состоятъ только изъ храмовъ,построен- ныхъ изъ кирпича, изъ мрамора или изъ теко- ваго дерева съ красивой рѣзьбой. Въ наши дни религіозное зодчество уже не въ такой чести, какъ было прежде, и щедроты богатыхъ барманцевъ, употреблявшіяся въ былое время на сооруженіе пагодъ, теперь чаще идутъ на сооруженіе театровъ; но жрецы, или полігй, отличающіеся, впрочемъ, полнѣйшею вѣротер- пимостью въ отношении чужихъ религій, по- прежнему очень многочисленны; -Они не со­ ставляютъ особаго класса, потому что не даютъ обѣта монашества; каждый помги можетъ во всякое время сложить съ ’себя духовный санъ и вернуться въ первобытное состоя- ніе. Съ другой стороны, и одѣлаться Жрецомъ можетъ всякій желающій; даже обязательно для молодыхъ людей свѣтскагО общества посту­ пать послушниками въ Монастырь на -нѣсколь- ко лѣтъ, или на нѣсколько недѣль, и тамъ всѣ равны: царскій сынъ не пользуется- большимъ почетомъ, чѣмъ сынъ послѣдняго ншцаго1)’. Тѣла жрецовъ сжигаются или при помощи ра: кетъ, которыя пускаютъ издали, чтобы зажечь костеръ, или посредствомъ трепія двухъ ку- сковъ дерева; когда же дѣло ядетъ о простомъ смертномъ, то для зажиганія костра достаточно обыкновенной спички. Названіе «талапуанъ», которое европейцы даютъ барманскимъ и сіамскимъ жрецамъ, про­ изошло, вѣроятно, отъ піалапатъ или тали- потъ, названія вѣерной пальмы (corypha om- bi'aculil'era), листъ которой служить опахаломъ священнослужителямъ храмовъ, при 'чемъ на этомъ листѣ вырѣзаны священиыя письмена *). Главная обязанность жрецовъ состоитъ въ об- ученіи чтенію и письму мальчиковъ околодка; каждый монастырь есть въ то же время школа. За немногими исключениями, всѣ барманцы умѣютъ разбирать свои священный книги, и будучи, по грамотности, гораздо выше большин­ ства западныхъ людей, они всегда носяТъ при себѣ таблички для того, чтобы имѣть возмож­ ность, въ случаѣ надобности, поддержать свою бесѣду письменными объяснениями, знаками или вычисленіями. Но начатки образованія, ко­ торымъ обучаютъ помги, смѣшаны съ такимъ множествомъ пустыхъ формулъ и церемоній, что въ школахъ англійскаго основанія, даже въ. тѣхъ, которыми руководятъ миссіонеры. съ трудомъ объясняюіціеся на мѣстномъ языкѣ, число восиитанниковъ увеличивается съ каж- дымъ годомъ; кромѣ того, дѣвочки, которыя не могли поступать въ монастыри, получаютъ те­ перь элегиентарное образованіе въ свѣтсішхъ учебныхъ заведеніяхъ. Въ британской Барыа- *) Sliway Yoe, „The Burman“. г) Pallegoix, „Description du royaume Thai ou Siani“, *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz