Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

739 ГЛАВА III.— ИНДО-КИТАЙ. 740 то только благодаря тому, что обязательное для семьи, и никакое рѣшеніе не принимается монашествующихъ подаяніе милостыни, созда- окончательно безъ того, чтобы не посовѣто- ло въ концѣ концовъ касту.нищихъ. Религія, ваться съ ними. Бракъ не есть ни таинство, если бы предписанія ея строго соблюдались,' ни гражданскій;юридическій обрядъ, и лсена запрещаете барманцамъ ѣсть мясо, но они вольна отказаться отъ сожительства съ мужемъ, употребляютъ въ качествѣ мясниковъ мусуль- когда она не одобряетъ его поведенія; но раз- манъ, такъ какъ люди, убивающіе животныхъ водъ составляетъ очень рѣдкое явленіе, осо- для питанія, у нихъ въ болыномъ презрѣніи. бенно послѣрожденія дѣтей. Разлученіе co- Одинъ изъ самыхъ всеядныхъ народовъ зем- вершается полюбовно: каждый изъ супруговъ наго шара, барманцы не брезгаютъ даже змѣя- зажигаетъ свѣчку, и та изъ нихъ, которая рань- ми, игуанами и ящерицами; но почти всѣ они ше догоритъ, даетъ хозяину или хозяйкѣ пра- крайне умѣрениы въ пищѣ: они обыкновенно во уйти, унеся изъ дома самыя дорогія вещи, довольствуются н’еболыпимъ количествомъ риса Даже вовремя продолженія брачнаго союза да нѣсколькими бананами. всякое «благопріобрѣтенное имущество» жены Барманцы вообще довольно богато одѣты, составляетъ ея неотъемлемую собственность’). и матеріи яркихъ цвѣтовъ, которыя они об- Однако, некоторые обычаи свидѣтельствуютъ вертываютъ вокругъ тѣла, всегда изящно дра- объ пзвѣстной неравноправности женщины въ пированы; ткани, носішыя женщинами, ниспа- сравненіи съ мужчиной: такъ, передъ с-удомъ, даютъ на колѣни, но открываясь съ боковъ, она не переходить за порогъ судилища, и муж- чтобы дать., свободу движепіямъ ноги. Кщѳ чина почелъ бы себя обезчещѳннымъ, если почти всѣ мужчины имѣютъ привычку та- бы женщина ходила на высшемъ уровпѣ; во туировать се.бѣ бедра до колѣна; въ годы юно- избѣжаніе этого несчастія, дома всегда строют- сти они такимъ образомъ трудятся надъ укра- ся въ одинъ этажъ8). Въ отношеніи погребаль- шеніемъ своей особы при помощи фигуръ жи- ныхъ обрядовъ, такъ же, какъ и въ отношеніи вотныхъ, символическихъ образовъ, священ- свадебныхъ церемоній, барманцы, дѣйствуютъ ныхъ словъ, красныхъ и оинихъ чертъ, пере- по своей волѣ, безъ всякаго вмѣшательства со плетающихся въ волшебномъ порядкѣ, съ тою стороны закона. Тѣло умершаго пли сжигаютъ цѣлью* чтобы «пропитать себѣ тѣло цѣлебнымъ на кострѣ, или зарываютъ въ землю, сообраз- средствомъ» п чтобы сдѣлать его неуязви- но съ желаніемъ, выраженнымъ самимъ покон- мымъ і‘). Еще не такъ давно съ тою же цѣлыо нымъ. Обычаи королевской семьи разнятся во вводили подъ кожу золотые кружки, серебря- многихъ отношеніяхъ отъ обычаевъ, соблю- ныя монеты, долженствовавшія предохранять даемыхъ въ остальной націи. Такъ, принцы отъ всякой бѣды того, кто ихъ носитъ 2); женятся на своихъ сводныхъ сестрахъ, а стар- такъ, и теперь еще погонщики муловъ въ Юн- шая дочь короля обречена на безбрачіе 3). нанѣ запускаютъ себѣ подъ коягу на шеѣ и на Въ большихъ городахъ королевской Барма- груди до десяти иди пятнадцати штукъ золо- ніи большинство туземцевъ, нравственно ис- тыхъ монетъ и драгоцѣнныхъ камней, какъ порченные гнетомъ двора, лживы и раболѣины; для того, чтобы уберечь ихъ отъ воровъ, такъ но по этимъ людямъ, окружающимъ королев- и для того, чтобы застраховать свою жизнь скую власть, не слѣдуетъ судить обо всемъ на- отъ злаго рока. Спеціальная татуировка, на- родѣ. Въ сельскихъ мѣстностяхъ, гдѣ жители чертанная на шеѣ и кистяхъ руки невольни- могли убѣгать въ лѣса при проходѣ армій или ка или уголовнаго преступника, изображала алчныхъ сборщиковъ податей, можно лучше оковы и ручныя кандалы: это былъ знакъ при- наблюдать барманцевъ и оцѣнить ихъ счастли- надлежности другому лицу или клеймо позора, вый природный характеръ. Они вообще жи- наложенное правосудіемъ. «Громовые камни», вые и смышленые, веселые, остроумные, вели- т. е. кремневые топоры и стрѣльт, случайно кодушные, очень любятъ игры, музыку и удо- вырытые изъ земли сохой, считаются обладаю- вольствія; случалось видѣть, какъ жители квар- щими великой силой и, обмокнутые въ закол- тала,выгорѣвшагоутромъ,воздвигаливечеромъ, дованную жидкость, кладутся въ комнатѣ ро- среди развалинъ пожарища, театральная ліод- дильницъ. мостки, чтобы утѣшить себя нѣсколькими ве- Такъ же, какъ въ.Китаѣ и въ Индіи, всѣ дѣ- селыми часами за потерю всего своего иму- вушки въ барманской землѣ выходятъ замужъ, щества 4). Обладая очень подвижнымъ уйомъ, но брачные союзы не заключаются тотчасъ они, тѣмъ не менѣе, постоянны въ своихъ ири- же по выходѣ изъ дѣтскаго возраста,, какъ на вязанностяхъ; рѣдко случается, чтобы глава полуостровѣ по сю сторону. Ганга. ІІризна- __________ ваемыя въ обыденной жизни равными мужчн- съ_А_ Gordoni ЦИІИр0ванное сочйяѳніѳ; Heifer, ци- нѣ, женщины принимаютъ участіе въ дѣлахъ тированные мемуары. ------------------- а) Mondiere, „Dictionnaire des sciences anthropologi- Bastian, „Siam“; Shway Yoe, „The Burman“; ques“. Snodgrass, „Burmese War“. 3) Phayre, „Journal »f the Asiatic Society of Bengal11, 9) Yule, „The Book of Marco Polo“, П; Anderson, 1864, Л» 4; Yule; Bastian; Shway Yoe. „From Mandalay toMomien“. , , ' *) Shway Yoe, „The bunnan".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz