Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 3 3 БАССЕЙНІ,1 ИРАВАДДИ II САЛУЭНА. 7 3 4 вошло большое число бармансішхъ словъ *). щемъ венавистнаго человѣка: продежуривъ пе- Паціонадьныя продаиія указывают, на связь редъ этимъ изображоніемъ три дня и три но- кареиовъ съ китайцами; они говорятъ также о чи безъ сна, безъ пищи и питья, мститель раз- переселеніи, которое, будто бы, совершилось въ биваетъ, наконецъ, глиняную куклу ударомъ отдаленную эпоху изъ странъ, лежащихъ за камня, который представляетъ руку демона *)• «великою Песчаною рѣкою». Этнологи заішо- Между ихъ божествами наиболѣе чтимыя—это чили изъ этого, что карены —монголы, при- камни-фетиши, но они требуютъ крови, и жре- шедшіе изъ сѣверныхъ степей Гоби или Такла- цы припосятъ имъ въ жертву куръи свиней; Маканъ 8). Въ настоящее время карены но- камни эти по большей части— горные хруста- ходятъ на другіе народцы, населяющіе бар- ли, яшмы, халцедоны. Въ старину бывали да- манскія горы. Самое красивое и самое сильное же человѣческія жертвоприношенія: такъ, ра- нзъ каренскихъ племенъ —гайхо, живущее къ бовъ зарывали живыми въ землю на могилѣ западу отъ рѣк-и Ситтангъ, по обѣ стороны начальниковъ племени; теперь ограничиваются англо-барманской границы; особенно жен- тѣмъ, что привязываютъ ихъ на нѣкоторое щины ихъ славятся красотой, и между ними время подлѣ могилы. Разсказываютъ, что у есть такія, у которыхъ цвѣтъ лица не темнѣе, нѣкоторыхъ каренскихъ племенъ могущество чѣмъ у китаянокъ. обществѳннаго мяѣаія такъ велико, что че- Соединенные группами изъ пяти или шести ловѣкъ, обвиненный въ какомъ-либо дурномъ семействъ, карены живутъ маленькими поселка- поступкѣ передъ его товарищами, самъ себя ми, и всѣ жители поселка состоятъ между со- обрекаетъ на смерть: онъ отправляется въ ка- бою въ родствѣ, такъ какъ браки никогда не кое-нибудь глухое мѣсто, вырываетъ тамъ себѣ заключаются внѣ своего клана. Одна или двѣ могилу и собственноручно задушаетъ себя, болыпія хижины, слуяшція кровомъ всей об- Есть еще карены безъ всякой цивилизаціи и щинѣ, составляютъ деревню; послѣ нѣсколь- не Носящіе никакой одежды, кромѣ куска де- кихъ лѣтъ пребыванія на одномъ мѣстѣ, се- рева или коры; но масса націй постепенно по- мейная группа покидаетъ свои поля, чтобы идти кидаетъ свои дикія привычки вездѣ, гдѣ она основать новое поселеніе на дѣвственной землѣ приходитъ въ частое соприкосновеніе съ жи- лѣса 3): они бѣгутъ, какъ сами говорятъ, по- телями городовъ. Между туземными племенами тому, что вокругъ ихъ жилища расплодилось Индо-Китая нѣтъ ни одного, которое бы такъ слишкомъ много злыхъ духовъ, и идутъ искать легко приняло христіанство, по крайней мѣрѣ мѣста, гдѣ атмосфера менѣе населена этими въ наружыыхъ его обрядахъ. Правда, что,испо- врагами человѣка. Когда каренъ благословляетъ вѣдуя одну изъ религій Запада, обращенные своего новорожденна™ младенца, онъ воору- карены не покидаютъ и своихъ древнихъ язы- •жается бамбукомъ, чтобы прогнать послѣдова- ческихъ вѣрованій. Такъ, ыногіе туземцы, пе- тельно ко всѣмъ странамъ горизонта бѣдность, реставъ татуироваться въ угоду европейским!, страданіе, несчастье, слабосиліе, лѣность, вся- миссіонерамъ, все-таки рисуютъ себѣ на одеждѣ кую скверну. «Бѣды всякаго рода, уходите магическія фигуры, которыя они прежде имѣли lipd'tl,!» восклицаетъ онъ. Затѣмъ тою же бам- на кожѣ а). ковою тросточкою онъ нрнзываетъ добрыхъ ге- Число христіанъ въ британской (Нижней) ніевъ, но геніевъ добродѣтели прежде, чѣмъ Барманіи въ 1880 году: геніевъ счастья; «приди, прямодушіе; приди, Кареновъ: 72.000 протестантовъ, 12.220 ка- честность; приди, богатство; приди, влія- толиковъ; всего 84.220 христіанъ въ 451 при- ніе; блага всякаго рода, придите!» 4). Когда ходѣ. карены хотятъ отмстить кому-нибудь тайными Барманцевъ— 1.200; европейцевъ и евро- вліяніями, они тоже взываютъ къ духамъ, на- азійцевъ— 11.860; всѣхъ христіанъ въ англій- селяющимъ воздушныя пространства: послѣ ской Барманіи—97.280. проклятія, произносимаго надъ врагомъ три Другая раса, представленная въ Бармапіи дня сряду при закатѣ солнца, они берутъ за- нѣсколышми сотнями тысячъ душъ,—шаны, жженную вЬтку, которая скоро гаснетъ, гнилое которые принадлежатъ къ тому же этническому яйцо, нечистые остатки ѣды: «Пустьтвоя жизнь корню, какъ таи или сіамцы, и которые, впро- угаснетъ, какъ угасла эта вѣтка! Да будешь чемъ, гораздо многочисленнѣе въ предѣлахъ ты лишенъ потомства, какъ это гнилое яйцо! Сіамскаго королевства, на верховьяхъ Менама Пусть конецъ твой походить на эти отброски!» и въ бассейнѣ Меконга: ихъ встрѣчаютъ раз- Или они наводятъ на него порчу, околдовы- сѣянными племенами до самыхъ границъ Тон- ваютъвъглиняномъизображеніи, представляю- кина. Тунгту (лау, пау), которые живутъ въ ___________ равнинѣ Ситтанга и которыхъ обыкновенно () Logan, „Jonrnal of the Indian Archipelago", vol. II; СЧИтаютъ ОДНИМЪ ИЗЪ каренскихъ племенъ, Max Muller, „Science of Languages11. 2) Ch. Alexander Gordon, цитированное сочиненіе 3) J W. Heifer, „Gedruckte und ungedruckte Schrif-. 1) Mason, „Journal of the siatic Society of Bengal", ten". , 1868. 4) „Journal des Mission 3vangeliques“, 1836.“ 2) Dalton, „Ethnology о Bengali
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz