Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 3 1 ГЛАВА 111.----ИНДО-КИТАЙ. 7 3 2 которыхъ всегда дереходитъ къ младшему сы ну, или, за неимѣніемъ прямаго потомства, къ младшему брату ‘); старшій сынъ покидаетъ край, чтобы идти искать счастья на чужбинѣ. Въ нѣкоторыхъ гаумахъ онъ получаетъ из- вѣстную долю наслѣдства, состоящую обыкно венно изъ недвижимаго имущества; среднимъ же сыновьямъ не завѣщается ничего, кромѣ оружія. Всѣ дѣти, рожденныя отъ законныхъ женъ или отъ купленныхъналожницъ, пользуют ся одинаковыми правами. Рабы, очень многочи сленные, рѣдко подвергаются побоямъ, каково бы ни было происхожденіе ихъ рабства: похи- щеніе, захватъ въ плѣнъ на войнѣ или не платежи долга. Въ очень многихъ'деревняхъ всѣ члены общины, старшины, подданные и рабы, живутъ въ одномъ домѣ; въ другихъ се- леиіяхъ каждой семьѣ отведено отдельное по- мѣщеніе; наконецъ, въ ииыхъ мѣстахъ спальня мужчинъ отдѣлепа отъ спальни женщинъ кам- немъ очага 2). На верховьяхъ Иравадди хо дячей монетой у какіеновъ служатъ катышки опіума 3). Выдавая себя за буддистовъ, когда спу скаются со своихъ горъ въ города равнины, какіены въ действительности не имѣютъ ни какой религіи, кромѣ поклоненія духамъ, или ттамъ, и религіозныя церемоніи яхъ не имѣ- ютъ другой цѣли, кромѣ заклинанія власти этихъ сверхъестественныхъ существъ. Когда заразительная болѣзнь поразйтъ кого-нибудь изъ ихъ среды, они никогда не воздаютъ умер- ііпему погребальныхъ почестей и даже не кла- дутъ ему въ ротъ монеты, которою ояъ могъ бы заплатить за перевозъ черезъ потокъ смер ти; они заботятся только о томъ, чтобы про гнать злыхъ геніевъ, или чтобы убѣжать са- мимъ. Въ прежнее время, когда женщина уми рала въ родахъ, тѣло ея тотчасъ же сжигали на кострѣ, при чемъ и новорожденнаго бро сали въ пламя, крича умершей матери: «уно си своего ребенка!» Только чужой человѣкъ имѣлъ право спасти его; родной отецъ долженъ 4ылъ отдать его въ жертву смерти 4). Нигдѣ всемогущій обычай не регулируетъ такъ стро го всѣ акты жизни; нигдѣ не нужно такъ со- размѣрять свои поступки и соблюдать обычаи, ■если хочешь избѣжать споровъ и обидъ. Родо вая месть въ такой силѣ, что изъ-за нея иног да идетъ борьба между цѣлыми деревнями; сынъ пронзаетъ мечемъ воду, чтобы от мстить рѣкѣ, гдѣ утонулъ его отецъ. Какіѳны обладаютъ неумолимою памятью: они говорятъ, что имъ нѣтъ надобности учиться читать, по- ’) Bigandet, „Annales de la Propagation de la Foi“, 1866; John Anderson, цитированное сочвненіе; „Zeit- ■scliriit fiir Ethnologie11, 1872. *) Clement Williams, Through Burmah to Western China11. 3) Alaga; Sandeman, „Proceedings of the Geographi cal Society may 1882. *) John Anderson, цитированное сочиненіе. тому что все уже написано въ ихъ сердцѣ. Языкъ ихъ есть, въ бассейнѣ Иравадди, одинъ изъ тѣхъ, которые наиболѣе отличаются отъ барманскаго; это моносиллабическій говоръ, до вольно пріятяый и гармоническій, много по- хпжій на идіомъ племенъ аборъ и мишми, но оканчивающій каждую фразу протяжными виз- жаніемъ 1). Имя кареновъ (карріанъ), напоминающее имя хіенговъ въ Западной и какіеновъ въ Сѣверной Барманіи, имѣетъ тотъ яге смыслъ, что «аборигены», по Кроссу, Мэзону и Гордо ну, тогда какъ барманцы производясь бго отъ одного слова на языкѣ пали, означающаго «грязные ѣдуны», синонимъ слова «мелкіе люди» 2). Какъ бы то ни было, карены пред ставляютъ низшую расу только по дикому со- стоянію, въ которомъ живутъ многія изъ ихъ племенъ; напротивъ, по смѣтливости, муже ству, прямодушію, трудолюбію—это одинъ изъ замѣчательныхъ народовъ Индо-Китая, одинъ изъ тѣхъ, на которыхъ можно разсчитывать для будущей цивилизаціи острова по ту сторо ну Ганга; лицевой уголъ у нихъ болѣе откры тый, чѣмъ у другихъ дикарей 3). Въ англій- скихъ владѣніяхъ ихъ больше 500.000 душъ, благодаря значительной иммиграціи; всѣхъ же кареновъ насчитываюсь домилліонадушъ, раз- сѣянныхъ на пространствѣ слишкомъ 1.300 ки лометровъ въ длину, отъ горъ, господствую- щихъ на востокѣ надъ равнинами около Ман далая до горъ южнаго Тенассерима; но они раздѣлены на множество племенъ, которыя, въ свою очередь, дѣлятся на семьи, раз- сѣянныя въ лѣсахъ; всего болѣе группы ихъ сближены въ высотахъ, сосѣднихъ съ Тонгу, въ долинѣ Салуэна и въ дельтѣ Иравадди. Они извѣстны подъ безчисленными мѣстными име нами, но три главныя дѣленія—«бѣлые», «чер ные» и «красные», называемые такъ не по цвѣту кожи, а по цвѣту одежды. Красные ка рены, или каренъ-ни, которые бродятъ въ лѣ- сахъ Нижней Варманіи. лучше другихъ извѣ- стны и принимаются обыкновенно за типъ всѣхъ кареновъ; различаясь обычаями, они исповѣдуютъ одинъ и тотъ же культъ, покло- неніе демонамъ, смѣшанное съ буддійскимн церемоніямп 4), и говорятъ нарѣчіями, проис ходящими отъ одного корня. Языкъ красныхъ кареновъ, записанный въ первый разъ Уэдомъ, въ 1832 году, принадлежитъ къ моносиллаби- ческимъ идіомамъ, какъ и китайскій, и ударе- ніе, измѣняющее смыслъ слоговъ, тоже играетъ въ немъ главную роль: въ каренскій словарь Bigandet, цитированный сборникъ. 3) Mac Malion, „Karens of the fiolden Ghersonese11. 3) O’Riley, „Journal of the Indian Archipelago and Eastern Asia1'. 1859. { ) Bigandet, „Annales de la Propagation de la Foi“; 1866; Mason; O ’Riley.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz