Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 3 1 ГЛАВА 111.----ИНДО-КИТАЙ. 7 3 2 которыхъ всегда дереходитъ къ младшему сы­ ну, или, за неимѣніемъ прямаго потомства, къ младшему брату ‘); старшій сынъ покидаетъ край, чтобы идти искать счастья на чужбинѣ. Въ нѣкоторыхъ гаумахъ онъ получаетъ из- вѣстную долю наслѣдства, состоящую обыкно­ венно изъ недвижимаго имущества; среднимъ же сыновьямъ не завѣщается ничего, кромѣ оружія. Всѣ дѣти, рожденныя отъ законныхъ женъ или отъ купленныхъналожницъ, пользуют­ ся одинаковыми правами. Рабы, очень многочи­ сленные, рѣдко подвергаются побоямъ, каково бы ни было происхожденіе ихъ рабства: похи- щеніе, захватъ въ плѣнъ на войнѣ или не­ платежи долга. Въ очень многихъ'деревняхъ всѣ члены общины, старшины, подданные и рабы, живутъ въ одномъ домѣ; въ другихъ се- леиіяхъ каждой семьѣ отведено отдельное по- мѣщеніе; наконецъ, въ ииыхъ мѣстахъ спальня мужчинъ отдѣлепа отъ спальни женщинъ кам- немъ очага 2). На верховьяхъ Иравадди хо­ дячей монетой у какіеновъ служатъ катышки опіума 3). Выдавая себя за буддистовъ, когда спу­ скаются со своихъ горъ въ города равнины, какіены въ действительности не имѣютъ ни­ какой религіи, кромѣ поклоненія духамъ, или ттамъ, и религіозныя церемоніи яхъ не имѣ- ютъ другой цѣли, кромѣ заклинанія власти этихъ сверхъестественныхъ существъ. Когда заразительная болѣзнь поразйтъ кого-нибудь изъ ихъ среды, они никогда не воздаютъ умер- ііпему погребальныхъ почестей и даже не кла- дутъ ему въ ротъ монеты, которою ояъ могъ бы заплатить за перевозъ черезъ потокъ смер­ ти; они заботятся только о томъ, чтобы про­ гнать злыхъ геніевъ, или чтобы убѣжать са- мимъ. Въ прежнее время, когда женщина уми­ рала въ родахъ, тѣло ея тотчасъ же сжигали на кострѣ, при чемъ и новорожденнаго бро­ сали въ пламя, крича умершей матери: «уно­ си своего ребенка!» Только чужой человѣкъ имѣлъ право спасти его; родной отецъ долженъ 4ылъ отдать его въ жертву смерти 4). Нигдѣ всемогущій обычай не регулируетъ такъ стро­ го всѣ акты жизни; нигдѣ не нужно такъ со- размѣрять свои поступки и соблюдать обычаи, ■если хочешь избѣжать споровъ и обидъ. Родо­ вая месть въ такой силѣ, что изъ-за нея иног­ да идетъ борьба между цѣлыми деревнями; сынъ пронзаетъ мечемъ воду, чтобы от­ мстить рѣкѣ, гдѣ утонулъ его отецъ. Какіѳны обладаютъ неумолимою памятью: они говорятъ, что имъ нѣтъ надобности учиться читать, по- ’) Bigandet, „Annales de la Propagation de la Foi“, 1866; John Anderson, цитированное сочвненіе; „Zeit- ■scliriit fiir Ethnologie11, 1872. *) Clement Williams, Through Burmah to Western China11. 3) Alaga; Sandeman, „Proceedings of the Geographi­ cal Society may 1882. *) John Anderson, цитированное сочиненіе. тому что все уже написано въ ихъ сердцѣ. Языкъ ихъ есть, въ бассейнѣ Иравадди, одинъ изъ тѣхъ, которые наиболѣе отличаются отъ барманскаго; это моносиллабическій говоръ, до­ вольно пріятяый и гармоническій, много по- хпжій на идіомъ племенъ аборъ и мишми, но оканчивающій каждую фразу протяжными виз- жаніемъ 1). Имя кареновъ (карріанъ), напоминающее имя хіенговъ въ Западной и какіеновъ въ Сѣверной Барманіи, имѣетъ тотъ яге смыслъ, что «аборигены», по Кроссу, Мэзону и Гордо­ ну, тогда какъ барманцы производясь бго отъ одного слова на языкѣ пали, означающаго «грязные ѣдуны», синонимъ слова «мелкіе люди» 2). Какъ бы то ни было, карены пред­ ставляютъ низшую расу только по дикому со- стоянію, въ которомъ живутъ многія изъ ихъ племенъ; напротивъ, по смѣтливости, муже­ ству, прямодушію, трудолюбію—это одинъ изъ замѣчательныхъ народовъ Индо-Китая, одинъ изъ тѣхъ, на которыхъ можно разсчитывать для будущей цивилизаціи острова по ту сторо­ ну Ганга; лицевой уголъ у нихъ болѣе откры­ тый, чѣмъ у другихъ дикарей 3). Въ англій- скихъ владѣніяхъ ихъ больше 500.000 душъ, благодаря значительной иммиграціи; всѣхъ же кареновъ насчитываюсь домилліонадушъ, раз- сѣянныхъ на пространствѣ слишкомъ 1.300 ки­ лометровъ въ длину, отъ горъ, господствую- щихъ на востокѣ надъ равнинами около Ман­ далая до горъ южнаго Тенассерима; но они раздѣлены на множество племенъ, которыя, въ свою очередь, дѣлятся на семьи, раз- сѣянныя въ лѣсахъ; всего болѣе группы ихъ сближены въ высотахъ, сосѣднихъ съ Тонгу, въ долинѣ Салуэна и въ дельтѣ Иравадди. Они извѣстны подъ безчисленными мѣстными име­ нами, но три главныя дѣленія—«бѣлые», «чер­ ные» и «красные», называемые такъ не по цвѣту кожи, а по цвѣту одежды. Красные ка­ рены, или каренъ-ни, которые бродятъ въ лѣ- сахъ Нижней Варманіи. лучше другихъ извѣ- стны и принимаются обыкновенно за типъ всѣхъ кареновъ; различаясь обычаями, они исповѣдуютъ одинъ и тотъ же культъ, покло- неніе демонамъ, смѣшанное съ буддійскимн церемоніямп 4), и говорятъ нарѣчіями, проис­ ходящими отъ одного корня. Языкъ красныхъ кареновъ, записанный въ первый разъ Уэдомъ, въ 1832 году, принадлежитъ къ моносиллаби- ческимъ идіомамъ, какъ и китайскій, и ударе- ніе, измѣняющее смыслъ слоговъ, тоже играетъ въ немъ главную роль: въ каренскій словарь Bigandet, цитированный сборникъ. 3) Mac Malion, „Karens of the fiolden Ghersonese11. 3) O’Riley, „Journal of the Indian Archipelago and Eastern Asia1'. 1859. { ) Bigandet, „Annales de la Propagation de la Foi“; 1866; Mason; O ’Riley.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz