Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
7 2 !) БАССЕЙНЫ ИРАВАДДИ И САЛУЭНА. 7 3 0 кодоній на крайнѳмъ Востокѣ. Въ Барманіи крысы составляют!, періодичѳскШ бичъ страны: когда настаетъ такое время, что плодовъ въ го рахъ Шанскихъ и Каренскихъ имъ недоста точно, онѣ спускаются несмѣтньтми полчищами въ долины и равнины, чтобы истреблять поля и даже, чтобы осаждать деревни, обитатели которыхъ принуждены тогда покидать свои жилища. Часто видали, какъ полки этихъ гры- зуновъ переправлялись въ порядкѣ черезъ очень широкія рѣки ‘). Рѣдко бываетъ, чтобы туземцы утилизировали шкуры или кожи жи вотныхъ, носороговъ, буйволовъ или тигровъ; но въ области прибрежья они охотятся на одинъ видъ алкіона, или зимородка, перья ко тораго, небесно-голубаго цвѣта, идутъ въ Ки тай, гдѣ ихъ употребляютъ какъ украшеніе на платьяхъ мандариновъ. Рыболовы, болѣе многочисленные, чѣмъ звѣроловы, живутъ массами на берегахъ Ира вадди, Ситтанга и Салуэна; но другіе барманцы смотрятъ на нихъ какъ на «душегубцевъ». Они приготовляютъ родъ тѣста изъ ракообраз- ныхъ и полусгнившей рыбы, такъ называемое таки, которое служить у нихъ приправой ко всѣмъ яствамъ, хотя запахъ этой приправы рѣшительно невыносимъ для европейца. Во кругъ заводовъ толпятся собаки и кружатся птицы, каждая ожидая свою долю угощенія. Населенія, дикія или цивилизованныя, между которыми раздѣлена барманская территорія, принадлежатъ, по большей части, къ одному и тому же этническому корню, судя по сходству физическихъ чертъ, идіомовъ и преданій. Раз- личія происходятъ, главнымъ образомъ, отъ образа жизни, и само собою разумѣется, горцы всего лучше сохранили первоначальный типъ. Между сѣверо-западными племенами, одно изъ наиболѣе цивилизованныхъ, племя хамти, живетъ въ долинахъ горъ Паткой, на двухъ покатостяхъ Брахмапутры и Иравадди. Вообще рослые, сильные и хорошо сложенные, они имѣютъ плоское лицо, какъ у китайцевъ, но цвѣтъ кожи у нихъ темнѣе, черты менѣе пра- вильныя; впрочемъ, очень многіе изъ нихъ, смѣшанные черезъ браки съ ассамцами или съ барманцами, почти ничѣмъ не отличаются отъ жителей равнины. Большинство имѣетъ при вычку собирать волоса на макушкѣ въ одинъ пучекъ и связывать ихъ въ пышный шиньонъ. Они благопристойно одѣты, какъ ихъ сосѣди барманцы, и постепенно принимаютъ ихъ обы чаи; обращенные въ буддійскую вѣру, они даже построили у себя нѣсколько пагодъ; нѣкото- рьте выучили азбуку и разбираютъ по скла- дамъ священный книги. Взрослыя дѣвушки живутъ отдѣльно въ болынихъ хижинахъ; въ эти-то общежитія и приходятъ молодые люди за своими невѣстами послѣ формальнаго выкупа ' ) Mason, „Natural Production of Burma“. и постройки супружоскаго дома. Хотя оружіе составляешь ходячую монету края и хотя ман далайское правительство набирало солдатъ въ ихъ деревняхъ, хамтіи—народъ очень миро любивый и пренебрегают охотой для трудовъ * земледѣлія, промышленности и торговли; это, такъ сказать, прирожденные торговцы. На чальники или старшины племенъ, представи тели каждой общины, оффиціально считаются владѣльцами земли, но всѣ хамтіи, жители одной деревни, составляютъ одно общество, и каждый членъ этого общества получаетъ спол-' на долю продуктовъ, пропорціональную его труду ‘). Многочисленные гаумы , или кланы, извѣ- стные въ Ассамѣ подъ названіемъ сингпо или чингпо, т. е. «люди» 2), а въ Барманіи и въ китайскомъ Юннанѣ подъ названіемъ какіенъ (ха-хіенъ, качинъ, каку), составляютъ важнѣй- шую этническую группу въ сѣверной области барманской территоріи; но между ними нѣтъ никакой политической связи, которая соединя ла бы ихъ въ одну націю. Въ пограничныхъ съ Ассамомъ мѣстностяхъ, эти туземцы ча стью цивилизованы хамтіями, на которыхъ они походятъ обычаями, одеждой и оружіемъ; но живущіе въ сосѣдствѣ съ Китае мъ болѣе дики, и путешественники побаиваются ихъ дао или даха, болыпаго ножа, которымъ они вла- дѣютъ съ удивительною ловкостью. Почти всѣ какіены татуируются; особенно женщины ис пещрены узорами, очень красиво начертанны ми, которые служатъ въ одно и то же время украшеніемъ и магическими письменами, имѣю- щими силу удалять болѣзни и колдовство 3). Богачи носятъ въ ушахъ, въ видѣ серегъ, серебряный палочки, и всѣ, какъ богатые, такъ и бѣдные, украіпаютъ себя поясами съ побрякушками или раковинами. Одежда ихъ сшита изъ самодѣльныхъ тканей, приготовляв- мыхъ женщинами и окрашенныхъ въ кубовую краску; туземцы, очень искусные кузнецы, вы- дѣлываютъ оружіе, которое находитъ хорошій сбытъ у всѣхъ окрестныхъ народцевъ. Боль шинство клановъ мало занимаются земледѣ- ліемъ, развѣ только для производства опіума и хлѣбныхъ растеній, и единственное домаш нее животное у нихъ—свинья; если иногда и держатъ буйволовъ, то только такихъ, которые украдены ими въ равнинѣ. Изъ различныхъ какіенскихъ племенъ только ближайшіе сосѣ- ди барманцевъ и китайцевъ платятъ подать; тѣ же, которыя живутъ въ долинахъ, удаленныхъ отъ болынихъ дорогъ, не признаютъ надъ со бою никакой власти, кромѣ власти своихъ старшинъ, или цобуа, наслѣдственный титулъ 4) Cooper, „New Routes for Commerce"; Dafton, „Eth nology of Bengal11. 3) John Anderson, „From Mandalay to Momien“. 3) Adolf Bastian, „Geographische und ethnologische Bilder“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz