Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

7 2 !) БАССЕЙНЫ ИРАВАДДИ И САЛУЭНА. 7 3 0 кодоній на крайнѳмъ Востокѣ. Въ Барманіи крысы составляют!, періодичѳскШ бичъ страны: когда настаетъ такое время, что плодовъ въ го­ рахъ Шанскихъ и Каренскихъ имъ недоста­ точно, онѣ спускаются несмѣтньтми полчищами въ долины и равнины, чтобы истреблять поля и даже, чтобы осаждать деревни, обитатели которыхъ принуждены тогда покидать свои жилища. Часто видали, какъ полки этихъ гры- зуновъ переправлялись въ порядкѣ черезъ очень широкія рѣки ‘). Рѣдко бываетъ, чтобы туземцы утилизировали шкуры или кожи жи­ вотныхъ, носороговъ, буйволовъ или тигровъ; но въ области прибрежья они охотятся на одинъ видъ алкіона, или зимородка, перья ко­ тораго, небесно-голубаго цвѣта, идутъ въ Ки­ тай, гдѣ ихъ употребляютъ какъ украшеніе на платьяхъ мандариновъ. Рыболовы, болѣе многочисленные, чѣмъ звѣроловы, живутъ массами на берегахъ Ира­ вадди, Ситтанга и Салуэна; но другіе барманцы смотрятъ на нихъ какъ на «душегубцевъ». Они приготовляютъ родъ тѣста изъ ракообраз- ныхъ и полусгнившей рыбы, такъ называемое таки, которое служить у нихъ приправой ко всѣмъ яствамъ, хотя запахъ этой приправы рѣшительно невыносимъ для европейца. Во­ кругъ заводовъ толпятся собаки и кружатся птицы, каждая ожидая свою долю угощенія. Населенія, дикія или цивилизованныя, между которыми раздѣлена барманская территорія, принадлежатъ, по большей части, къ одному и тому же этническому корню, судя по сходству физическихъ чертъ, идіомовъ и преданій. Раз- личія происходятъ, главнымъ образомъ, отъ образа жизни, и само собою разумѣется, горцы всего лучше сохранили первоначальный типъ. Между сѣверо-западными племенами, одно изъ наиболѣе цивилизованныхъ, племя хамти, живетъ въ долинахъ горъ Паткой, на двухъ покатостяхъ Брахмапутры и Иравадди. Вообще рослые, сильные и хорошо сложенные, они имѣютъ плоское лицо, какъ у китайцевъ, но цвѣтъ кожи у нихъ темнѣе, черты менѣе пра- вильныя; впрочемъ, очень многіе изъ нихъ, смѣшанные черезъ браки съ ассамцами или съ барманцами, почти ничѣмъ не отличаются отъ жителей равнины. Большинство имѣетъ при­ вычку собирать волоса на макушкѣ въ одинъ пучекъ и связывать ихъ въ пышный шиньонъ. Они благопристойно одѣты, какъ ихъ сосѣди барманцы, и постепенно принимаютъ ихъ обы­ чаи; обращенные въ буддійскую вѣру, они даже построили у себя нѣсколько пагодъ; нѣкото- рьте выучили азбуку и разбираютъ по скла- дамъ священный книги. Взрослыя дѣвушки живутъ отдѣльно въ болынихъ хижинахъ; въ эти-то общежитія и приходятъ молодые люди за своими невѣстами послѣ формальнаго выкупа ' ) Mason, „Natural Production of Burma“. и постройки супружоскаго дома. Хотя оружіе составляешь ходячую монету края и хотя ман­ далайское правительство набирало солдатъ въ ихъ деревняхъ, хамтіи—народъ очень миро­ любивый и пренебрегают охотой для трудовъ * земледѣлія, промышленности и торговли; это, такъ сказать, прирожденные торговцы. На­ чальники или старшины племенъ, представи­ тели каждой общины, оффиціально считаются владѣльцами земли, но всѣ хамтіи, жители одной деревни, составляютъ одно общество, и каждый членъ этого общества получаетъ спол-' на долю продуктовъ, пропорціональную его труду ‘). Многочисленные гаумы , или кланы, извѣ- стные въ Ассамѣ подъ названіемъ сингпо или чингпо, т. е. «люди» 2), а въ Барманіи и въ китайскомъ Юннанѣ подъ названіемъ какіенъ (ха-хіенъ, качинъ, каку), составляютъ важнѣй- шую этническую группу въ сѣверной области барманской территоріи; но между ними нѣтъ никакой политической связи, которая соединя­ ла бы ихъ въ одну націю. Въ пограничныхъ съ Ассамомъ мѣстностяхъ, эти туземцы ча­ стью цивилизованы хамтіями, на которыхъ они походятъ обычаями, одеждой и оружіемъ; но живущіе въ сосѣдствѣ съ Китае мъ болѣе дики, и путешественники побаиваются ихъ дао или даха, болыпаго ножа, которымъ они вла- дѣютъ съ удивительною ловкостью. Почти всѣ какіены татуируются; особенно женщины ис­ пещрены узорами, очень красиво начертанны­ ми, которые служатъ въ одно и то же время украшеніемъ и магическими письменами, имѣю- щими силу удалять болѣзни и колдовство 3). Богачи носятъ въ ушахъ, въ видѣ серегъ, серебряный палочки, и всѣ, какъ богатые, такъ и бѣдные, украіпаютъ себя поясами съ побрякушками или раковинами. Одежда ихъ сшита изъ самодѣльныхъ тканей, приготовляв- мыхъ женщинами и окрашенныхъ въ кубовую краску; туземцы, очень искусные кузнецы, вы- дѣлываютъ оружіе, которое находитъ хорошій сбытъ у всѣхъ окрестныхъ народцевъ. Боль­ шинство клановъ мало занимаются земледѣ- ліемъ, развѣ только для производства опіума и хлѣбныхъ растеній, и единственное домаш­ нее животное у нихъ—свинья; если иногда и держатъ буйволовъ, то только такихъ, которые украдены ими въ равнинѣ. Изъ различныхъ какіенскихъ племенъ только ближайшіе сосѣ- ди барманцевъ и китайцевъ платятъ подать; тѣ же, которыя живутъ въ долинахъ, удаленныхъ отъ болынихъ дорогъ, не признаютъ надъ со­ бою никакой власти, кромѣ власти своихъ старшинъ, или цобуа, наслѣдственный титулъ 4) Cooper, „New Routes for Commerce"; Dafton, „Eth­ nology of Bengal11. 3) John Anderson, „From Mandalay to Momien“. 3) Adolf Bastian, „Geographische und ethnologische Bilder“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz