Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
бѣсовъ (иви). Иногда зтроятъ лодку-фетиша, затѣмъ, поломавъ всѣ вещи, которыя считаютъ часто посѣщаемыми нечистой силой, сгоняютъ злыхъ духовъ въ лодку криками и притворной битвой; гребцы буксируютъ челнокъ на боль шое разстояніе отъ берега, бросаютъ его середи моря, а сами удираютъ безъ оглядки. Но если бури или зыбь опять пригонять къ берегу, по близости какого-нибудь селенія, лодку-фетишъ съ ея грузомъ злыхъ духовъ, то туземцы, по- лучившіе этотъ опасный подарокъ, объявляютъ войну виновному племени. Рѣдко, впрочемъ, случается, чтобы битвы иыѣли фатальный ко- ноцъ. Мужчины дерутся только палками, и когда противники слишкомъ разгорячатся, жен щины, размахивая обнаженнымя саблями, бро саются между сражающихся; баталія обыкно венно завершается шумной пирушкой. Нико- барцы не только не присвоиваютъ себѣ вла сти надъ своими женщинами, но скорѣе счи таютъ ихъ выше себя. Въ семьяхъ, дѣвуш- ки,—сравнительно менѣе многочисленный, го ворятъ,— имѣютъ первенство надъ парнями; онѣ сами выбираютъ себѣ супруга и имъ же принадлежитъ право развода: когда мужъ не нравится, жена отсылаешь его отъ себя, чтобы взять себѣ другаго, и никто не можетъ про тивиться ея волѣ. Однако, когда мужъ умираешь, жена должна выказывать великую скорбь, нриличіе требуетъ, чтобы она отрѣзала себѣ суставъ пальца; но многія .замѣняютъ эту опера- цію широкою зарубкой въ одномъ изъ столбовъ, поддерживающихъ хижину. У этихъ племенъ не существуешь никакого правительства; люди, обязанные своей шляпѣ или любезности евро пейскихъ мореплавателей титуломъ «капита на», не имѣютъ никакой власти, соотвѣтствую- щей этому слову, которымъ они такъ гордятся. «Общественная связь туземцевъ — говорить одинъ писатель,—состоитъ во взаимности обя занностей; это связь самая простая и лучшая изъ всѣхъ» ‘). У никобарцевъ есть садики, которые они воздѣлываютъ съ болынимъ умѣньемъ, но ко- косовыя пальмы, панданы и другія фрукто- выя деревья доставляютъ ийъ, вмѣстѣ съ звѣ- риной и рыбною ловлей, пищу слишкомъ изо бильную, чтобы они стали много заботиться о культурѣ почвы. Какъ моряки, они не уступа ютъ въловкостиандаманцамъи кажутся неуто мимыми въ плаваніи. Они довольно искусны въ нѣкоторыхъ ремеслахъ, какъ о томъ сви- дѣтельствхетъ рѣзьба на мебели, въ ихъ хи- жинахъ, и на ихъ ладьяхъ съ балансерными шестами: на островкѣ Чаура, самомъ населен- номъ сравнительно съ пространством!), жители, которымъ слишкомъ тѣсно на этомъ малень- комъ клочкѣ земли, занимаются выдЬлкой гли няной посуды, которая раскупается у нихъ во 7 1 1 ГЛАВА. III.— h Hamilton, „Recherclies asiatiques“, tome П. всѣ части архипелага. Они пишутъ также іеро- глифы на пальмовыхъ листьяхъ, чтобы сохра нить память о важныхъ событіяхъ и помнить заключенные договоры; лица, животныя и раз ные предметы домашняго хозяйства изобра жены на этихъ семейныхъ архивахъ, на кото рыхъ развѣшены кокосовые орѣхи и д л и н н ы й узкія полосы сушенаго мяса ‘). Никобарцы охотно обмѣниваютъ свои произ- веденія, и такъ велика ихъ честность въ этихъ торговыхъ сдѣлкахъ, что иностранные купцы не боятся давать имъ впередъ все, въ чемъ они нуждаются, взамѣнъ простаго обѣщанія уплатить кокосовыми орѣхами изъ будугцаг» сбора 2). Въборьбѣ, которую имъ не разъ при ходилось выдерживать противъ европейцевъ или малайцевъ, рѣдко бывало, чтобы они пер вые подали поводъ къ непріязненнымъ дѣй- ствіямъ. «Мы добрые,—говорилъ одинъ тузе- мецъ австрійцамъ съ фрегата «Новара», — а въ вашей земли люди, значить, злые, если вамъ нужно столько пушекъ и ружей?» Какъ многіе другіе нецивилизованные народцы, никобарцы были деморализованы чужеземными коммер сантами: губительный аракъ, который имъ да- ютъ, главнымъ образомъ, вѵ обмѣнъ за орѣхи или кокосовое масло, распространилъ между ними привычку къ пьянству, и, по свидѣтелъ- ству путешественниковъ, смертность теперь уже превышаешь рождаемость у различныхъ племенъ архипелага. Такъ же, какъ на Андаман - скихъ островахъ, между никобарцами рѣдко можно встрѣтить человѣка, перешедшаго за сорокъ лѣтъ. Трауры сдѣлались очень часты, а оплакивать покойника — дѣло не шуточное. Впродолженіи двухъ или трехъ мѣсяцевъ, род ственники умершаго воздерживаются отъ вся- кихъ забавь, не дотрогиваются ни до одного любимаго кушанья, не терпятъ ни пляски, ни пѣнія въ деревнѣ, и справляютъ отъ времени до времени продолжительный похоронныя це- ремоніи; еще на двадцать первомъ году послѣ погребенія семейство ходить совершать помин ки на могилѣ усопшаго. На дѣтей» завладѣ- вающихъ частью отцовскаго наслѣдства, смо- трятъ какъ на какихъ-то безчувственныхъ вы- родковъ; все, что служило никобарцу во время его жизни, должно быть сломано, разбито и погребено вмѣстѣ съ нимъ 3). По разсказамъ туземцевъ, бажр, т. е. «лю ди», не единственные обитатели Болынаго и Малаго Никобара;въ лѣсахъ внутренней части острововъ живутъ, будто бы, еще «лѣсные люди», орангъ-утанги, дикари съ длинными волосами, Питающіеся змѣями, жабами и кро- ИНДО-КИТАЙ. 7 1 2 *) V. Ball, „Jungle Life in India*; „Indian Antiqua ry", vol. 4, 1875. J) Distant, „London Anthropological Institute1*; „Aus- land“ 1873, JV' 14. 3) Roepstorff, „Geographical Magazine", febr. 1, 1875.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz