Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
703 ГЛАВА III.—-надо- КИТАЙ. 7 0 4 вѣтъ, путешественники нерѣдко впадали въ ошибки, дѣлали невѣрныя заключенія и вслѣд- ствіе того несправедливо обвиняли своихъ со- бесѣдниковъ во лжи. Андаманцы, по крайней ыѣрѣ мужчины, но сятъ одежду только въ сосѣдствѣ европейскихъ пооеленій; во многихъ деревняхъ, колонисты даютъ имъ на время пребыванія костюмъ, ко торый они напяливаютъ на себя, не протестуя, но съ радостью возвращаюсь его при отъѣздѣ; они очень жалѣютъ англичанъ, когда видятъ ихъ входящими въ джунгль въ одеждѣ, въ которую заползаютъ тысячи насѣкомыхъ. Но, хотя и голые, андаманцы очень заботятся о своемъ тѣлѣ. Къ украшеніямъ татуировки они прибавляюсь еще живопись, т. е. разрисовы ваюсь себя красками; по вечерамъ, они окра шиваюсь себѣ тѣло красноватой охрой, которую извлекаюсь изъ теплыхъ минеральныхъ клю чей; они употребляютъ также, для приданія большей красы своей наружности, желтова тую грязь, къ которой примѣшиваютъ какія- нибудь жирныя вещества, напримѣръ, чере пашье масло: такъ они защищаюсь себя отъ нападеній москитовъ и другихъ насѣкомыхъ- мучителей; пластыри изъ грязи олужатъ также для леченія болѣзней1). Подобно нѣкоторымъ дикарямъ Австраліи, минкопысвидѣтельствуютъ о своемъ траурѣ, разрисовывая себѣ физіоно- мію символическими знаками; точно также они н покойнику раскрашиваюсь все лицо, въ знакъ уваженія. Когда мясо похороненнаго трупа сгніетъ, кости вынимаюсь изъ могилы я со храняюсь на память о покойникѣ. Обыкновен- но, вдова носись привязанный черезъ плечо черепъ мужа и употребляесь его какъ ящи- чекъ, храня въ немъ свои самыя драгоцѣнныя вещи. Хижины андаманцевъ едва заслуживаюсь этого имени: это простые шалаши изъ пальмо- выхъ листьевъ; часто туземцы довольствуются, для своего крова, большими деревьями или углублениями скалъ. Вокругъ ихъ становищъ мало-но-малу накопляются кости животныхъ, остатки рыбы, раковины; когда вонь дѣлается слишкомъ невыносимою, отправляются искать новаго мѣста; нѣсколько часовъ достаточно, чтобы основать новую деревню. Вообще го воря, минкопы селятся на берегу моря; одна ко, они бродясь также во внутреннихъ обла- стяхъ, и даже одному изъ племенъ не дозво ляется его бодѣе могущественными сосѣдями спускаться къ морскимъ берегамъ. Хотя ко чевники, андаманцы очень дорожась своими традиціоннымц правами надъ лѣсами и бере гами моря, и та или иная чаща та или иная скала зелени слыветъ у нихъ символомъ соб ственности. Почти возлѣ каждаго становища выбирается большое дерево, хорошо защи 1j J. Jagor, „Berliner Zeitschrift fiir Ethnologic". щенное отъ вѣтра, какъ «дерево огня»: жаръ,. медленно горящій въ дуплѣ ствола и покры вающейся золой, служитъ имъ для поддержанія огня и для варки или печенья кушанья '). Андаманцы совершенно незнакомы съ искус- ствомъ воздѣлыванія почвы, но какъ звѣро- ловы и рыболовы они отличаются замѣчатель- нымъ умѣньемъ и ловкостью; ихъ мѣткія стрѣ- лы всегда безъ промаха попадаютъ въ птицу или въ кабана; маневрируя въ своихъ челно- кахъ, они обгоняюсь гички лучшихъ англій- скихъ гребцовъ. На аутрътерахъ (ourtiggers), или суденышкахъ, управляемыхъ съ помощью длиннаго шеста, въ родѣ цейлонскихъ, они смѣло пускаются въ открытое море, верстъ за сто отъ берега. Прежніе мореплаватели ославили андаман цевъ свирѣпыми дикарями и создали имъ дур ную репутацію, которой они ни мало не заслу живаюсь. Эти островитяне вовсе не людоѣды, какъ о нихъ разсказывали прежде; но они очень обидчивы, вспыльчивы и мстительны. Точно дѣ- ти, повинуюіціяся впечатлѣнію минуты, они, подъ вліяніемъ вспышки гнѣва, совершаюсь внезапныя насилія, но очень мало нужно для того, чтобы успокоить ихъ: достаточно добраго слова, чтобы разнять двухъ дерущихся про- тивниковъ. которые готовы были убить другъ друга и которые вскорѣ послѣ того бросаются со слезами въ объятія одинъ другому. Вообще, на всемъ свѣтѣ нѣтъ людей, у которыхъ слёз- ныя железки были бы болѣе дѣятельны, чѣмъ у андаманцевъ. Когда два племени встрѣчаются, женщины начинаюсь плакать, и вскорѣ муж чины принимаются вторить имъ; иногда этотъ плачъ продолжается по цѣлымъ днямъ; пѣсни и пляски слѣдуютъ лишь за сценами пролива- нія слезъ 2); во стоитъ только одному изъ пла- чущихъ испытать какую-нибудь маленькую не- пріятность,—и ссора возгорается. Даже именно во избѣжаніе этихъ ссоръ и дракъ, племена, подраздѣляются на многочисленный группы; рѣдко можно встрѣтить въ одномъ становищѣ больше тридцати человѣкъ. Строгіе единобрач- ники, андаманцы, вообще говоря, очень благо- волятъ къ своимъ женамъ и оказываюсь безпредѣльную любовь къ своимъ дѣтямъ: какъ только совершился актъ родовъ,—передъ собравшимися семействами, какъ того требуетъ обычай,—новорожденный переходить съ рукъ на руки, и каждый изъ присутствующихъ осыпаетъ его ласками. Дѣтямъ позволяется удовлетворять всѣ свои капризы, но когда, по достиженіи совершеннолѣтія, они пригото вляются ко вступленію въ бракъ, ихъ подвер гаюсь разным ь испытаніямъ, въ особенности лишенію любимой пищи, для того, чтобы сфор- Mouat, „ТЬо Andaman Islanders". s) Francis Day, „Proceedings of the Asiatic Society", june 1870.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz