Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

703 ГЛАВА III.—-надо- КИТАЙ. 7 0 4 вѣтъ, путешественники нерѣдко впадали въ ошибки, дѣлали невѣрныя заключенія и вслѣд- ствіе того несправедливо обвиняли своихъ со- бесѣдниковъ во лжи. Андаманцы, по крайней ыѣрѣ мужчины, но­ сятъ одежду только въ сосѣдствѣ европейскихъ пооеленій; во многихъ деревняхъ, колонисты даютъ имъ на время пребыванія костюмъ, ко­ торый они напяливаютъ на себя, не протестуя, но съ радостью возвращаюсь его при отъѣздѣ; они очень жалѣютъ англичанъ, когда видятъ ихъ входящими въ джунгль въ одеждѣ, въ которую заползаютъ тысячи насѣкомыхъ. Но, хотя и голые, андаманцы очень заботятся о своемъ тѣлѣ. Къ украшеніямъ татуировки они прибавляюсь еще живопись, т. е. разрисовы­ ваюсь себя красками; по вечерамъ, они окра­ шиваюсь себѣ тѣло красноватой охрой, которую извлекаюсь изъ теплыхъ минеральныхъ клю­ чей; они употребляютъ также, для приданія большей красы своей наружности, желтова­ тую грязь, къ которой примѣшиваютъ какія- нибудь жирныя вещества, напримѣръ, чере­ пашье масло: такъ они защищаюсь себя отъ нападеній москитовъ и другихъ насѣкомыхъ- мучителей; пластыри изъ грязи олужатъ также для леченія болѣзней1). Подобно нѣкоторымъ дикарямъ Австраліи, минкопысвидѣтельствуютъ о своемъ траурѣ, разрисовывая себѣ физіоно- мію символическими знаками; точно также они н покойнику раскрашиваюсь все лицо, въ знакъ уваженія. Когда мясо похороненнаго трупа сгніетъ, кости вынимаюсь изъ могилы я со­ храняюсь на память о покойникѣ. Обыкновен- но, вдова носись привязанный черезъ плечо черепъ мужа и употребляесь его какъ ящи- чекъ, храня въ немъ свои самыя драгоцѣнныя вещи. Хижины андаманцевъ едва заслуживаюсь этого имени: это простые шалаши изъ пальмо- выхъ листьевъ; часто туземцы довольствуются, для своего крова, большими деревьями или углублениями скалъ. Вокругъ ихъ становищъ мало-но-малу накопляются кости животныхъ, остатки рыбы, раковины; когда вонь дѣлается слишкомъ невыносимою, отправляются искать новаго мѣста; нѣсколько часовъ достаточно, чтобы основать новую деревню. Вообще го­ воря, минкопы селятся на берегу моря; одна­ ко, они бродясь также во внутреннихъ обла- стяхъ, и даже одному изъ племенъ не дозво­ ляется его бодѣе могущественными сосѣдями спускаться къ морскимъ берегамъ. Хотя ко­ чевники, андаманцы очень дорожась своими традиціоннымц правами надъ лѣсами и бере­ гами моря, и та или иная чаща та или иная скала зелени слыветъ у нихъ символомъ соб­ ственности. Почти возлѣ каждаго становища выбирается большое дерево, хорошо защи­ 1j J. Jagor, „Berliner Zeitschrift fiir Ethnologic". щенное отъ вѣтра, какъ «дерево огня»: жаръ,. медленно горящій въ дуплѣ ствола и покры­ вающейся золой, служитъ имъ для поддержанія огня и для варки или печенья кушанья '). Андаманцы совершенно незнакомы съ искус- ствомъ воздѣлыванія почвы, но какъ звѣро- ловы и рыболовы они отличаются замѣчатель- нымъ умѣньемъ и ловкостью; ихъ мѣткія стрѣ- лы всегда безъ промаха попадаютъ въ птицу или въ кабана; маневрируя въ своихъ челно- кахъ, они обгоняюсь гички лучшихъ англій- скихъ гребцовъ. На аутрътерахъ (ourtiggers), или суденышкахъ, управляемыхъ съ помощью длиннаго шеста, въ родѣ цейлонскихъ, они смѣло пускаются въ открытое море, верстъ за сто отъ берега. Прежніе мореплаватели ославили андаман­ цевъ свирѣпыми дикарями и создали имъ дур ­ ную репутацію, которой они ни мало не заслу­ живаюсь. Эти островитяне вовсе не людоѣды, какъ о нихъ разсказывали прежде; но они очень обидчивы, вспыльчивы и мстительны. Точно дѣ- ти, повинуюіціяся впечатлѣнію минуты, они, подъ вліяніемъ вспышки гнѣва, совершаюсь внезапныя насилія, но очень мало нужно для того, чтобы успокоить ихъ: достаточно добраго слова, чтобы разнять двухъ дерущихся про- тивниковъ. которые готовы были убить другъ друга и которые вскорѣ послѣ того бросаются со слезами въ объятія одинъ другому. Вообще, на всемъ свѣтѣ нѣтъ людей, у которыхъ слёз- ныя железки были бы болѣе дѣятельны, чѣмъ у андаманцевъ. Когда два племени встрѣчаются, женщины начинаюсь плакать, и вскорѣ муж­ чины принимаются вторить имъ; иногда этотъ плачъ продолжается по цѣлымъ днямъ; пѣсни и пляски слѣдуютъ лишь за сценами пролива- нія слезъ 2); во стоитъ только одному изъ пла- чущихъ испытать какую-нибудь маленькую не- пріятность,—и ссора возгорается. Даже именно во избѣжаніе этихъ ссоръ и дракъ, племена, подраздѣляются на многочисленный группы; рѣдко можно встрѣтить въ одномъ становищѣ больше тридцати человѣкъ. Строгіе единобрач- ники, андаманцы, вообще говоря, очень благо- волятъ къ своимъ женамъ и оказываюсь безпредѣльную любовь къ своимъ дѣтямъ: какъ только совершился актъ родовъ,—передъ собравшимися семействами, какъ того требуетъ обычай,—новорожденный переходить съ рукъ на руки, и каждый изъ присутствующихъ осыпаетъ его ласками. Дѣтямъ позволяется удовлетворять всѣ свои капризы, но когда, по достиженіи совершеннолѣтія, они пригото­ вляются ко вступленію въ бракъ, ихъ подвер­ гаюсь разным ь испытаніямъ, въ особенности лишенію любимой пищи, для того, чтобы сфор- Mouat, „ТЬо Andaman Islanders". s) Francis Day, „Proceedings of the Asiatic Society", june 1870.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz