Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
6 9 7 ОСТРОВА АНДАМАНСКЖ И НИКОВАРСКІЕ. 6 9 8 онъ, тѣмъ не менѣе, сдѣлался главнымъ скла- дочнымъ пунктомі, внѣшней торговли для бас сейна этой могучей рѣіш, съ которымъ его соединяешь судоходный каналъ; въ скоромъ времени желѣзпая дорога должна связать Джит- тагонгъ съ сѣтью желѣзныхъ путей Бенгаліи. Движеніе иностранной навигаціи въ джитта- гонгскомъ портѣ въ теченіе фискальнаго 1874— 1875 года: 435 судовъ, вмѣстимостью въ 170.164 тонны. Тысячи иммигрантовъ посто янно заняты въ верфяхъ и на складахъ; къ несчастью, городъ, окруженный болотами, есть одинъ изъ самыхъ нездоровыхъ мѣстъ на этомъ берегу, и портъ его загражденъ баромъ, черезъ который большія суда могутъ пере ходить только въ часы прилива. По склонамъ горъ, возвышающихся къ востоку отъ Джит- тагонга, именно въ сосѣдствѣ Бандарбана, тя нутся обширныя плантаціи чайнаго деревца. Недавно въ этой странѣ найденъ новый видъ носорога, съ двумя рогами, lasiotis, назван н а я такъ по причннѣ длинной шерсти, кото рою опушены его уши. Къ югу отъ Джиттагонга, другой портъ. но- сящій англійское имя Коксовъ Базаръ (Cox’s Bazar), расположенъ у южнаго входа въ лиманъ, отдѣляющій островъ Маскаль отъ материка. При устьѣ каждой рѣки выстроились торговый пристани, а важнѣйшій торговый городъ по морья, Акіабъ, занимаетъ мѣсто, къ которому сходятся самые многочисленные судоходные пути. Онъ не только находится при устьѣ боль шой рѣки Куладанъ, но посредствомъ лагунъ дельты и проливовъ сосѣдняго архипелага со общается почти со всѣми городами Арракана; когда колесныя дороги пройдутъ черезъ хре бетъ Іоми иногда верхняя Барманія не будетъ болѣе изолирована таможеннымъ кордономъ, безъ всякаго сомнѣнія, Акіабъ или какой-либо другой сосѣдній портъ сдѣлается рынкомъ Ман далая н Авы, потому что ниже этихъ столицъ Иравадди слѣдуетъ направленію съ сѣверо- востока на юго-западъ, и когда рѣка поворачи ваешь окончательно къ югу, она отстоишь отъ западнаго берега залива неболѣе, какъ на 150 километровъ по прямой линіи; черезъ это мѣ- сто и должны будутъ проходить путешествен ники и товары, чтобы избѣжать огромнаго об хода въ 1.000 километровъ черезъ дельту Ира вадди и мысъ Негре. Главнымъ рынкомъ ниж- няго Куладана прежде былъ городъ Арраканъ, носящій теперь названіе Мрогунгъ, что зна чишь «Старый городъ». Когда англичане овла дели имъ, въ 1826 году, оставленное ими тамъ войско было почти все истреблено болотными лихорадками. Тогда поспѣшили выбрать другое мѣсто для резиденціи правительства и пере вели ее на 80 километровъ ниже по теченію Куладана, близко къ устью, гдѣ уже находи лась маленькая рыбачья деревушка племени маговъ. Акіабъ, который почти весь былъ по- строенъгалерникам и, скоро сдѣлался городомъ. большой торговли, особенно по экспорту риса; въ то же время онъ служитъ складочнымъмѣ- стомъ для минеральнаго масла, добываемая на островѣ Рамри. Движеніе судоходства въ Акі- абскомъ портѣ въ 1875 году: въ приходѣ иот- ходѣ 1.170 судовъ, имѣвшихъ общую вмѣсти- мость 388.950 тоннъ. Цѣнность торговыхъ обо- ротовъ въ фискальномъ 1876—1877 году 34.583.650 франковъ. Другіе порты южнаго поморья, Кіукъ-хпіут на островѣ Рамри, и Сандовей (Тандвай), на континентѣ--маловажный мѣстечки. Главные города морскаго берега, между Брах мапутрой и мысомъ Негре: Джиттагонгъ—24.000 жит.; Акіабъ—34.000;. Коксовъ-Базаръ — 4.300; Мрогунгъ (Арра канъ)— 3.000 жит. II. ОстроваАндаманскіеиНикобарскк Эта длинная цѣпь острововъ въ формѣ но- лумѣсяца, начинающаяся островкомъ Препа- рисъ и оканчивающаяся въ 900 слишкомъ ки лометрахъ къ югу островомъ Большой Нико- баръ, составляетъ продолженіе хребта Арра- канъ-Іома. Горныя породы островныхъ горъ принадлежать къ тѣмъ же формаціямъ, какъ и породы континентальной цѣпи, направленіе хребтовъ то же самое, и подводныя долины г открывающіяся съ правой и съ лѣвой стороны Андаманскихъ и Никобарскихъ острововъ, ограничиваютъ цоколь, частью погруженный въ море, который поддерживаетъ эти острова, соединяясь съ мысомъ Негре. На сѣверѣ Ан даманскихъ острововъ, порогъ, который раздѣ- ляетъ заливы Бенгальскій и Мартабанскій, до стигающее тотъ и другой слишкомъ 2.000 ме тровъ глубины, имѣетъ только 275 метровъ въ самомъ впаломъ мѣстѣ, и неглубокія простран ства, мели, рифы, островки слѣдуютъ ненре- рывнымъ рядомъ съ сѣвера на югъ по гребню погруженнаго въ море перешейка. Гряда Ан даманскихъ и Никобарскихъ острововъ соста вляетъ, очевидно,часть орографической системы всего Индо-Китая. Загибаясь къ юго-востоку, цѣпь Никобарскихъ острововъ сообразуется съ общимъ расположеніемъПолуострова по ту сто рону Ганга, какъ оно указано направлен]емъ горныхъ осей, главныхъ рѣчныхъ долинъ и по луострова Малакки. Островъ Суматра орьенти- рованъвъ параллельномъ направленіи,такъ же,, какъ Ніасъ и сосѣднія земли, продолжающія на юго-востокѣ Никобарскій архипелагъ. Анда- манскіе и Никобарскіе острова, хотя принадле жащее географически къ Индо-Китаю, при числены, въ административномъ отношеніи, къ Калькуттѣ, какъ области барманскаго поморья. Впрочемъ, они принадлежатъ къ числу найме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz