Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 9 7 ОСТРОВА АНДАМАНСКЖ И НИКОВАРСКІЕ. 6 9 8 онъ, тѣмъ не менѣе, сдѣлался главнымъ скла- дочнымъ пунктомі, внѣшней торговли для бас­ сейна этой могучей рѣіш, съ которымъ его соединяешь судоходный каналъ; въ скоромъ времени желѣзпая дорога должна связать Джит- тагонгъ съ сѣтью желѣзныхъ путей Бенгаліи. Движеніе иностранной навигаціи въ джитта- гонгскомъ портѣ въ теченіе фискальнаго 1874— 1875 года: 435 судовъ, вмѣстимостью въ 170.164 тонны. Тысячи иммигрантовъ посто­ янно заняты въ верфяхъ и на складахъ; къ несчастью, городъ, окруженный болотами, есть одинъ изъ самыхъ нездоровыхъ мѣстъ на этомъ берегу, и портъ его загражденъ баромъ, черезъ который большія суда могутъ пере­ ходить только въ часы прилива. По склонамъ горъ, возвышающихся къ востоку отъ Джит- тагонга, именно въ сосѣдствѣ Бандарбана, тя­ нутся обширныя плантаціи чайнаго деревца. Недавно въ этой странѣ найденъ новый видъ носорога, съ двумя рогами, lasiotis, назван­ н а я такъ по причннѣ длинной шерсти, кото­ рою опушены его уши. Къ югу отъ Джиттагонга, другой портъ. но- сящій англійское имя Коксовъ Базаръ (Cox’s Bazar), расположенъ у южнаго входа въ лиманъ, отдѣляющій островъ Маскаль отъ материка. При устьѣ каждой рѣки выстроились торговый пристани, а важнѣйшій торговый городъ по­ морья, Акіабъ, занимаетъ мѣсто, къ которому сходятся самые многочисленные судоходные пути. Онъ не только находится при устьѣ боль­ шой рѣки Куладанъ, но посредствомъ лагунъ дельты и проливовъ сосѣдняго архипелага со­ общается почти со всѣми городами Арракана; когда колесныя дороги пройдутъ черезъ хре­ бетъ Іоми иногда верхняя Барманія не будетъ болѣе изолирована таможеннымъ кордономъ, безъ всякаго сомнѣнія, Акіабъ или какой-либо другой сосѣдній портъ сдѣлается рынкомъ Ман­ далая н Авы, потому что ниже этихъ столицъ Иравадди слѣдуетъ направленію съ сѣверо- востока на юго-западъ, и когда рѣка поворачи­ ваешь окончательно къ югу, она отстоишь отъ западнаго берега залива неболѣе, какъ на 150 километровъ по прямой линіи; черезъ это мѣ- сто и должны будутъ проходить путешествен­ ники и товары, чтобы избѣжать огромнаго об­ хода въ 1.000 километровъ черезъ дельту Ира­ вадди и мысъ Негре. Главнымъ рынкомъ ниж- няго Куладана прежде былъ городъ Арраканъ, носящій теперь названіе Мрогунгъ, что зна­ чишь «Старый городъ». Когда англичане овла­ дели имъ, въ 1826 году, оставленное ими тамъ войско было почти все истреблено болотными лихорадками. Тогда поспѣшили выбрать другое мѣсто для резиденціи правительства и пере­ вели ее на 80 километровъ ниже по теченію Куладана, близко къ устью, гдѣ уже находи­ лась маленькая рыбачья деревушка племени маговъ. Акіабъ, который почти весь былъ по- строенъгалерникам и, скоро сдѣлался городомъ. большой торговли, особенно по экспорту риса; въ то же время онъ служитъ складочнымъмѣ- стомъ для минеральнаго масла, добываемая на островѣ Рамри. Движеніе судоходства въ Акі- абскомъ портѣ въ 1875 году: въ приходѣ иот- ходѣ 1.170 судовъ, имѣвшихъ общую вмѣсти- мость 388.950 тоннъ. Цѣнность торговыхъ обо- ротовъ въ фискальномъ 1876—1877 году 34.583.650 франковъ. Другіе порты южнаго поморья, Кіукъ-хпіут на островѣ Рамри, и Сандовей (Тандвай), на континентѣ--маловажный мѣстечки. Главные города морскаго берега, между Брах­ мапутрой и мысомъ Негре: Джиттагонгъ—24.000 жит.; Акіабъ—34.000;. Коксовъ-Базаръ — 4.300; Мрогунгъ (Арра­ канъ)— 3.000 жит. II. ОстроваАндаманскіеиНикобарскк Эта длинная цѣпь острововъ въ формѣ но- лумѣсяца, начинающаяся островкомъ Препа- рисъ и оканчивающаяся въ 900 слишкомъ ки­ лометрахъ къ югу островомъ Большой Нико- баръ, составляетъ продолженіе хребта Арра- канъ-Іома. Горныя породы островныхъ горъ принадлежать къ тѣмъ же формаціямъ, какъ и породы континентальной цѣпи, направленіе хребтовъ то же самое, и подводныя долины г открывающіяся съ правой и съ лѣвой стороны Андаманскихъ и Никобарскихъ острововъ, ограничиваютъ цоколь, частью погруженный въ море, который поддерживаетъ эти острова, соединяясь съ мысомъ Негре. На сѣверѣ Ан­ даманскихъ острововъ, порогъ, который раздѣ- ляетъ заливы Бенгальскій и Мартабанскій, до­ стигающее тотъ и другой слишкомъ 2.000 ме­ тровъ глубины, имѣетъ только 275 метровъ въ самомъ впаломъ мѣстѣ, и неглубокія простран­ ства, мели, рифы, островки слѣдуютъ ненре- рывнымъ рядомъ съ сѣвера на югъ по гребню погруженнаго въ море перешейка. Гряда Ан­ даманскихъ и Никобарскихъ острововъ соста­ вляетъ, очевидно,часть орографической системы всего Индо-Китая. Загибаясь къ юго-востоку, цѣпь Никобарскихъ острововъ сообразуется съ общимъ расположеніемъПолуострова по ту сто­ рону Ганга, какъ оно указано направлен]емъ горныхъ осей, главныхъ рѣчныхъ долинъ и по­ луострова Малакки. Островъ Суматра орьенти- рованъвъ параллельномъ направленіи,такъ же,, какъ Ніасъ и сосѣднія земли, продолжающія на юго-востокѣ Никобарскій архипелагъ. Анда- манскіе и Никобарскіе острова, хотя принадле­ жащее географически къ Индо-Китаю, при­ числены, въ административномъ отношеніи, къ Калькуттѣ, какъ области барманскаго поморья. Впрочемъ, они принадлежатъ къ числу найме-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz