Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
они являются уже не рѣчками, а большими рѣ- но въ честь бога Сивы. Одно изъ племенъ, ку, ками, когда, наконецъ, пробиваюсь послѣднія, имѣло привычку подвергать своихъ шіѣнниковъ встрѣчающіяся на пути ихъ, преграды. Если пыткамъ. бы эти рѣки не были отдѣлены отъ моря ба- Что касается маговъ иди кіунгтовъ, т. е. рами, на которыхъ глубина воды измѣняется «Дѣтей рѣки», которые живутъ въразличныхъ отъ 2 до 4 метровъ, смотря по фазамъ луны, долинахъ притоковъ рѣкъ Еарнапули и Кула- онѣ могли бы давать доступъ самымъ боль- данъ и составляютъ массу населенія Арракана, шимъ судамъ. Во время дождливаго сезона суда то они давно уже обращены въ буддійскую вмѣстимостыо до 400 тоннъ поднимаютсявверхъ вѣру, говорятъ арраканскимъ нарѣчіемъ, и тѣ по Куладанѣ (Koladyne) или Акіабской рѣкѣ изъ нихъ, которые умѣютъ писать, употребля- на 120 километровъ отъ устья, а суда, вмѣщаю- ютъ барманскій алфавита, слегка видоизмѣ- щія не болѣе 40 тоннъ, проникаюсь еще на 80 ненный; сами они называютъ себя міамъ-ма, т. километровъ выше но теченію. Прибрежныя е. «барманцами», и никогда не принимаютъ лагуны и ложныя рѣки, сплетеніе которыхъ наименованія магъ, эпитета иностраннаго про- мѣняется при каждомъ наводненіи, соедиияютъ исхожденія. Прямые, мужественные, честные, нѣсколько рѣчныхъ дельта, представляя вну- они очень выгодно отличаются своими силь- треннему судоходству значительную сѣть ка- ными нравственными качествами отъ своихъ наловъ. Но въ открытомъ морѣ берега низ- сосѣдей бенгальцевъ '). Большинство маговъ, менны и усѣяны рифами; рифы, заграждающіе или міамъ-ма,— земледѣльцы и расчищаюсь частью входъ въ Комберминскую бухту, заслу- почву подъ пашни, предавая лѣса пламени по жили названіе «Страшныхъ». жара. Очень многіе изъ этихъ горцевъ зани маются торговлей и смѣло пускаются въ от- Тунгты, или «Дѣти горъ», населяющіе воз- крытое море и на заливообразное устье Мегны вышенвыя долины и террасы горъ Джиттагон- въ ладьяхъ, остовъ которыхъ связанъ ліанами га и Арракана, раздѣляются на множество индійскаго тростника. Сосѣди ихъ, племена племенъ, изъ которыхъ иныя, какъ лушаи и чакма, цакъ или такъ въ Джиттагонгѣ, тоже шенду, независимы; другія, банги и панхо, не исповѣдуютъ буддійскую вѣру; но, находясь въ платясь подати англичанамъ, но признаюсь ихъ постоянныхъ торговыхъ сношеніяхъ съ инду- верховную власть надъ собою; большинство же, сами, они мало-по-малу индіанизируются 2). типперахи, мрунги, куми, мро,—данники бри- Хами, т. е. «люди», называемые обыкно- танскаго правительства. Начальники или стар- венно барманами оскорбительной кличкой кве- шины этихъ инородцевъ должны представлять мьи, или «собачьи хвосты», за ихъ костюмъ, въ казну подушную подать за всѣхъ членовъ населяютъ, въ числѣ двадцати семи клановъ, племени; оттого-то они такъ противятся тому, верхнія долины Куладана и его притоковъ. При- чтобы англійскіе чиновники приступили къ надлежа къ той же расѣ, какъ и барманцы, переписи населенія ихъ деревень; они берутъ и говоря языкомъ того же происхожденія, ови, эту обязанность на себя, изъ чего надо заклю- однако, не приняли религіи своихъ сосѣдей, чить, что дѣйствительное число горцевъ зна- жителей равнинъ, но поклоняются предкамъ, чительно превышаетъ цифру ихъ, значащуюся геніямъ горъ и рѣкъ, приносятъ имъ дары; въ оффиціальныхъ документахъ. Болыпіе домо- двѣ главным умилостивительным церемоніи въ сѣды, почти никогда не спускающіеся изъсво- году совершаются въ эпоху посѣва и передъ ихъ укрѣпленныхъ становищъ, тунгты сохра- жатвой. Въюридическомъ быту хами дѣйствуетъ вили свои старинные нравы и до сихъ поръ очень сложная и запутанная совокупность пра- продолжаютъ боготворить силы природы, де- вовыхъ обычаевъ, по которой каждое престу- ревья, ручьи, горы. Окруженные уже двѣ ты- пленіе, каждый простунокъ могутъ быть иску- сячи лѣтъ буддійскими населеніями, они займ- плены либо пенями, либо рабствомъ, времен- ствовали отъ своихъ сосѣдей лишь практику нымъ или постояннымъ; но этому кодексу, чародѣйства. Большинство поклоняется свя- женщина, разсматриваемая какъ существо без- щенному бамбуку, посаженному передъ селепі- правное, не платись проторей и убытковъ, емъ, и приносятъ ому кровавым жертвы; вѣро- равно какъ и сама не можетъ получать ихъ; ясно, этотъ религіозный акта того же происхож- простая собственность, такая же, какъ скотъ, денія, какъ и церемоніи, справляемый племе- она не имѣетъ ничего, кромѣ того, что даетъ немъ коль передъ деревомъ салъ (shorea robu- ей добрая воля отца, брата или мужа. Хижины, sta); тѣ и другіе должны просить прощенія у построенныя изъ бамбука, расположены во- растенія, которое они вырвали и предали ' кругъ площади, деревенскаго форума, центръ пламени, чтобы засѣять свои поля хлѣбомъ ‘ ). котораго занята деревяннымъ сараемъ илина- Между тииперахами всего дольше держались вѣсомъ, служащимъ въ одно и то же время человѣческія жертвоприношенія; преданія го- кузницей и постоялымъ дворомъ для путниковъ. ВОрятъ 0 тысячѣ жертвъ, приносимыхъ ежегод- 1) Laws; Holdigh; Dalton. ......................— 2) Lewin, „Hill tracts of Chittagong and the Dwel- >) Dalton, „Ethnology of Bengal11. lers therein11. 6 9 3 ДЖИТТАГОНГЪ, АРРАКАНЪ. 6 9 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz