Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
жили бы тамъ въ большемъ матеріальномъ довольствѣ, чѣмъ какимъ они пользуются на западномъ полуостровѣ. По минеральнымъ бо- гатствамъ, имѣющимъ, впрочемъ, второстепен ную важность въ сравненіи съ богатствами культуры, Индо-Китай тоже занимаетъ первое мѣсто между двумя полуостровами. Въ отно- шеніи удобствъ торговыхъ сношеній онъ дале ко превосходишь англійскую Индію. Берега его менѣе негостепріимны и заключаютъ, имен но на полуостровѣ Малаккѣ и на Аннамскомъ побережьп, нѣсколько превосходныхъ портовъ, которые могутъ сравниться съ лучшими гава нями въ свѣтѣ; счастливое географическое по- ложеніе страны, на углу континента, между Индійскимъ моремъ и Тихимъ океаномъ, дѣ- лаетъ изъ ея рынковъ естественныя пристани самыхъ оживленных!,, наиболѣе посѣщаемыхъ морскихъ путей; наконецъ, нѣтъ трудно пере- ходимыхъ границъ между Китаемъ и его юж- нымъ придаткомъ, полуостровомъ по ту сторо ну Ганга; по направленно съ сѣвера на югъ, сообщенія прерываются только войнами, хищ ническими набѣгами да таможенными кордо нами. На сѣверѣ Индіи высятся громады Ги малаевъ, въ видѣ почти непереходимой стѣны; напротивъ, иа сѣверѣ Индо-Китая туземцамъ нужно только предоставить себя на волю те- ченія рѣкъ, чтобы спуститься изъ Срединной Имперіи до самаго моря. Какъ же объяснить этотъ удивительный кон траста, который представляютъ два полуостро ва Передней и Задней Индіи въ отношении числа жителей и важности роли въ цивилиза- ціи? Независимо отъ причинъ, которыя выте- каютъ изъ эволюціи самихъ населеній и о ко торыхъ разскажутъ будущіе историки, геогра фическая причина замѣчательной противопо ложности, представляемой двумя Индіями, за ключается въ расположеніи рѣчныхъ бассей- новъ. Главный рѣки Йндустана, за исключе- ніемъ Инда, пересѣкаютъ Полуостровъ по ши- ринѣ, протекая отъ востока къ западу или отъ запада къ востоку, параллельно горнымъ хреб- тамъ Гималаевъ, Виндіа, Сатпуры. Въ Индо- Китаѣ на оборотъ: всѣ болынія рѣки, Иравад- ди, Ситтангъ, Салуэнъ, Менамъ, Меконгъ, те- кутъ съ сѣвера на югъ, по направленію мери- діана, и промежуточные выступы горъ и хол мовъ тянутся въ томъ же направленія. Кро- мѣ того, — и это фактъ капитальной важно сти,—вся сѣверная часть Йндустана, выров ненная нѣкогда водами, морскими и рѣчными, разстилается въ видѣ безпредѣльной низмен ности, имѣющей не менѣе 2.500 километровъ протяженія отъ запада къ востоку. Напротивъ, Индо-Китай не представляетъ въ своихъ гео- графическихъ чертахъ ничего подобнаго этой обширной индусской равнинѣ, служившей есте- ственнымъ театромъ великихъ движеній въ ясторіи человѣчества. 6 8 3 ГЛАВА III.— До постройки дорогъ, которыя обходятъ или уничтожаютъ преграды и приводить въ лег кое сообщеніе населенія, живіпія прежде раз общенными, народы должны были слѣдовать путями, заранѣе начертанными имъ природой. Благодаря покатости почвы, люди, населяющіе Гангскій полуостровъ, могли легко перемѣ- щаться, оставаясь всегда подъ тѣмъ же кли матомъ, не измѣняя ничего въ своемъ образѣ- жизни, воздѣлывая тѣ же самые виды расте- ній: подвигаясь отъ востока къ западу или отъ запада къ востоку, не покидая берега рѣкъ,. они постоянно проходили области, подобный ихъ роднымъ мѣстамъ; такимъ образомъ, ихъ кругъ дѣйствія могъ постепенно расширяться все далѣе и далѣе. Въ Индо-Китаѣ, напротивъ, покатость почвы, наклоненная съ сѣвера наюгъ, отъ области плоскихъ возвышенностей къ об ласти низменностей, усиливаешь противополож ности климатовъ, сближая изотермичеекія ли ши. Отъ высота Юннана къ жаркимъ долинамъ Иравадди и Меконга переходъ совершается рѣзко; общій видъ природы, растенія и живот- ныя — все измѣняется на пространствѣ нѣ- сколышхъ градусовъ широты. Въ этяхъ усло- віяхъ, сѣверныя племена, спускавшіяся вдоль болыпихъ рѣкъ на поиски новыхъ земель, не чувствовали въ себѣ силы бороться противъ матеріальныхъ препятствій, которыя въ ихъ собственномъ климатѣ никогда не остановили бы ихъ: лѣса, болота, ущелья — все было для нихъ преградой, и самое маленькое дикое на- селеніе казалось имъ грозной націей. Кромѣ того, самая форма долинъ не позволяла жите- лямъ развиваться въ сплоченный группы, обла дающая значительной силой расширенія: ни какое великое національное единство не могло образоваться въ этихъ узкихъ и тѣсныхъ кор- ридорахъ, отдѣленныхъ одинъ отъ другаго вы сокими горными хребтами. Какой контраста» между этими параллельными бороздами индо- китайскихъ долинъ и обширной равниной Сѣ- верной Индіи, гдѣ полтораста милліоновъ лю дей могли найти себѣ достаточно мѣста, не встрѣтивъ никакого естественнаго препятствія, кромѣ лѣсовъ да выступающихъ изъ береговъ водъ, которое помѣшало бы имъ овладѣть поч вой! Газъ эта равнина покрылась воздѣлан- ными полями, деревнями и городами, цивили- зація населяющихъ ее народовъ необходимо должна была распространяться, даже безъ по средства завоеванія, на всѣ сосѣднія возвы шенности, между населеніями самыми разно образными по языку и происхождеяію. На По- луостровѣ по ту сторону Ганга одна только часть страны представляетъ, но въ гораздо меныпихъ размѣрахъ, географическія черты, аналогичный чертамъ болыпойпоперечной рав нины Сѣвернаго Йндустана: это область Кам боджи, которая тянется параллельно морю, между бассейномъ Менама и бассейномъ Me- ИНДО-КИТАЙ. 6 8 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz