Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

661 МАТКР1АЛЫ1АЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДІИ. 662 прогрессомъ сдѣлать брачные союзы поздними, а то теперь почти въ каждой семьѣ первыя дѣти родятся отъ родителей, которые сами еще дѣти: возможно ли при такихъ условіяхъ, чтобы раса иріобрѣтала физическую крѣпость и силу характера ]). Измѣнились также понятія относительно роли, принадлежащей благовоспитанному чело- вѣку. Теперь уже главное достоинство пола­ гается не въ томъ, чтобы знать и практиковать во всѣхъ подробностяхъ великое искусство этикета, «науку садиться и вставать» 2). Про­ шли тѣ времена, когда воспитаніе женщинъ считалось дѣломъ не только безпоіезнымъ, но ство. Индускія женщины воспоминаюсь о славѣ своихъ предшественницъ, гимны которыхъ на­ ходятся въ Ведахъ; въ Индіи ученьемъ унра- вляетъ богиня Сарасвати 4). Даже для парій открываются школы,' и отцы уже не боятся, что это нововведеніе будетъ имѣть гибельныя по- слѣдствія и что дѣти ихъ должны умереть въ томъ же году, когда поступятъ въ училище. Прежде всякая перемѣна считалась дѣломъ опаснымъ, долженствуюіцпмъ повлечь за собою какое-нибудь бѣдствіе. Раджа визіанаграмскій, «одинъ изъ просвѣщеннѣйшихъ туземныхъ го­ сударей И ндіи», ни за что н е хотѣлъ допустить выдѣлку кубовой краски въ своихъ владѣніяхъ В о п а л ь с к і я п р и н ц е с сы . даже постыднымъ. Европейское вліяніе спо- собствуетъ въ большой мѣрѣ развитію охоты къ ученью и любознательности у женщинъ высшихъ индусскихъ кастъ, и уже многія изъ аихъ, особенно въ Маратской землѣ, благодаря своему знакомству съ санскритскимъ языкомъ и древней литературой, удостоились чести по­ пасть въ число пандитовъ или пундитовъ (уче- ныхъ); есть журналы, редактируемые женщи­ нами, и нѣкоторыя изъ ученыхъ индусокъ за- нимаютъ профессорскія каѳедры. Принцесса бопальская занималась всѣми дѣлами, какъ мужчина, не заботясь о традиціонномъ эти­ кет!’., обрѳкающемъ женщинъ на затворниче- ') Christlieb, „Missions ^vangeliques11; Monier Williams, „Modern India11. 2) Richard Burton, „Sind revisited"; Garcin de Tassy, etc. и не позволилъ употреблять желѣзо при ио- стройкѣ его дворца, все изъ опасенія накли­ кать тѣмъ на свой народъ оспу или какую-ни­ будь другую повальную болѣзнь 2). Дѣти, посѣщающія публичныя учебныя за- веденія, составляютъ еще незначительный про­ цента юношества, но съ половины текущаго столѣтія и въ этомъ отношеніи совершился быстрый прогрессъ. Въ 1894 г. число учебныхъ заведеній всякаго рода, общественныхъ и ча- стныхъ, составляло 147.590(7.591 женскихъ), съ 4.082.031 учащихся (378.194 женскаго пола);въ томъчислѣ: 156 колледжей, съ 18.571 учащихся, 5.097 среднихъучилищъ. съ 511.968 учащихся, 97.398 начальныхъ школъ, съ *) Monier Williams, „Athenaeum11, 10 dec. 1881. a) A. Ball, „Jungle Life in India11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz