Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
ГЛАВА II.-— 'ИНДУСТАНЪ. 6 6 0 ственной миѳологіи, и смотрятъ на Христа какъ на своего Еринтну '), или какъ на новый аватаръ (превращеніе) Вишну. Между ними есть такіе, которымъ эта новая религія при ходится по душѣ, но и старая имъ нравится не меньше, а потому они желали бы практи ковать ихъ обѣ, сдѣлать изъ нихъ нѣчто въ родѣ того балансернаго шеста, который употреб ляется ими при плаваніи на баркахъ'); они считаютъ безполезнымъ креститься въ христиан скую вѣру. «будучи уже христианами и даже больше, чѣмъ христианами». Другіе, ненавидя религію чужеземиаго властителя, не удостои- ваютъ вступать въ какія-либо пренія или раз- сужденія о вѣрѣ съ миссіонеромъ; иногда они опровергаютъ его аргументами, почерпнутыми въ сочиненіяхъ самихъ европейскихъ фило- софовъ. Но если англичане пе могутъ надѣяться об ратить индусовъ въ свою вѣру, то, тѣмъ не менѣе, вліяніе, оказываемое европейскими иде ями на туземное общество, весьма значитель но, и въ нѣдрахъ индусскихъ религій совер шается процессъ быстраго разложенія. Мѣста пилигримства съ каждымъ годомъ посѣщаЮтся все меныпнмъ и меныиимъ числомъ богомоль- цевъ; древніе священные города постепенно утрачиваютъ свою важность въ пользу новыхъ городовъ, центровъ промышленности и тор говли; храмы, разрушающіеся отъ времени, не отстроиваются вновь; религіозный индифферен- тизмъ охватываетъ массы, тогда какъ образо ванные люди, отвергая изъ своего вѣрованія все сверхъестественное и сохраняя лишь пра вила морали да смутный, неопредѣленный деизмъ, видятъ въ религіи своихъ предковъ не болѣе, какъ простую историческую эволюцію. Брамі-ссім ;джъ, новая форма индусскаго моно теизма, отличается только названіемъ отъ унитаріанизма англичанъ и американцевъ. Правда, число явныхъ приверженцевъ этого новаго монотеизма еще не велико, но онъ не лишенъ значенія, какъ признакъ общаго дви- женія идей, соотвѣтствующаго успѣхамъ про- свѣщенія и общественной нравственности. Распредѣленіе подвергнутаго переписи на- селенія Британской Индіи по религіямъ, въ 1891 г.: индусы— 207.731.727, буддисты— 7.131.361, парсы — 89.904, магометане— 57.321.164, сейхи— 1.907.833, язычники и др.— 9.280.467, христіане (катод, и протестан ты )— 2.284.380. Эти успѣхи образованности и общественной нравственности громадны. Достаточно сравнить состояніе Индіи, каково оно было въ концѣ прошлаго столѣтія и какимъ оно является те перь, чтобы убѣдиться, какая огромная пере- мѣна совершилась во всѣхъ сферахъ жизни, и *) „Calcutta Review11, 1874. Emerson Tennent, „Ceylan“, Monier Williams, „Мо- larn India". насколько востокъ и западъ, какъ ни велико ихъ различіе, сблизились между собою по ира- вамъ и понятіямъ. Стоитъ припомнить ужасы ногребальныхъ цербмоній въ эпоху еще очень недавнюю, когда жены знатныхъ людей до бровольно сжигали себя на кострѣ изъ сандаль- паго дерева, чтобы сопутствовать своему су пругу въ загробную жизнь. Въ 1839 году,три надцать женъ Ранджитъ-синга умерли такою мучительною смертью въ Лагорѣ, рядомъ съ трупомъ мужа, тогда какъ 150 другихъ жен- щинъ гарема подвергли себя самосожженію въ Рамнагарѣ. Нѣсколько лѣтъ спустя, 22 жен щины лишили себя жизни такимъ же способомъ въ Пармандалѣ, въ нижнемъ Кашмирѣ *). Въ половинѣ настоящаго столѣтія одинъ раджа въ землѣ хондовъ отправился на тотъ свѣтъ въ сопровождении 116 своихъ супругъ; наконецъ, послѣднійслучай самосожженія преданной жены на кострѣ умершаго мужа имѣлъ мѣсто не далѣе, какъ въ 1862 году, несмотря на бди тельность англійскихъ властей. Въ наши дни понятіе о добрѣ и злѣ до такой степени измѣ- нилось, что вдовы, даже наиболѣе подавленный горемъ, не помышляютъ болѣе о томъ, чтобы заслужить себѣ титул ъсатгі, всходя на костеръ своего мужа. Дѣтоубійство дѣвочекъ, общераспространен ное въ нѣкоторыхъ провинціяхъ пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ, сдѣлалось очень рѣдкимъ яв- леніемъ; человѣческія жертвоприношенія пере шли уже для всѣхъ, даже для хондовъ, въ об ласть воспоминаній, возбуждающихъ только ужасъ; новость о вступленіи вдовы въ новый бракъ не производитъ болѣе скандала. Многія странныя формы брака, имѣвшія олѣдствіомъ увеличеиіе числа разводовъ и вдовствъ, вышли изъ употребленія. Такъ, напримѣръ, въ Мадурѣ молодыя дѣвушки выдавались замужъ заочно, за деревянныхъ чурбановъ, представлявшихъ отсутствуюіцаго жениха, который, по возвра щении домой, вдругъ узнавалъ, что ему нашли жену 2). Въ землѣ Барода супругъ, избира емый нѣкоторыми дѣвицами, былъ не кто иной, какъ букетъ цвѣтовъ, и когда растенія увя дали, вдовушки не могли уже болѣе вступать въ законный бракъ. Въ Каттіаварѣ различный населенія имѣли обычай справлять чрезъ каж дый одиннадцать лѣтъ огульные браки всѣхъ дѣвочекъ, родившихся со времени послѣдняго періода свадебъ: каждая изъ нихъ получала мужа, за исключеніемъ тѣхъ, которымъ было еще менѣе 40 дней отъ роду 3). Тогда не рѣд- кость было видѣть дѣтей едва начинающихъ ходить и уже носящихъ на шеѣ символъ брака, тали, золотое или серебряное ожерелье, пред ставляющее бога Пулеяра, который управляешь дѣторожденіемъ. Вообще было бы болыпимъ Drew, „Jummoo and Kashmir". 2) Sbortt, „Journal of tlio Ethnological Society“, VII. 3) Burgess, „Visit to Kattyawar".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz