Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

ГЛАВА II.-— 'ИНДУСТАНЪ. 6 6 0 ственной миѳологіи, и смотрятъ на Христа какъ на своего Еринтну '), или какъ на новый аватаръ (превращеніе) Вишну. Между ними есть такіе, которымъ эта новая религія при­ ходится по душѣ, но и старая имъ нравится не меньше, а потому они желали бы практи­ ковать ихъ обѣ, сдѣлать изъ нихъ нѣчто въ родѣ того балансернаго шеста, который употреб­ ляется ими при плаваніи на баркахъ'); они считаютъ безполезнымъ креститься въ христиан­ скую вѣру. «будучи уже христианами и даже больше, чѣмъ христианами». Другіе, ненавидя религію чужеземиаго властителя, не удостои- ваютъ вступать въ какія-либо пренія или раз- сужденія о вѣрѣ съ миссіонеромъ; иногда они опровергаютъ его аргументами, почерпнутыми въ сочиненіяхъ самихъ европейскихъ фило- софовъ. Но если англичане пе могутъ надѣяться об­ ратить индусовъ въ свою вѣру, то, тѣмъ не менѣе, вліяніе, оказываемое европейскими иде­ ями на туземное общество, весьма значитель­ но, и въ нѣдрахъ индусскихъ религій совер­ шается процессъ быстраго разложенія. Мѣста пилигримства съ каждымъ годомъ посѣщаЮтся все меныпнмъ и меныиимъ числомъ богомоль- цевъ; древніе священные города постепенно утрачиваютъ свою важность въ пользу новыхъ городовъ, центровъ промышленности и тор­ говли; храмы, разрушающіеся отъ времени, не отстроиваются вновь; религіозный индифферен- тизмъ охватываетъ массы, тогда какъ образо­ ванные люди, отвергая изъ своего вѣрованія все сверхъестественное и сохраняя лишь пра­ вила морали да смутный, неопредѣленный деизмъ, видятъ въ религіи своихъ предковъ не болѣе, какъ простую историческую эволюцію. Брамі-ссім ;джъ, новая форма индусскаго моно­ теизма, отличается только названіемъ отъ унитаріанизма англичанъ и американцевъ. Правда, число явныхъ приверженцевъ этого новаго монотеизма еще не велико, но онъ не лишенъ значенія, какъ признакъ общаго дви- женія идей, соотвѣтствующаго успѣхамъ про- свѣщенія и общественной нравственности. Распредѣленіе подвергнутаго переписи на- селенія Британской Индіи по религіямъ, въ 1891 г.: индусы— 207.731.727, буддисты— 7.131.361, парсы — 89.904, магометане— 57.321.164, сейхи— 1.907.833, язычники и др.— 9.280.467, христіане (катод, и протестан­ ты )— 2.284.380. Эти успѣхи образованности и общественной нравственности громадны. Достаточно сравнить состояніе Индіи, каково оно было въ концѣ прошлаго столѣтія и какимъ оно является те­ перь, чтобы убѣдиться, какая огромная пере- мѣна совершилась во всѣхъ сферахъ жизни, и *) „Calcutta Review11, 1874. Emerson Tennent, „Ceylan“, Monier Williams, „Мо- larn India". насколько востокъ и западъ, какъ ни велико ихъ различіе, сблизились между собою по ира- вамъ и понятіямъ. Стоитъ припомнить ужасы ногребальныхъ цербмоній въ эпоху еще очень недавнюю, когда жены знатныхъ людей до­ бровольно сжигали себя на кострѣ изъ сандаль- паго дерева, чтобы сопутствовать своему су­ пругу въ загробную жизнь. Въ 1839 году,три­ надцать женъ Ранджитъ-синга умерли такою мучительною смертью въ Лагорѣ, рядомъ съ трупомъ мужа, тогда какъ 150 другихъ жен- щинъ гарема подвергли себя самосожженію въ Рамнагарѣ. Нѣсколько лѣтъ спустя, 22 жен­ щины лишили себя жизни такимъ же способомъ въ Пармандалѣ, въ нижнемъ Кашмирѣ *). Въ половинѣ настоящаго столѣтія одинъ раджа въ землѣ хондовъ отправился на тотъ свѣтъ въ сопровождении 116 своихъ супругъ; наконецъ, послѣднійслучай самосожженія преданной жены на кострѣ умершаго мужа имѣлъ мѣсто не далѣе, какъ въ 1862 году, несмотря на бди­ тельность англійскихъ властей. Въ наши дни понятіе о добрѣ и злѣ до такой степени измѣ- нилось, что вдовы, даже наиболѣе подавленный горемъ, не помышляютъ болѣе о томъ, чтобы заслужить себѣ титул ъсатгі, всходя на костеръ своего мужа. Дѣтоубійство дѣвочекъ, общераспространен­ ное въ нѣкоторыхъ провинціяхъ пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ, сдѣлалось очень рѣдкимъ яв- леніемъ; человѣческія жертвоприношенія пере­ шли уже для всѣхъ, даже для хондовъ, въ об­ ласть воспоминаній, возбуждающихъ только ужасъ; новость о вступленіи вдовы въ новый бракъ не производитъ болѣе скандала. Многія странныя формы брака, имѣвшія олѣдствіомъ увеличеиіе числа разводовъ и вдовствъ, вышли изъ употребленія. Такъ, напримѣръ, въ Мадурѣ молодыя дѣвушки выдавались замужъ заочно, за деревянныхъ чурбановъ, представлявшихъ отсутствуюіцаго жениха, который, по возвра­ щении домой, вдругъ узнавалъ, что ему нашли жену 2). Въ землѣ Барода супругъ, избира­ емый нѣкоторыми дѣвицами, былъ не кто иной, какъ букетъ цвѣтовъ, и когда растенія увя­ дали, вдовушки не могли уже болѣе вступать въ законный бракъ. Въ Каттіаварѣ различный населенія имѣли обычай справлять чрезъ каж­ дый одиннадцать лѣтъ огульные браки всѣхъ дѣвочекъ, родившихся со времени послѣдняго періода свадебъ: каждая изъ нихъ получала мужа, за исключеніемъ тѣхъ, которымъ было еще менѣе 40 дней отъ роду 3). Тогда не рѣд- кость было видѣть дѣтей едва начинающихъ ходить и уже носящихъ на шеѣ символъ брака, тали, золотое или серебряное ожерелье, пред­ ставляющее бога Пулеяра, который управляешь дѣторожденіемъ. Вообще было бы болыпимъ Drew, „Jummoo and Kashmir". 2) Sbortt, „Journal of tlio Ethnological Society“, VII. 3) Burgess, „Visit to Kattyawar".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz