Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 5 7 МАТЕРІАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДШ. 6 5 8 ' начались обращенія туземцевъ въ христіан- ство массами, при содѣйствіи евѣтской власти; въ 1599 году, на иомѣстномъ соборѣ въ Уді- амперѣ, близъ Ііочина, три четверти «наза- реевъ» присоединились къ римской церкви и приняли латинскую обрядность; но преслѣдо- ванія, раздоры, расколы ■повели вскорѣ дѣло распространенія христіанства къ упадку, и многіе изъ обращенныхъ снова вернулись къ индусскимъ религіямъ. Разсказы путешествен- никовъ и миссіонеровъ единогласно удосто- вѣряютъ, что христіане прежде составляли гораздо болѣе сплоченный и болѣе многочи­ сленный группы или общины, чѣмъ въ наше время. Около половины восемнадцатаго столѣ- тія, іезуитыимѣли подъ своимъ началомъ слиш­ комъ 40.000 вѣрныхъ въ Майсурѣ и въ обла­ сти Мадура: это втрое больше того числа ту- земныхъ христіанъ, какое существовало' сто- лѣтіе спустя. Въ эпоху завоеванія острова Цейлона голландцами, именно въ 1650 году, обрядности національныхъ культовъ соверша­ лись уже въ тайнѣ; оффиціально ate сингалезы были въ то время христіанами. Перемѣна поли- тическаго режима позволила возродиться ста- рымъ культамъ; царствовавшій въ Кандіи ко­ роль отправилъ пословъ на континентъ съ по- рученіемъ привезти буддшскихъ миссіонеровъ, которые снова очистили храмы и возстановили античныя церемоніи, тогда какъ католическіе священники были изгнаны изъ предѣловъ го­ сударства, и бтправленіе христіанскаго бого- служенія было воспрещено.. Только въ 1806 году, одиннадцать лѣтъ спустя послѣ завоева- нія острова англичанами, католики Цейлона опять получили право публично исповѣдывать свою религію; но въ теченіе полуторавѣковой нетерпимости число ихъ уменьшилось до 66.000 человѣкъ '), т. е. до цифры, составляющей не болѣе десятой доли численности прежнихъ христіанскихъ общинъ. На материкѣ Индін уменыпеніе христіанъ долашо быть приписано, главнымъ образомъ, такъ же, какъ въ Китаѣ и Японіи, взаимному соперничеству іезуитовъ и миссіонеровъ другихъ орденовъ, августиновъ и капуциновъ: въ то время, какъ одни стара­ лись прилаживаться къ мѣстнымъ обычаямъ, другіе возставали противъ законовъ о кастахъ, рискуя быть самимъ причисленными къ под­ лой черни 2). Путешественники Веленція жа- ловался, что паріи, принимая христіанскую вѣру, безчестятъ этимъ религію западныхъ на- родовъ; по подъ руководствомъ іезуитовъ, ка- толицизМъ приспособился къ соціальньтмъ дѣ- леніямъ индусскаго общества, каста удержа­ лась 3), обращенный могъ сохранить на лбу отличительный знакъ, причислявшій его къ ') „Annales de la Frcpag-atioii de la Foi“, 1828. 2) Monier Williams, „Modern India11. 3) „Annales de la Propagation de la Foi“, 1854. вишнуитамъ или сиваитамъ, и даже въ церкви образъ Пресвятой Дѣвы имѣлъ такое ate одѣ- яніе и такія же украшенія, какъ идолы богини Бавани. Миссіонеръ, которому было поручено- обращеніе браминовъ, даасе не кланялся сво­ ему собрату, пастырю парій, когда, несомый въ паланкинѣ, встрѣчалъ его на улицѣ шагаю - іцаге босыми ногами, въ сопровождении своихъ презираемыхъ духовныхъ овецъ; онъ доласенъ бы былъ произвести очищеніе своего жилища, если бы ему сдѣлалъ визитъ миссіонеръ бѣд- ныхъ *). Тамъ, гдѣ месса совершалась вмѣстѣ для людей различнаго происхожденія, только лица, пользующіяся кастовыми привилегіями, могли входить въ домъ Божій. Нынѣшніе миссіонеры, католическіе и про­ тестантские, обращаются съ проповѣдью слова Божія, по большей части, къ обездоленнымъ,. безправымъ бѣднякамъ да къ дикимъ населе- ніямъ ннутреннихъ частей Полуострова; но усилія ихъ не имѣютъ болынаго усиѣха. Пер­ вые обращенные въ Христову вѣру вообража­ ли, что они будутъ приняты въ касту обра- тителей;но очень скоро выведенные изъ этого за- блуяіденія, убѣдившись, чтосдѣлаться христіа- ниномъ значитъ сдѣлаться паріей 2), они воз­ вратились, по большей части, къ своимъ ста- рымъ культамъ3). Хотя число протестантскихъ миссіонеровъ всякаго наименованія прости­ рается почти до 5.000, ихъ паствы не заклю- чаютъ даже полумилліона вѣрныхъ, и это послѣ столѣтней пропаганды 4); въ .Мадрасской про­ вин ти , гдѣ находится половина ихъ общинъ, эти послѣднія состоятъ почти исключительно изъ потомковъ португальских!, католиковъ и несторіанъ, обращенныхъ въ религію новыхъ политическихъ властителей 6). Только шестая часть неофитовъ христіанства во всей Индіи принадлежитъ къ среднимъ и высшимъ кастамъ; большое число обращенныхъ туземцевъ—такъ называемые «рисовые христіане»: это тѣ бѣд- няки, которые крестились во время голодо- вокъ, чтобы имѣть хлѣбъ 6); коммерсанты пор- товыхъ городовъ обыкновенно остерегаются брать на службу этихъ выкрестовъ и предио- читаютъ туземцевъ, сохранивших!, религію предковъ. Можно сказать, что пропаганда мне- сіонеровъ не имѣетъ прямаго воздѣйствія на цивилизованныхъ индусовъ: брамины, радж- путы, баніахи, поклонники Сивы, Вишну, Криш­ ны, Рамы, относятся индифферентно или враж­ дебно къ христіанской религіи. Они видятъ въ ней лишь совокупность чудесъ, которыя, по ихъ мнѣнію, могли бы найти мѣсто и въ ихъ соб*) Perrin, „Voyage dans rindostan“; Julien Vinson, „Revue Otientale11, 2-e eerie, № 4. 2 ) Graul, „Reise nacli Ostindien11. 3) Fjnail Sehlagintweit, „Indienin Wort nnd Bild11. 4) Richard Temple, „India as it is11. 5) Oharbonneau, „Annales de la Propagation de la Foi1 1853, Я 11. e) Christlieb, „L’etat actuel des Missions evaiigeliqnes11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz