Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 5 5 ГЛАВА II.-ИНДУСТАНЪ. 6 5 6 иди лсіскары —магометане, каково бы ни было щаться противъ своихъ повелителей? Есть ли ихъ происхожденіе, арабское, афганское или Индія «земля войны» или «земля ислама»? ')• индійское. Въ городахъ, гдѣ двѣ религіи въ си- Это они поставляютъ главный контингентъ ии- лѣ, очень часто вслыхиваютъ ссоры н крова- лигримовъ, отправляющихся въ Мекку, и мно- выя драки; мечети или пагоды опустошаются; гіе окончательно покидаютъ родину, чтобы по- индусы и «убійцы коровъ», какъ обыкновенно селиться навсегда въ святыхъ градахъ Запад- иазываютъ мусульманъ, рѣжутъ другъ друга на ной Аравіи, обогащаемыхъ ихъ щедростью, улицахъ во имя Аллаха или Вишну. Британ- Оттого остъ-индское правительство поставило ское правительство часто принуждено бываетъ вагабитовъподъспеціальныйнадзоръ полиціи,и вмѣшиваться въ эти- схватки и разнимать вою- тщетно они стараются, чтобы избавиться отъ ющихъ; но ему небезъизвѣстно, что въ случаѣ, этого стѣснительнаго сосѣдства, заявлять о если когда-нибудь его могуществу будетъ гро- своемъ уваженіи къ британскимъ законамъ и зить опасность, то оно можетъ натравить од- о своей преданности къ особѣ императрицы, нихъ на другихъ и сохранить свое владыче- Англичане допускаюсь гораздо меньше маго- ство, поддерживая раздоръ между своими под- метанъ, чѣмъ индусовъ, въ число имперскихъ данными. чиновниковъ; они закрыли имъдоступъ въ ар- Не только число мусульманъ возрастаетъ въ мію, въ судебный учрежденія, въ высшую ад- Индіи, но ихъ процентное отношеніе тоже министрацію. Рѣдко бываетъ, чтобы въ пуб- увеличивается; но бывало примѣра, чтобы ма- личнъіхъ учебныхъ заведеніяхъ мусульманскія гометанинъ’ нерешелъ въ христианскую рели- дѣти занимали первое мѣсто 3); отличаясь во- гію, тогда какъ многочисленный обращенія, общеумомъменѣесвободнымъ,понятіямиболѣе между которыми насчитываюсь нѣсколько слу- узкими, они болѣе упрямы, чѣмъ индусскія чаевъ обращенія англичанъ, соблазненныхъ, дѣти, болѣе ослушны въ отношеніи европей- будто бы, простотою вѣры и спокойною вели- скихъ учителей и менѣе воспріимчивы къ ихъ чавостью культа, постоянно происходить въ преподаваніямъ. При томъ же, отцы мусульмане, пользу ислама; его успѣхи теперь даже зна- когда у нихъ нѣтъ собственная) медрессе, съ чательнѣе, чѣмъ въ тѣ времена, когда маго- большой неохотой посылаюсь своихъ сыновей метанскіе государи царствовали надъ Индуста- въ школы англичанъ; въ этихъ чужихъ учеб- номъ *). Волѣе девяти десятыхъ послѣдовате- ныхъ заведеніяхъ языкомъ преподаванія рѣд- лей Магомета принадлежать къ сектѣ сунни- ко бываетъ ихъ родной языкъ, и преподава- товъ, не зная, впрочемъ, что они такимъ об- тели, индусы или евроазійцы, не принадлежать разомъ признаюсь румскаго, или константино- къ ихъ религіи. Англлчанамъ пришлось при- польскаго султана «главою правовѣрныхъ». бѣгнуть къ авторитету ученыхъ мусульманскихъ За исключеніемъ Кашмира и Бомбея, гдѣимѣесь богослововъ и добиться отъ нихъ рѣшенія въ пребываніе намѣстникъ, или «викарій проро- томъ смыслѣ, что молодые магометане могутъ,. ка», шіиты нигдѣ не встрѣчаются въ числѣ, безъ опасности для спасенія своей души, про- достаточно большомъ для того, чтобы взаим- ходить курсъ ученія въ публичныхъ учебныхъ ная ненависть сектъ могла ослаблять вліяніе заведевіяхъ. ислама; въ другихъ мѣстахъ, всеобщая вѣро- Христіанство — одна изъ древнихъ религій терпимость, господствующая въ Индустанѣ, Индіи, какъ о. томъ свидетельствуюсь не толь - успокоила религіозную вражду: шіиты и сун- ко непрерывное преданіе относительно нропо- ниты живутъ обыкновенно въ добромъ согла- вѣди апостола Ѳомы въ южномъ Индустанѣ? сіии принимаютъ участіе, за немногими исклю- но также кресты, символическія изображенія ченіями, въ однихъ и тѣхъ же иррднествахъ а). Троицы, представляемой подъ видомъ старика. Что касается братства вагабитовъ, которое съ молодаго человѣка и птицы 3), и древнія над- 1830 года возбуждало не мало мѣстныхъ воз- писи на языкѣ пельви, найденныя на горѣ св. станій противъ англичанъ, то оно составляетъ Ѳомы и въ другихъ мѣстахъ. Когда первые лишь, такъ сказать, авангардъ магометанъ итальянскіе миссіонеры проникли на Ііолуост- суннитовъ, поставившихъ себѣ задачей хра- ровъ по сю сторону Ганга, они, къ немалому нить вѣру во всей ея чистотѣ и поддерживать удивленію, встретили въ городахъ Малабара связь Индіи съ остальнымъ мусульманскимъ единовѣрцевъ, пользующихся великимъ поче- міромъ. Одинъ изъ вопросовъ, которые всего томъ наравнѣ съ браминами и занимающихъ чаще обсуждались вагабитами,—это вопросъ высшія должности въ государств’];; вліяніе хри- объ ихъ обязанностяхъ въ отношеніи британ- стіанъ въ ту отдаленную эпоху было болѣе скаго правительства. Обязаны ли они возму- значительно, чѣмъ обыкновенно думаюсь 4). Со времени прибытія въ страну португальцевъ О М. W. Hunter, „Our India Musulmans11; Garcin de ’) Garoin de Tassy, „La langue et la litterature hindous- Tassy. taine en 1879“. 3) Richard Tomple, „India as it is“. *) (Jarcin de Tassy, „M^moires sur les particularity de , 8) Graul, „Reise nach Ost-Indien“. la religion mussulmane dans l’lnde“ . *) Albrecht Weber, „Indische Skizze“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz