Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

МАТЕРЩ ЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНД] II. 654 Лучшія ихъ религіозіыя зданія относятся, они населяютъ преимущественно приморскіе какъ и пагоды браминовъ, къ эпохѣ одиннад- города, и самое большое изъ медіатизирован- цатаго, двѣиадцатаго и тринадцатаго столѣтій. ныхъ государствъ, королевство Гайдерабадское, Это тогда были воздвигнуты тѣ чудные храмы, находится подъ властью мусульманскаго го- которые поражаютъ зрителя какъ'' величе- сударя. ■ственнымъ видомъ цѣлаго и прекраснымъ рас- Чуждые элементы, афганцы и рогиллы, пер- положеніемъ массъ, такъ и безконечнымъ раз- сіяне и турки, довольно сильно представлены нообразіемъ орнаментовъ, отчетливостью и тон- между магометанами въ сѣверо-западныхъ про­ костью работы. Въ видѣ примѣра этихъ уди- винціяхъ, но въ другихъ частяхъ Индіи исламъ вительныхъ построекъ, составляющихъ дѣло почти не имѣетъ другихъ послѣдователей, кро- всего народа, можно указать на храмъ Кадж- мѣ индусовъ низшихъ кастъ: та же самая на- раха, въ Бундельхандѣ ‘). Но въ индусскихъ родная революція, которая нѣкогда обратила зрамахъ очень рѣдко встрѣтишь истинно пре- индійское населеніе въ буддизмъ, возобнови- красныя изображенія человѣческой фигуры: лась, но въ гораздо меньшихъ размѣрахъ,.для одни только буддисты, къ которымъ историки магометанства: уничтоженіе кастъ естественно Индіи 2) присоединяютъ греко-бактрійцевъ или должно было привлечь на сторону ученія Ма- явановъ, вырѣзывали на своихъ ступахъ ба- гометавсѣхъ, кто хотѣлъ освободиться изъ-подъ рельефы, изъ которыхъ иныесмѣло могли бы желѣзнаго закона, насильно навязаниагс бра- занять мѣсго между скульптурными украше- минами. Но между этими милліонами послѣ- ніями какого-нибудь античнаго памятника дователей ислама большинство — мусульмане Греціи или Малой Азіи. Стѣнная живопись тоже только по имени. Почти во всѣхъ деревняхъ встрѣчается почти только въ подземныхъ хра- Бенгальскаго президентства, жители обѣихъ ре- махъ буддистовъ, въ сѣверо-западной части лигій принимаютъ участіе въ однѣхъ и Декана. Одну изъ характеристическихъ особен- тѣхъ же религіозныхъ церемоніяхъ, и един- ностей индусскаго храма составляетъ узкость ственное различіе заключается въ формулахъ пространства, отведеннаго божку. Какъ бы ни молитвъ, произносимыхъ священно-служите- •было обширно самое зданіе, съ его дворами, лями подлежаіцихъ культовъ. Точно такъ перистилями, прудами, пирамидами порталовъ, же на территории Пондишери различиыя вѣ- святилище въ собственномъ смыслѣ предста- роисповѣданія сблизились между собою. Му- вляетъ тѣсную и темную келью, которая отъ сульмане переняли отъ индусовъ и христіанъ этого становится еще болѣе священною въ обычай религіозныхъ процессій, который пер - глазахъ трепещущаго поклонника, когда онъ воначальио былъ имъ незнакомъ *). Торже- очутится лицомъ къ лицу съ грознымъ бо- ственность и пышность этихъ процессій со- жествомъ. вершенно одинаковы во всѣхъ трехъ религі- Изъ иностранныхъ религій, распространив- яхъ, и члены трехъ вѣроисповѣданій счита- шихся въ Индіи, только одна, исламъ, имѣетъ ютъ долгомъ соблюдать свои праздники сообща важное значеніе, по многочисленности своихъ и присутствовать съраввымъ благоговѣніемъ на вѣрныхъ Около одной пятой всего числа жи- своихъ взаимныхъ торжествахъ; тѣ же самыя •телей Полуострова по сю сторону Ганга при- хоругви и знамена служатъ поперемѣнно на числяютъ себя къ послѣдователямъ Магомета; праздникахъ индусовъ, мусульманъ и католи- такимъ образомъ Великобританія оказывается ковъ а). При входѣ или выходѣ изъ порта су- «первою мусульманскою державой въ свѣтѣ». дохозяева, индусы, магометаие и христіане, Магометане составляютъ большинство:населе- всѣ одинаково нривѣтствуютъ святыню или нія только въ Сѣверо-западной Индіи, по обѣ мавзолей, госпсдствующіе надъ городомъ. По- ■стороны рѣки Инда: эта область, куда такъ дражая индусамъ, католики прибавили къ сво- часто вторгались иноземные завоеватели, спу- имъ обрядностямъ представленіе нескоичае- скавшіеся съ плоскогорій Запада, примыкаетъ мыхъ духовныхъ драмъ, очевидно скопирован- по культу къ міру Передней. Азіи; индусы ныхъ съ шіитскихъ тазіехъ и съ брамани- принуждены были уступить иммигрантамъ се- ческихъ мистерій 3). Однако, можно сказать, митической религіи страну «Семи» или «Пяти что, взятые въ массѣ, мусульмане все болѣе и • рѣкъ», которая была колыбелью ихъ вѣры. болѣе обособляются отъ индусовъ, приналежа- Къ востоісу отъ Пенджаба, мусульмане вездѣ щихъ къ религіямъ, происшедшимъ изъ Ведъ. •составляютъ меньшинство, исключая нѣкото- Противопололіность культовъ имѣетъ елвд- рыхъ округовъ, гдѣ численность ихъ превы- ствіемъ различіе пищи, привычекъ, профессш, шаетъ численность индусовъ; но во многихъ нравовъ и обычаевъ; такъ, почти всѣ матросы провинціяхъ, и особенно въ Бенгаліи, они до- ---------- —— вольно многочисленны, чтобы устоять про- Ч Garcin de Tassy, „Memoires sur Jes Particalarites тивъ индусскихъ населеній. Въ Южной Индіи I. religion “ «es" ^ a,'eLef n® aste"s edu sud de ѵ ы ^ „Revue „Orientale“, 2-e serie, № 4. <) L Rousselet, „L’Inde des Rajalis\ 3) l>e Gobineau, „Les Religions et les Philosophies 2) W. W. Hunter, „Orissa“. dans l’Asw centrale11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz