Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
6 5 1 ГЛАВА И,— ИНДУСТАНЪ. 6 5 2 го господствовали магометанскіе государи, бра мины принуждены были прекратить публич ное отправленіе своихъ религіозныхъ церемо- ній; даже въ мѣстахъ пилигримства, гдѣ вѣ- рующіе собираются десятками тысячъ, всѣ ак ты культа сохраняютъ частный, индивидуаль ный характеръ и совершаются въ пользу гла вы семейства и его жены '); богатый имѣетъ свой особенный алтарь, своего собственнаго брамина; обряды культа никогда не соверша ются сообща съ людьми низшихъ кастъ. ЬІа- противъ, въ дравидійскихъ областяхъ всѣ, за исключеніемъ людей, стоящихъ внѣ кастъ, со бираются въ одно мѣсто для общихъ религіоз- ныхъ церемовій. Это на югѣ въ особенности храмы населены «баядерками», или кази, изъ которыхъ каждая была въ дѣтствѣ съ большою торжественностью повѣнчана съ какимъ-ни- будь идоломъ. Буддизмъ, который изъ Индіи распростра нился въ сосѣдніястраны, даже въ царство «Вос- ходящаго Солнца», почти совершенно исчезъ на Полуостровѣ по сю сторону Ганга, хотя слѣ- ды его встрѣчаются въ смѣнившихъ его куль- тахъ; онъ сохранился подъ своимъ именемъ, какъ самостоятельная религія, только въ до линахъ Гималайскихъ горъ и въ южной части остр'ова Цейлона. Ученіе Шакіа-Муни, «Му дреца» по преимуществу, образца несраннен- наго, но въ большей части миоическаго, о до брожелательной справедливости, о преданности и нѣжности къ страдающимъ, представляетъ фазу человѣчества, совершенно отличную отъ той, которая соотвѣтствуетъ аристократическо му идеалу браминовъ. Эти послѣдніе заботят ся только о томъ, чтобы спастись самимъ; они исключаютъ изъ спасенія судру, который не имѣетъ права читать священныя книги, между тѣмъ какъ Будда, народный учитель, думаетъ одинаково о счастіи всѣхъ людей 2), даже о сча- стіи чандала, даже о счастіи животнаго. Всѣ • люди равно были призваны къ священству; но съ этимъ священствомъ вновь явилась іе- рархія, касты были востановлены, и сами же буддійскіе миссіонеры занесли кастовый ре- жимъ въ страны, гдѣ онъ до того времени не существовала, китайскіе пилигримы упоми- наютъ о чандалахъ подъ именемъ «ненави- стныхъ» 3). Какъ революція бѣдныхъ 4). буд дизмъ восторжествовалъ; онъ лалъ, какъ толь ко сдѣлался религіей богатыхъ: брамины, пред ставители ио преимуществу привилегіи, вос пользовались имъ, какъ средствомъ снова ото брать у нихъ храмы и прогнать своихъ сопер- *) Barth, „Religions de l ’Inde“; L. Jacolliot, „Voya ge ati pays des Perles". 2) Бартъ, цитированное сочипеніе. s) Abe) R^musat, „ Foe koue li on Relation des royau- mes bouddhiques“, chap. YXI. 4) Ernest Renun, „Hisloire des origines du Christia- nisme“ . никовъ жрецовъ изъ страны1). Кажется, впро чемъ, систематическаго преслѣдованія не бы ло; большинство историческихъ свидѣтельствъ согласно указываютъ на постепенное угасаніе буддизма въ періодъ съ седьмаго по девятое столѣтіе общепринятой эры г). Въ гималай скихъ долинахъ онъ уже выродился въ ша манство, и многими чертами сливается съ куль- томъ Сивы. На островѣ Цейлонѣ онъ менѣѳ смѣшался съ чуждыми элементами. Джайны Индіи, живущіе, главнымъ образомъ, въ Гудзератѣ и Марварѣ, очевидно, имѣіотъ близкую связь съ буддизмомъ. Основатель ихъ религіи, Джайна (Jina), «Святой», «Побѣди- тель порока и добродѣтели», или Магавира, «великій Герой», какъ кажется, жилъ въ той же странѣ, т. е. въ Бехарѣ, и около того же вре мени, какъ и Будда, и эти двѣ религіи разви вались параллельно. Джайны, нѣкогда сопер ники браминовъ по вліянію, были тогда болѣе могущественны, чѣмъ въ наши дни, и господ ствовали въ южной Индіи; книги ихъ составля ютъ замѣчательнѣйшіе памятники дравидійской литературы. Изъ двухъ главныхъ сектъ, на которыя дѣлится міръ «святыхъ», одна, между прочимъ, запрещала всѣмъ своимъ членамъ употребленіе одежды. Ни одна религіозная об щина не простирала такъ далеко, какъ дун- діи, или «искатели», уваженіе ко всему живуще му; между этими-то джайнами встретишь ще- петильныхъ людей, которые, чтобы не разда вить нечаянно какихъ-нибудь крошечныхъ жи вотныхъ, тщательно выметаютъ мѣсто, на ко торое хотятъ сѣсть, которые лишаютъ себя омовеній изъ боязни уничтожить какую-ни будь невидимую инфузорію 3), пьютъ только фильтрованную воду, дышатъ не иначе, какъ черезъ вуаль, бросаютъ муку на землю, что бы накормить муравьевъ. Дѣла благотвори тельности составляютъ главную зановѣдь, «че тыре обязанности» джайновъ; но, какъ бан киры и спекулянты, они не пользуются лю бовью толпы, и это противъ нихъ въ особен ности сочиняются деревенскія пѣсни. Въ ихъ рукахъ находится весьма значительная часть богатства страны, хотя они относительно очень малочисленны; но они поддерживаютъ другъ друга и составляютъ въ цѣлой Индіи могуще ственную ассоціацію. Между всѣми обитате лями Полуострова, они выказываютъ наиболь шее рвеніе, какъ строители; нѣкоторыя изъ ихъ группъ святилищъ, Палитана въ Катіаварѣ. гора Абу въ Раджпутанѣ, холмъ Сунагаръ въ Бундельхандѣ, гора Параснатъ въ Бенгаліи. принадлежатъ къ самымъ пышнымъ памятни- камъ релнгіознаго зодчества, какіе только суіце- ствуютъ; это настоящіе города храмовъ 4). *) A. Weber. „Indische Skizzen". 3) Monier Williams, „Modern India". 3) A. Glardon, „Le Radjp'iutana". 4) James Fergusson, „History of the Indian and Eastern Architecture".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz