Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 5 1 ГЛАВА И,— ИНДУСТАНЪ. 6 5 2 го господствовали магометанскіе государи, бра­ мины принуждены были прекратить публич­ ное отправленіе своихъ религіозныхъ церемо- ній; даже въ мѣстахъ пилигримства, гдѣ вѣ- рующіе собираются десятками тысячъ, всѣ ак­ ты культа сохраняютъ частный, индивидуаль­ ный характеръ и совершаются въ пользу гла­ вы семейства и его жены '); богатый имѣетъ свой особенный алтарь, своего собственнаго брамина; обряды культа никогда не соверша­ ются сообща съ людьми низшихъ кастъ. ЬІа- противъ, въ дравидійскихъ областяхъ всѣ, за исключеніемъ людей, стоящихъ внѣ кастъ, со­ бираются въ одно мѣсто для общихъ религіоз- ныхъ церемовій. Это на югѣ въ особенности храмы населены «баядерками», или кази, изъ которыхъ каждая была въ дѣтствѣ съ большою торжественностью повѣнчана съ какимъ-ни- будь идоломъ. Буддизмъ, который изъ Индіи распростра­ нился въ сосѣдніястраны, даже въ царство «Вос- ходящаго Солнца», почти совершенно исчезъ на Полуостровѣ по сю сторону Ганга, хотя слѣ- ды его встрѣчаются въ смѣнившихъ его куль- тахъ; онъ сохранился подъ своимъ именемъ, какъ самостоятельная религія, только въ до­ линахъ Гималайскихъ горъ и въ южной части остр'ова Цейлона. Ученіе Шакіа-Муни, «Му­ дреца» по преимуществу, образца несраннен- наго, но въ большей части миоическаго, о до­ брожелательной справедливости, о преданности и нѣжности къ страдающимъ, представляетъ фазу человѣчества, совершенно отличную отъ той, которая соотвѣтствуетъ аристократическо­ му идеалу браминовъ. Эти послѣдніе заботят­ ся только о томъ, чтобы спастись самимъ; они исключаютъ изъ спасенія судру, который не имѣетъ права читать священныя книги, между тѣмъ какъ Будда, народный учитель, думаетъ одинаково о счастіи всѣхъ людей 2), даже о сча- стіи чандала, даже о счастіи животнаго. Всѣ • люди равно были призваны къ священству; но съ этимъ священствомъ вновь явилась іе- рархія, касты были востановлены, и сами же буддійскіе миссіонеры занесли кастовый ре- жимъ въ страны, гдѣ онъ до того времени не существовала, китайскіе пилигримы упоми- наютъ о чандалахъ подъ именемъ «ненави- стныхъ» 3). Какъ революція бѣдныхъ 4). буд­ дизмъ восторжествовалъ; онъ лалъ, какъ толь­ ко сдѣлался религіей богатыхъ: брамины, пред­ ставители ио преимуществу привилегіи, вос­ пользовались имъ, какъ средствомъ снова ото­ брать у нихъ храмы и прогнать своихъ сопер- *) Barth, „Religions de l ’Inde“; L. Jacolliot, „Voya­ ge ati pays des Perles". 2) Бартъ, цитированное сочипеніе. s) Abe) R^musat, „ Foe koue li on Relation des royau- mes bouddhiques“, chap. YXI. 4) Ernest Renun, „Hisloire des origines du Christia- nisme“ . никовъ жрецовъ изъ страны1). Кажется, впро­ чемъ, систематическаго преслѣдованія не бы­ ло; большинство историческихъ свидѣтельствъ согласно указываютъ на постепенное угасаніе буддизма въ періодъ съ седьмаго по девятое столѣтіе общепринятой эры г). Въ гималай­ скихъ долинахъ онъ уже выродился въ ша­ манство, и многими чертами сливается съ куль- томъ Сивы. На островѣ Цейлонѣ онъ менѣѳ смѣшался съ чуждыми элементами. Джайны Индіи, живущіе, главнымъ образомъ, въ Гудзератѣ и Марварѣ, очевидно, имѣіотъ близкую связь съ буддизмомъ. Основатель ихъ религіи, Джайна (Jina), «Святой», «Побѣди- тель порока и добродѣтели», или Магавира, «великій Герой», какъ кажется, жилъ въ той же странѣ, т. е. въ Бехарѣ, и около того же вре­ мени, какъ и Будда, и эти двѣ религіи разви­ вались параллельно. Джайны, нѣкогда сопер­ ники браминовъ по вліянію, были тогда болѣе могущественны, чѣмъ въ наши дни, и господ­ ствовали въ южной Индіи; книги ихъ составля­ ютъ замѣчательнѣйшіе памятники дравидійской литературы. Изъ двухъ главныхъ сектъ, на которыя дѣлится міръ «святыхъ», одна, между прочимъ, запрещала всѣмъ своимъ членамъ употребленіе одежды. Ни одна религіозная об­ щина не простирала такъ далеко, какъ дун- діи, или «искатели», уваженіе ко всему живуще­ му; между этими-то джайнами встретишь ще- петильныхъ людей, которые, чтобы не разда­ вить нечаянно какихъ-нибудь крошечныхъ жи­ вотныхъ, тщательно выметаютъ мѣсто, на ко­ торое хотятъ сѣсть, которые лишаютъ себя омовеній изъ боязни уничтожить какую-ни­ будь невидимую инфузорію 3), пьютъ только фильтрованную воду, дышатъ не иначе, какъ черезъ вуаль, бросаютъ муку на землю, что­ бы накормить муравьевъ. Дѣла благотвори­ тельности составляютъ главную зановѣдь, «че­ тыре обязанности» джайновъ; но, какъ бан­ киры и спекулянты, они не пользуются лю­ бовью толпы, и это противъ нихъ въ особен­ ности сочиняются деревенскія пѣсни. Въ ихъ рукахъ находится весьма значительная часть богатства страны, хотя они относительно очень малочисленны; но они поддерживаютъ другъ друга и составляютъ въ цѣлой Индіи могуще­ ственную ассоціацію. Между всѣми обитате­ лями Полуострова, они выказываютъ наиболь­ шее рвеніе, какъ строители; нѣкоторыя изъ ихъ группъ святилищъ, Палитана въ Катіаварѣ. гора Абу въ Раджпутанѣ, холмъ Сунагаръ въ Бундельхандѣ, гора Параснатъ въ Бенгаліи. принадлежатъ къ самымъ пышнымъ памятни- камъ релнгіознаго зодчества, какіе только суіце- ствуютъ; это настоящіе города храмовъ 4). *) A. Weber. „Indische Skizzen". 3) Monier Williams, „Modern India". 3) A. Glardon, „Le Radjp'iutana". 4) James Fergusson, „History of the Indian and Eastern Architecture".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz