Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 4 9 МАТЕРІАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДІИ. 6 5 0 возможяыхъ формахъ, но симвоіъ лит а , подъ которымъ онъ всего чаще изображается, отъ одного конца Полуострова до другаго, есть символъ не разрушенія, а творческой силы. Почти всѣ высокія горы, и Гауризанкаръ пер­ вый, посвящены этому богу, потому что съвы- сокихъ вершинъ спускаются оживляющія землю воды. Однако, чувство, преобладающее въ культѣ несчастнаго. вѣчвоугнетеннаго народа, есть чувство страха: большинство поклонни­ ковъ Сивы взываетъ къ нему, какъ къ гроз­ ному божеству, и въ честь его еще въ началѣ настоящаго столѣтія приносились человѣческія жертвы на устьяхъ Ганга, въ Типперахскихъ горахъ, въ области Чота-Нагпоръ н въ Цен- тральныхъ провинціяхъ. Въ древнія времена, для жертвоприношеній были предназначены слѣдуюіція пять животныхъ: «человѣкъ, лошадь, быкъ, овца, коза» *); сами брамины должны были приноситься въ жертву богамъ въ нѣко- торыхъ особевныхъ случаяхъ. Во многихъ мѣ- стахъ до сихъ поръ еще приносятъ козъ и буй- воловъ въ жертву богамъ или демонамъ, и жрецы пьютъ кровь жертвъ; почти вездѣ жи- вотныя заиѣнены теперь, при жертвоприно- шеніяхъ, растеніями или изображеніями; но вѣрующіе часто предлагаютъ богамъ свою соб­ ственную кровь: когда сынъ боленъ, мать от- крываетъ себѣ вену, чтобы ублаготворить кро­ вожадную богиню Кали. Хроники разсказы- ваютъ о сектѣ капаликовъ, или «людей чере- повъ», поклонниковъ «Сивы Грознаго», кото­ рые носили ожерелья изъ человѣческихъ ко­ стей и во время обряда всесожженія клали на огонь жертвенника человѣческое мясо, выма­ занное саломъ и мозгомъ; что всего больше любилъ ихъ богъ, это—потоки крови, брызжу­ щее изъ горла, перерѣзаннаго однимъ уда- ромъ 2). А туги, таги или паусигары, «люди мертвой петди», кровавые жрецы свирѣпой Кали, женскаго олицетворенія Сивы,— въ чемъ состояло ихъ «царственное призваніе», какъ не въ томъ, чтобы приносить своей богинѣ че- ловѣческія жертвы? Не составляли ли они цѣлой арміи, заключавшей въ своихъ рядахъ шпіоновъ, могилыциковъ, душителей и біа- гословителей? Европейцевъ они щадили, по­ тому что не могли приносить нечистыя жертвы Кали; они убивали только своихъ единоплемен- никовъ, послѣдній вздохъ которыхъ съ удо- вольствіемъ былъ вдыхаемъ царицей небесъ3). Теперь, когда страшныя человѣческія жертво- приношенія уничтожены, туги преподносятъ своей богинѣ гирлянды цвѣтовъ и медовыя ле­ пешки. Эта Кали, господствующая надъ смертью, не то ли же самое, что Дурга и Пар- вати, богиня любви и красоты? *) Monier Williams, „Modern India11; Rajendralala Mitra, ,,Indo-Aryans“. *) Troyer, „Chroniques de Kachmir®. 3) „Rambles and Recollections of an Indian Official11. Всѣ другіе боги индусскаго пантеона, Криш­ на, покровитель пастуховъ, Рама, имя котораго напоминаетъ побѣды цивилизацін надъ дикимъ міромъ, Вишну, котораго брамаяическія свя­ щенный книги помѣщаютъ въ тримуртн (троицѣ) между Брамой и Сивой, тоже пред­ ставляются съ тысячью различныхъ аттрибу- товъ: въ каждомъ изъ нихъ одни вѣрующіе поклоняются богу любви, другіе стараются умилостивить грознаго властителя, бога всемо- гущаго среди пблнаго политеизма. Своими по­ стоянными аватарами, т, е. превращеніями или преображеніями, которыя позволяюсь ему появляться подъ всевозможными видами, даже подъ видомъ животнаго и человѣка низшей касты, Вишну, болѣе чѣмъ всякій другой богъ, соотвѣтствуетъ религіи народа, который без- престанно обновляетъ свои вѣрованія, никогда не порывая связи съ преданіемъ ‘). Культъ Вишну, во всей его совокупности, есть одинъ изъ наиболѣе привдекательныхъ. Въ Джагга- натѣ, пилигримы, приходящіе просить у своихъ жрецовъ святой пищи, видятъ въ этомъ богѣ великаго утѣшителя, передъ которымъ всѣ равны, безъ различія кастъ; современникъ Будды, колесо котораго еще красуется навер- хушкѣ храмовъ Пури, усвоилъ себѣ его бла­ гость и снисходительность; онъ носитъ то же имя, Багаватъ, и однѣ и тѣ ate солнечный ле­ генды примѣняются къ обоимъ 2). Но Вишну не довольствуется «почитаніемъ въ духѣ и въистинѣ»; онъ требуетъ, или, луч­ ше сказать, жрецы требуютъ вмѣсто него, тра- диціоннаго культа, предписаннаго церемоніала, установлениыхъ правилъ: обрядности—вотъ истинные боги. Религія есть не что иное, какъ другая форма волшебства: извѣстныя слова и жесты открываюсь небо. Въдревнихъ кяигахъ изложена полная теорія способовъ вызывать экстазъ, средствами для чего служатъ продол­ жительная неподвижность тѣла, замедленіе ды- ханія, пристально устремленный на одну точ- ч ку взоръ, повтореніе священныхъ одиослож- ныхъ словъ,и, какъ извѣстно, нѣкоторые факиры достигаютъ того, что могутъ произвольно впа­ дать въ каталептическіе трансы, имѣющіе но- добіе смерти. Но такіе люди рѣдки, которые могутъ приближаться къ богамъ строгимъ со- блюденіемъ религіозныхъ обрядовъ или экста- зомъ; для массы обыкновенньтхъ смертныхъ самое похвальное дѣло—это щедрость въ от­ н ош е н и е дважды рожденныхъ», или переро­ дившихся, все равно, будутъ ли то жрецы или міряне. Богатые брамины получаютъ земли, а бѣдные кормятся на счетъ низшихъ кастъ. Между сѣверомъ и югомъ Индіи замѣчается большой контрастъ въ религіозномъ отноше- ніи. Въ сѣверныхъ провинціяхъ, гдѣ такъ дол*) Barth, „Revue de l’Histoire des Religions1, janvier- fevrier 1881. 2) Senart, „Essai sur la l^gende de Buddha".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz