Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
6 4 9 МАТЕРІАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДІИ. 6 5 0 возможяыхъ формахъ, но симвоіъ лит а , подъ которымъ онъ всего чаще изображается, отъ одного конца Полуострова до другаго, есть символъ не разрушенія, а творческой силы. Почти всѣ высокія горы, и Гауризанкаръ пер вый, посвящены этому богу, потому что съвы- сокихъ вершинъ спускаются оживляющія землю воды. Однако, чувство, преобладающее въ культѣ несчастнаго. вѣчвоугнетеннаго народа, есть чувство страха: большинство поклонни ковъ Сивы взываетъ къ нему, какъ къ гроз ному божеству, и въ честь его еще въ началѣ настоящаго столѣтія приносились человѣческія жертвы на устьяхъ Ганга, въ Типперахскихъ горахъ, въ области Чота-Нагпоръ н въ Цен- тральныхъ провинціяхъ. Въ древнія времена, для жертвоприношеній были предназначены слѣдуюіція пять животныхъ: «человѣкъ, лошадь, быкъ, овца, коза» *); сами брамины должны были приноситься въ жертву богамъ въ нѣко- торыхъ особевныхъ случаяхъ. Во многихъ мѣ- стахъ до сихъ поръ еще приносятъ козъ и буй- воловъ въ жертву богамъ или демонамъ, и жрецы пьютъ кровь жертвъ; почти вездѣ жи- вотныя заиѣнены теперь, при жертвоприно- шеніяхъ, растеніями или изображеніями; но вѣрующіе часто предлагаютъ богамъ свою соб ственную кровь: когда сынъ боленъ, мать от- крываетъ себѣ вену, чтобы ублаготворить кро вожадную богиню Кали. Хроники разсказы- ваютъ о сектѣ капаликовъ, или «людей чере- повъ», поклонниковъ «Сивы Грознаго», кото рые носили ожерелья изъ человѣческихъ ко стей и во время обряда всесожженія клали на огонь жертвенника человѣческое мясо, выма занное саломъ и мозгомъ; что всего больше любилъ ихъ богъ, это—потоки крови, брызжу щее изъ горла, перерѣзаннаго однимъ уда- ромъ 2). А туги, таги или паусигары, «люди мертвой петди», кровавые жрецы свирѣпой Кали, женскаго олицетворенія Сивы,— въ чемъ состояло ихъ «царственное призваніе», какъ не въ томъ, чтобы приносить своей богинѣ че- ловѣческія жертвы? Не составляли ли они цѣлой арміи, заключавшей въ своихъ рядахъ шпіоновъ, могилыциковъ, душителей и біа- гословителей? Европейцевъ они щадили, по тому что не могли приносить нечистыя жертвы Кали; они убивали только своихъ единоплемен- никовъ, послѣдній вздохъ которыхъ съ удо- вольствіемъ былъ вдыхаемъ царицей небесъ3). Теперь, когда страшныя человѣческія жертво- приношенія уничтожены, туги преподносятъ своей богинѣ гирлянды цвѣтовъ и медовыя ле пешки. Эта Кали, господствующая надъ смертью, не то ли же самое, что Дурга и Пар- вати, богиня любви и красоты? *) Monier Williams, „Modern India11; Rajendralala Mitra, ,,Indo-Aryans“. *) Troyer, „Chroniques de Kachmir®. 3) „Rambles and Recollections of an Indian Official11. Всѣ другіе боги индусскаго пантеона, Криш на, покровитель пастуховъ, Рама, имя котораго напоминаетъ побѣды цивилизацін надъ дикимъ міромъ, Вишну, котораго брамаяическія свя щенный книги помѣщаютъ въ тримуртн (троицѣ) между Брамой и Сивой, тоже пред ставляются съ тысячью различныхъ аттрибу- товъ: въ каждомъ изъ нихъ одни вѣрующіе поклоняются богу любви, другіе стараются умилостивить грознаго властителя, бога всемо- гущаго среди пблнаго политеизма. Своими по стоянными аватарами, т, е. превращеніями или преображеніями, которыя позволяюсь ему появляться подъ всевозможными видами, даже подъ видомъ животнаго и человѣка низшей касты, Вишну, болѣе чѣмъ всякій другой богъ, соотвѣтствуетъ религіи народа, который без- престанно обновляетъ свои вѣрованія, никогда не порывая связи съ преданіемъ ‘). Культъ Вишну, во всей его совокупности, есть одинъ изъ наиболѣе привдекательныхъ. Въ Джагга- натѣ, пилигримы, приходящіе просить у своихъ жрецовъ святой пищи, видятъ въ этомъ богѣ великаго утѣшителя, передъ которымъ всѣ равны, безъ различія кастъ; современникъ Будды, колесо котораго еще красуется навер- хушкѣ храмовъ Пури, усвоилъ себѣ его бла гость и снисходительность; онъ носитъ то же имя, Багаватъ, и однѣ и тѣ ate солнечный ле генды примѣняются къ обоимъ 2). Но Вишну не довольствуется «почитаніемъ въ духѣ и въистинѣ»; онъ требуетъ, или, луч ше сказать, жрецы требуютъ вмѣсто него, тра- диціоннаго культа, предписаннаго церемоніала, установлениыхъ правилъ: обрядности—вотъ истинные боги. Религія есть не что иное, какъ другая форма волшебства: извѣстныя слова и жесты открываюсь небо. Въдревнихъ кяигахъ изложена полная теорія способовъ вызывать экстазъ, средствами для чего служатъ продол жительная неподвижность тѣла, замедленіе ды- ханія, пристально устремленный на одну точ- ч ку взоръ, повтореніе священныхъ одиослож- ныхъ словъ,и, какъ извѣстно, нѣкоторые факиры достигаютъ того, что могутъ произвольно впа дать въ каталептическіе трансы, имѣющіе но- добіе смерти. Но такіе люди рѣдки, которые могутъ приближаться къ богамъ строгимъ со- блюденіемъ религіозныхъ обрядовъ или экста- зомъ; для массы обыкновенньтхъ смертныхъ самое похвальное дѣло—это щедрость въ от н ош е н и е дважды рожденныхъ», или переро дившихся, все равно, будутъ ли то жрецы или міряне. Богатые брамины получаютъ земли, а бѣдные кормятся на счетъ низшихъ кастъ. Между сѣверомъ и югомъ Индіи замѣчается большой контрастъ въ религіозномъ отноше- ніи. Въ сѣверныхъ провинціяхъ, гдѣ такъ дол*) Barth, „Revue de l’Histoire des Religions1, janvier- fevrier 1881. 2) Senart, „Essai sur la l^gende de Buddha".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz