Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 4 7 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 6 4 8 Умершіе, обратившіеся въ демоновъ, боятся также телеграфовъ, желѣзныхъ дорогъ, всѣхъ заморскихъ изобрѣтеній *): индусъ вздыхаетъ свободнѣе и успокоивается отъ страховъ пе­ редъ сверхъестественньщъ міромъ, когда со- зерцаетъ эти нроизведенія человѣческаго ис­ кусства, чисто утилитарныя, гдѣ религія не играетъ никакой роли. Видали людей, повер­ гавшихся на землю передъ локомотивами и поклонявшихся имъ, какъ божествамъ. Уми­ рающие въ краѣ англичане, которые при жизни возбудили къ себѣ въ населеяіи любовь или не­ нависть за свою доброту или жестокость, ста­ новятся предметомъ поклонѳнія, наравнѣ съ туземными покойниками, на ихъ могилу при- иосятъ цвѣты, разныя яства, водку, сигары. Иная статуя англійскаго генерала, стоящая на городской площади, почитается не менѣе, чѣмъ изображѳніе Сивы или Вишну, и женщины съ благоговѣніемъ приносятъ ей въ даръ кокосо­ вые орѣхи. Между новыми религіями, родив­ шимися въ этихъ умахъ, постоянно посѣщае- мыхъ галлюцинаціями, многія приняли за бо­ жества .англійскихъ властителей, и при томъ са­ мыхъ грозаыхъ. Такъ, генералъ Никольсонъ, погибшій при штурмѣ Дели во время возстанія сипаевъ, былъ обожаемъ многочисленнымъ братствомъ, имѣвшимъ свой монастырь, свою литургію, свои священные гимны. Что за дѣло, что онъ частенько подвергалъ палочнымъ уда- рамъ своихъ вѣрныхъ; эти послѣдніе, наказан­ ные по приказанію своего божественнаго по­ велителя, вставали еще болѣе убѣжденные въ его державномъ могуществѣ. Правительству ничего не было бы легче, какъ пріобрѣсти обо- жаніе толпы, если бы оно того пожелало. Между индусами очень распространена легенда, будто Сива недавно явился въ одномъ изъ чтимыхъ святилищъ Бенареса съ розовымъ и свѣжимъ цвѣтомъ лица, съ голубыми глазами и свѣтло- русыми бакенбардами; держа въ рукѣ тросточку, вмѣсто трезубца, онъ преобразился въ англи­ чанина, чтобы возвѣстить своему народу, что британское правительство есть многократное воплощеніе «Великаго Бога» 2). Во время по- сѣщѳнія Индіи принцемъ Валлійскимъ, одинъ санскритскій поэтъ нривѣтствовалъ его пріѣздъ такими словами: «Онъ пришелъ, наконецъ, послѣдній изъ аватаровъ (прѳвращеній Сивы) и самый великій». Брама пересталъ существовать для своихъ поклонниковъ, хотя имя его произносится съ благоговѣніемъ, какъ имя главнаго бога, и хотя новѣйшіе комментаторы сдѣлали изъ него пер­ вое лицо индусской троицы, о которой народъ ничего не зналъ. Это—бывшее, такъ сказать, отставное божество 3). Ему посвященъ только ’) Monier Williaius, „Modern India“. 2) Paris, „Tour du Monde'-, 1867. 3) J. Baissac, „Origines de la Religion14. одинъ храмъ между безчисленными религіоз- ными зданіями Индустана. Теперь Брама не болѣе, какъ умственное существо или отвле­ ченное ионятіе, давно забытый отецъ, котораго замѣнили его сыны брамины, т. е. «творцы», носящіе въ самихъ себѣ производительную силу ‘). Но съ тѣхъ поръ, какъ Брама исчезъ изъ сонма живущихъ боговъ, сколько народи­ лось другихъ, сколько новыхъ боговъ заняли мѣсто въ этомъ, постоянно мѣняющемся мірѣ различныхъ религій и культовъ, который, подъ именемъ браманизма, простирается отъ самаго грубаго фетишизма до самыхъ утонченныхъ умозрѣній! «Триста тридцать милліоновъ» бо- жествъ допускаются съ одинаковою терпи­ мостью: «лучше слѣдовать своему собственному закону, даже несовершенному, нежели чужому закону, хотя бы даже болѣе совершенному», говоритъ Бхагаватгита а). Та или другая исто­ рическая или легендарная личность, на кото­ рую большинство индусовъ смотритъ какъ на простаго смертнаго, является въ глазахъ дру­ гихъ богомъ, и никому изъ вѣрныхъ, принад- лежащихъ къ браминскимъ культамъ, не при- детъ въ голову оспоривать вѣру въ этого бога. Всѣ герои Магабгараты, побѣдители и побѣж- денные, Пандуиды и Каруиды, имѣютъ своихъ поклонниковъ. Въ одномъ только округѣ, въ южномъ Аркотѣ, Драупади, супруга Юдиштиры и его братьевъ, имѣетъ не менѣе 500 храмовъ, гдѣ власть ея призывается вѣрующимн подъ различными олицетвореніями..Но кромѣ об- ластныхъ боговъ, капища которыхъ воздвиг­ нуты въ городахъ и на вершинѣ холмовъ, каж­ дая деревня, каждый поселокъ имѣетъ своего спеціальнаго патрона, представляемаго кам- немъ или чурбаномъ. Масса народа, въ дерев- няхъ, не имѣетъ другой религіи, кромѣ запо- вѣди «дѣлать добро и обожать мѣстнаго бога» 3). У каждой касты тоже имѣется свой спеціаль- ный покровитель: солдатъ воздаетъ культъ сво­ ему оружію, рѳмесленникъ—своему инстру­ менту. Изъ всѣхъ персонажей браманскаго панте­ она, наибольшее число поклонниковъ имѣетъ Сива или Мага Део, «Великій Вогъ», котораго теологи, живущіе впѣ народа, хотѣли-было сдѣ- лать представителемъ начала Разрушенія въ индусской троицѣ. Въ глазахъ своихъ вѣрныхъ онъ представляетъ, равнымъ образомъ, прин- ципъ Созиданія и Сохраненія: онъ обладаетъ всѣми энергіями, чтобы давать жизнь и смерть; онъ верховный богъ. Его «двадцать тысячъ именъ» выражаютъ весь рядъ качествъ, отъ совершенной кротости до неумолимой жесто­ кости; обыкновенное его имя, Сива, значить «Милостивый». Его представляютъ во все- J) Martin Haug, „Brahma und die Brahmanen1*. 3) Нерѳводъ Эмиля Бюрнуфа. 3) Albrecht. Weber, „Indisoho Streifen“; Barth, цити­ рованное сочиненіе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz