Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6-43 ГЛАВА И .— ИНДУСТАНЪ. 6 4 4 поклоняясь своимъ божествамъ, онъ не отри- цаетъ и тѣхъ боговъ, которымъ молятся дру- гіе. Всѣ религіозныя формы представлены во всевозможныхъ періодахъихъ развитія. Страна Ведъ не только обладаешь самыми древними и самыми полными священными книгами, отно­ сящимися къ натуралистическимъ вѣрованіямъ, нѣкогда общимъ всей арійской семьѣ, она даже сохранила самыя религіи, болѣе или менѣе ви- доизмѣненныя временемъ, но совершившія са­ мостоятельно свою эводюцію, безъ рѣзкихъ вторженій чуждыхъ элементовъ. Въ одномъ и томъ же городѣ Непала, въ Патанѣ, Батгаонѣ или Катманду, увидишь рядомъ храмы индус- скіе, пагоды буддійскія и колонны, увѣнчанныя наверху изображеніями священныхъ живот- ІШХЪ. Нѣтъ надобности проникать въ глубь страны къ живущимъ тамъ дикимъ племевамъ, чтобы найти слѣды инстинктивным, религій, поро- ждениыхъчувствомъ удивленія, страха или же­ лания. Всѣ формы фетишизма и анимизма встрѣчаютсяу населеній Венгаліи. Деревья или камни причудливой формы, странные предметы, природа которыхъ непонятна, растѳнія полез­ ный или вредныя, живот ныя домашнія или ди- кія, души благодѣтелей и наводившихъ страхъ тирановъ, символы всякаго рода, боги извѣ- стные или неизвѣстные -— одинаково соста­ вляютъ предмета обожанія; новыя божества безпрестанно прибавляются къ многочислен­ ному сонму боговъ, населяюіцихъ туземный пантеонъ. Но самую поразительную черту на­ туралистической религіи, какою она откры­ вается въ древнихъ священныхъ книгахъ и какою обнаруживаешь ее изученіе быта сельскихъ населеній, составляетъ. почитаніе, оказываемое арійдами небу, гдѣ шествуютъ солнце, луна и армія звѣздъ, гдѣ смѣняются день и ночь,гдѣ носятся облака, гдѣ сверкаешь молнія и гремишь громъ '): тамъ начало всей ведической космогоніи, отъ которой въ большой части произошли космотонія древнихъ грековъ и классическая миѳологія. Рѣки, или ганги, которыя распространяютъ повсюду жизнь, ко­ торыя разносятъ по землѣ воды, упавшія съ неба, почитаются почти наравнѣ съ небомъ, которое образовало ихъ своими дождями. Въ этой тропической странѣ, гдѣ густые, почти непроходимые лѣса покрывали прежде всѣ сырыя мѣстности, деревья тоже не могли не играть значительной роли въ культѣ. Въ юж­ ной Индіи названіе т-опе, примѣнявшееся нѣкогда къ буддійскимъ ступамъ, прилагается также къ отдѣльнымъ группами деревьевъ или рощамъ. Это такія же святилища, какъ и па­ мятники, воздвигнутые рукой человѣка. Свя­ щенная смоковница (ficus religiosa) считается ') Barth, „Religions de l’Inde"; A. C. Lyall, „Forth- nightly Review", 1872; J. baissac, „Origines de la Reli­ gion". настоящимъ храмомъ, и дупла этого колосеаль- наго дерева обладаютъ чудодѣйственною-силой очищать грѣшника, который пріютится въ. нихъ на некоторое время, для того, чтобы «переродиться» ')• Есть' деревья, подъ кото­ рыми никто не могъ бы солгать, не совер- шивъ тѣмъ тяжкаго преступленія, и разска- зываютъ, что купцы въ Ульварѣ составили стачку и заперли свои лавки, чтобы воспре­ пятствовать посадкѣ на базарной цлощади этихъ священныхъ деревъ, ирисутствіе кото­ рыхъ сдѣлало бы невозможною всякую торго­ влю. Индусскія религіи, которыя развивались въ плодородной странѣ, изобилующей расти­ тельностью, составляютъ, по выбору символовъ, рѣзкій контраста съ семитическими религіями, возникшими въ странахъ безплодныхъ и каме- нистыхъ. На берегахъ Ганга культъ скалы не могъ имѣть религіозной цѣны, какую онъ имѣлъ у семитовъ; но растенія заняли важное мѣсто въ почитаніи вѣрныхъ; таковы, въ особенно­ сти, ямбоза, салъ, таласи, видъ базилика, дерево котораго употребляется для выдѣлки четокъ въ честь бога Вишну. Особеннымъ обожаніемъ пользовался цвѣтокъ лотоса, кото­ рый принимали за образъ всего живущаго, всего, что распускается въ прекрасный пра- вильньтя формы. Этошь культъ лотоса, пропа­ гандированный буддистами, распространился изъ Индіи на островъ Яву, въ Китай, въ Япо- нію; въ другой части свѣта, за каменистыми пустынями и безилодными скалами Западной Азіи, египтяне, живущіе въ плодоносной дель- тѣ Нила, тоже, взяли лотосъ за символъ все­ ленной и прославляли его въ своихъ храмахъ. Извѣстно, какъ сильно распространено въ современной. Индіи сохранившееся отъ древ­ нихъ временъ обожаніе животныхъ, или люби- мыхъ, какъ быкъ, или внушающихъ страхъ, какъ тигръ. Въ западной и южной областяхъ Индіи нѣтъ города, гдѣ бы не прогуливались свободно по улицамъ священные быки, отмѣ- ченные на боку знакомъ трезубца Сивы, оста­ навливаясь то у одной, то у другой двери, чтобы попросить подачки у вѣрующихъ; нѣтъ деревни въ джунгляхъ, гдѣ бы не разсказывались ле­ генды про боговъ-змѣй и про людей-тигровъ. Въ Майсурѣ каждое селеніе имѣетъ свой образъ змѣи; во многихъ мѣстахъ до сихъ поръ еще вѣрующіе падаютъ ницъ передъ живыми змѣ- ями, и тысячи индусовъ съ ужасомъ отвергли бы мысль отъ умерщвлен іи одного изъ этихъ божественныхъ существъ; въ Бехарѣ англичане тщетно предлагаютъ преміи за истребленіе волковъ. Все,чего боятся, считается божествомъ. Болѣзни, въ. особенности холера и оспа, при- надлежатъ къ числу наиболѣе почитаемыхъ боговъ. Умершіе тоже признаются высшими существами, которыхъ нужно умилостивить, ’) W. W. Hunter, „Orissa".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz