Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

€ 4 1 МАТЕРІАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДІИ. этого нечистаго существа, вновь становится чистою подъ лучами солнца п луны и отъ ду- новенія вѣтра; сосудъ, до котораго дотронулся человѣкъ безкастовый, считается навсегда оскверненнымъ: его нужно разбить. Но этотъ тяжелый институтъ кастъ, тяго- тѣющій надъ индусами и никогда не позволяв- іпій имъ соединяться воедино противъ ино- земнаго нашествія, преобразовывается мало- по-малу, и праНила его становятся менѣе суро­ выми. Въ сѣверныхъ областяхъ, самыхъ бо- гатыхъ и наиболѣе населенныхъ, мусульман­ ское завоеваніе, отмѣнивъ касты, сильно по­ трясло индусское общество, и соціальныя дѣ- ленія тамъ уже далеко не такъ рѣзко разгра­ ничены, какъ въ южныхъ провинціяхъ, остав­ шихся подъ неоспоримымъ авторитетомъ древ- нихъ законовъ. Великая нравственная рево- люція, которая совершилась, когда Будда про­ возгласить равенство людей, оставила по себѣ глубокіе слѣды, и съ того времени подобный движеяія часто имѣли мѣсто въ народныхъ массахъ: такъ, въ концѣ четырнадцатаго сто- лѣтія, Кабиръ, котораго мусульмане причи­ сляютъ къ своимъ единовѣрцамъ, пытался при­ мирить всѣхъ жителей Индіи, бѣдныхъ и бо- гатыхъ, въ однойвѣрѣ во «внутренняго Бога», въ одно и то же время Аллаха и Раму, кото­ рый ничего не требуетъ отъ своихъ вѣрныхъ, кромѣ того только, чтобы они любили другъ друга. Въ нѣкоФорыхъ округахъ, какъ, напри- мѣръ, въ дистриктѣ Куддапахъ, въ телугской области, совсѣмъ нѣтъ кастъ; многочисленный секты, какъ, напримѣръ, лингаиты въ Деканѣ, сатнами въ Чатисгарѣ, хумбупаттіа въ Ориссѣ, «святые» въ Раджпутанѣ, возставали противъ общества браминовъ и раджпутовъ, чтобы про­ возгласить свое право на равенство; въ наи- болѣе чтимыхъ святыняхъ, куда стекаются не- смѣтныя толпы пилигримовъ со всѣхъ кон- цовъИндіи, каковъ, напримѣръ, Джагганатскій храмъ, пища раздается одинаково всѣмъ, безъ различія происхожденія или ремесла: суще- ствуютъ даже тайныя общества, состоящія изъ людей всякой касты, которые днемъ держатся другъ отъ друга на дистанціяхъ, предписаниихъ обіцественнымъ мнѣніемъ, но которые ночью собираются пировать вмѣстѣ, брамияъ рядомъ съ судрой '). Преданія мало-по-малу изглажи­ ваются, и люди высшей касты, всего болѣе за­ интересованные въ сохраненін соціальныхъ перегородокѣ, принимаютъ европейское пирож­ ное. ѣдятъ рисъ, приготовленный мусульман­ скими руками, принимаютъ у себя въ домѣ родственниковъ или друзей, воспитывавшихся въ Европѣ 2). Что касается богатыхъ негоціан- товъ, то у нихъ есть поговорка, что «ихъ ка­ ста въ сундукѣ съ деньгами», а народная масса Ч Aug. Glardon, „Le ftadjpoutana“. 2 ) Shib Chunder Bose, цитированное сочииеніо. Географія Реклю. т. V III. замѣтно преобраз}гется подъ вліяніемъ образо- ванія и экономических! перемѣнъ. Воздѣйствіе англичанъ двоякое. Подобно тому, какъ они поощряли развитіе крупной земельной собственности въ ущербъ мелкой, такъ точно они укрѣпили власть браминовъ выше всѣхъ другихъ кастъ, даже въ тѣхъ странахъ, гдѣ, какъ, нанримѣръ, въ Майсурѣ, браминское первенство было оспориваемо. По примѣру всѣхъ правителей, они старались клас­ сифицировать методически, по разрядамъ, со- ціальную іерархію своихъ подданныхъ. Кромѣ того, и сами они составляютъ надъ націей ка­ сту, безпощадно замкнутую для низшихъ ин- дусскихъ классовъ. Съ другой стороны, уни- чтоженіе рабства, отмѣна крѣпостнаго состоя- нія, т. е. продажи людей вмѣстѣ съ землей, имѣли то слѣдствіе, что подняли нравственно самыхъ отверженныхъ изъ индусовъ и поро­ дили у нихъ правосознаніе; англичане разру- шаютъ учрежденіе кастъ новыми идеями, кото­ рыя приносятъ ихъ книги, журналы и газеты, изобрѣтенія, тысяча перемѣщеній, нроизводи- мыхъ торговлей, перемѣны, вводимыя въ обы­ денной жизни. Паріи теперь уже дерзаютъ домогаться равноправности съ браминами, они требуютъ, чтобы ихъ дѣтей допускали въ обще­ ственный учебныя заведенія и чтобы пере­ стали примѣнять къ нимъ оскорбительные эпи­ теты. Образованные индусы сами осуждаютъ касту въ своихъ литературныхъ произведе- ніяхъ и періодическихъ изданіяхъ; они напо- минаютъ о древнихъ временахъ, прославляе- мыхъ эпопеями, о тѣхъ времевахъ, когда «всѣ были браминами», и-повторяютъ стихи своихъ поэтовъ, протестовавшихъ противъ соціальныхъ неравенствъ: «Превосходство и низость обна­ руживаются нравами. Развѣ дождь надаетъ не на всѣхъ одинаково? Развѣ вѣтѳръ не дуетъ равно на каждаго изъ насъ? Развѣ обширная земля говорйтъ кому-нибудь: я не хочу носить тебя?» «Безъ величія добродѣтели, рожденіе даетъ ли заслугу глупцамъ?» '). Религіи—за исключеніемъ, однако, тѣхъ, ко­ торыя были занесены извнѣ, каковы парсизмъ (огнепоклонство), іудейство, магометанство, христіанство—не создаютъ никакого раздѣль- наго барьера между обитателями Индіи. Всего чаще, но не какъ безусловное правило, онѣ со- впадаютъ съ кастами н группами кастъ, и даютъ имъ болѣе точные контуры, догму, ритуалъ, цѣлый ашіаратъ эвокацій и заклинаній; но своею сверхъ-естественною стороной онѣ ни­ сколько не противоположны одна другой. Ин- дусъ склоненъ всему вѣрить; никакое чудо не удивляетъ его; еще погруженный въ первона­ чальный пантеизмъ, онъ во всемъ видитъ бога; ’ ) „Agaval de Kapila“, тамальская поэма, переведен­ ная на французскій языкъ Ж. Венсономъ. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz