Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

<635 ГЛАВА II.--ИВДУСТАНЪ. 636 зованіе соотвѣтственныхъ классовъ или разря- довъ: нѣтъ такой эволюціи соціальной жизни, которая не проявлялась бы новыми группиров­ ками, которымъ время сообщаетъ мало-по-малу признаки касты. Сообразно перемѣнамъ про­ мышленности и торговли, увеличивается или уменьшается соціальное значеніе отдѣльныхъ кастъ и степень уваженія, которымъ онѣ поль­ зуются въ обществѣ; такъ, напримѣръ, произ­ водители корицы выиграли въ достоинствѣ съ возрастаніемъ коммерческой важности ихъ про­ дукта; затѣмъ опять понизились съ общеетвея- номъ уішкеніи, по мѣрѣ того, какъ умень­ шалась продажа этой пряности. Чрезвычайное разнообразіе работъ, присвоенныхъ сиеціально каждому классу людей, заставляетъ богатыхъ, для правильности службы, держать очень много­ численную домашнюю челядь; каждый служи­ тель хочетъ дѣлать только одно какое-нибудь опредѣленное дѣло, и, при томъ, дѣлаетъ его не иначе, какъпо традиціонвому, унаслѣдован- ному отъ отцовъ и дѣдовъ, способу, сообразно установленному церемоніалу и порядку преце- дентовъ: правовѣрный индусъ предпочтетъ лучше умереть, чѣмъ осквернить себя испод- неніемъ работы, почитаемой нечистой. Въ Дравидіи всѣ касты дѣлятся на людей «правой» и «лѣвой», получившихъ такое названіе отъ одной изъ двухъ рукъ, употребляемой для очи- щенія себѣ тѣла; но едва-ли это объяснение можно признать вѣрнымъ. .Во время публич- ныхъ церемоній касты правой руки водружа- ютъ бѣлое знамя, касты лѣвой—красное ‘). Касты двухъ «рукъ» питаютъ взаимное отвра- щеніе, а между тѣмъ, есть одно племя, которое въ одно и то же время принадлежитъ къ обѣ- имъ кастамъ: чаккили, въ Мадурскомъ кр^ѣ, причисляютъ себя къ группѣ правой руки по женщинамъ, къ групгіѣ лѣвой руки по мужчи- намъ, и когда въ дерѳвняхъ вспыхнетъ ссора между двумя «руками», жены удаляются отъ своихъ мужей и не возвращаются къ нимъ, пока не возстановится миръ 2). Въ Сѣверной Индіи это раздѣленіе на правую и лѣвую совер­ шенно неизвѣстно 3). Внѣ этихъ тысячъ ассоціацій или обществен- ныхъ группъ, рѣзко разграниченпыхъ между ■собою и но большей части враждебныхъ одна другой, живутъ еще милліоны людей безъ расы и безъ права,—людей, самая тѣнь которыхъ можетъ осквернить привилегирован наго или кастоваго человѣка. ЕІвропейцы даютъ имъ, но ошибочно, имя парій, принадлежащее группѣ тринадцати кастъ, которая Съ гордостью при- числяетъ себя къ правой рукѣ, которая прини- маетъ этотъ титулъ въ публичныхъ актахъ, при чемъ никто никогда не оспоривалъ у нея ') Julien Vinson, „Ьеч castes au sud de l’Inde“ , „Re- '7І1С Orientale“, 2-ѳ йгів, № 4. 2) Nelson, „Madara Country11. 3) Joseph Mallens, „Mission in South India1*. права его носить; во многихъ мѣстахъ границы общинъ поставлены подъ надзоръ парій, какъ представителей древнихъ расъ и законовъ праздника въ честь «Единственной Матери», богини-покровительницы «Чернаго города» Мадраса; это парія представляетъ -общество, какъ женихъ богини *). Въ центральныхъ про- винціяхъ внѣкастовыхъ людей называютъ канд- жарами, въ Кочинѣ, Траванкорѣ, Тинневель- скомъ краѣ—паліярами. Священныя книги клеймятъ ихъ прозвищемъ чандала. Это суще­ ства нечистый, «отребье; изъ отребья», которыя родились отъ гяуснаго союза судры и браминки. Ихъ дѣло очищать помойныя ямы и стоки нечистотъ, зарывать въ землю падаль и питаться ею, въ случаѣ нужды; деревни ихъ— это со­ бр а т е собачьихъ копуръ, «кладбище ихъ— это животъ тпакаловъ». Ихъ можно бить безъ грѣха; побои составляютъ ихъ удѣлъ, въ силу наслѣд- ственнаго позора, тяготѣющаго надъ ними; древніе законы не назначаютъ ни пени, ни даже порицанія тому, кто избавляетъ землю отъ этихъ црезрѣнныхъ существъ 2). Два край­ н е полюса иядійскаго общества— брамины и чандалы: нервымъ «принадлежитъ весь свѣтъ; они, по своему рожденію, имѣютъ право на все существующее, и только изъ великодушія нозво- ляютъ жить другимъ людямъ»; послѣднимъ за­ прещено оплакивать своихъ предковъ, произ­ носить имя Брамы, читать или говорить наизусть содержащееся въ священныхъ книгахъ, груп­ пироваться въ селенія, претендовать на какое бы то ни было родство съ людьми, соединен­ ными въ общество Отверженные изъ міра людей, они должны искать себѣ убѣжища въ джунглѣ, въ сообществѣ дикихъ звѣрей, и если браминъ позволяешь чандаламъ появляться въ его нолѣ зрѣнія, то это лишь великодушная терпимость съ его стороны; нечистое суще­ ство не имѣетъ права показываться на разсто- яніи, менынемъ ста шаговъ; опредѣлены точ- нымъ образомъ, для каждой касты, простран­ ства, на которыя позволено приближаться при встрѣчѣ. До введенія англійскаго режима, са­ мыя тяжкія кары, смертная казнь или рабство, грозили нарушителю предписанныхъ разстояній между браминами, кастовыми и внѣкастовыми людьми 3); солдаты, принадлежащее къ кастѣ наировъ, не могутъ близко подходить къ аре- стантамъ, которыхъ они конвоируютъ, если послѣдніе ниже ихъ по рожденію; они окружа- ютъ ихъ обширнымъ полукругомъ, держа ружье постоянно направленнымъ противъ своихъ стѣснительныхъ спутниковъ 4). Идея касты сдѣлалась попятіемъ дотого естественнымъ въ умѣ индуса, что даже жнвотныя классифици- ’) Caldwell, „Dravidian Languages“; Julien Vinson, цитированный момуаръ. a) Forbes, „Oriental Memoirs11. 8) 'Шѵепоі. „Voyage aux Indes orientale&“ . “) Fr. Day, „The Land of the Permauls11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz