Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
<635 ГЛАВА II.--ИВДУСТАНЪ. 636 зованіе соотвѣтственныхъ классовъ или разря- довъ: нѣтъ такой эволюціи соціальной жизни, которая не проявлялась бы новыми группиров ками, которымъ время сообщаетъ мало-по-малу признаки касты. Сообразно перемѣнамъ про мышленности и торговли, увеличивается или уменьшается соціальное значеніе отдѣльныхъ кастъ и степень уваженія, которымъ онѣ поль зуются въ обществѣ; такъ, напримѣръ, произ водители корицы выиграли въ достоинствѣ съ возрастаніемъ коммерческой важности ихъ про дукта; затѣмъ опять понизились съ общеетвея- номъ уішкеніи, по мѣрѣ того, какъ умень шалась продажа этой пряности. Чрезвычайное разнообразіе работъ, присвоенныхъ сиеціально каждому классу людей, заставляетъ богатыхъ, для правильности службы, держать очень много численную домашнюю челядь; каждый служи тель хочетъ дѣлать только одно какое-нибудь опредѣленное дѣло, и, при томъ, дѣлаетъ его не иначе, какъпо традиціонвому, унаслѣдован- ному отъ отцовъ и дѣдовъ, способу, сообразно установленному церемоніалу и порядку преце- дентовъ: правовѣрный индусъ предпочтетъ лучше умереть, чѣмъ осквернить себя испод- неніемъ работы, почитаемой нечистой. Въ Дравидіи всѣ касты дѣлятся на людей «правой» и «лѣвой», получившихъ такое названіе отъ одной изъ двухъ рукъ, употребляемой для очи- щенія себѣ тѣла; но едва-ли это объяснение можно признать вѣрнымъ. .Во время публич- ныхъ церемоній касты правой руки водружа- ютъ бѣлое знамя, касты лѣвой—красное ‘). Касты двухъ «рукъ» питаютъ взаимное отвра- щеніе, а между тѣмъ, есть одно племя, которое въ одно и то же время принадлежитъ къ обѣ- имъ кастамъ: чаккили, въ Мадурскомъ кр^ѣ, причисляютъ себя къ группѣ правой руки по женщинамъ, къ групгіѣ лѣвой руки по мужчи- намъ, и когда въ дерѳвняхъ вспыхнетъ ссора между двумя «руками», жены удаляются отъ своихъ мужей и не возвращаются къ нимъ, пока не возстановится миръ 2). Въ Сѣверной Индіи это раздѣленіе на правую и лѣвую совер шенно неизвѣстно 3). Внѣ этихъ тысячъ ассоціацій или обществен- ныхъ группъ, рѣзко разграниченпыхъ между ■собою и но большей части враждебныхъ одна другой, живутъ еще милліоны людей безъ расы и безъ права,—людей, самая тѣнь которыхъ можетъ осквернить привилегирован наго или кастоваго человѣка. ЕІвропейцы даютъ имъ, но ошибочно, имя парій, принадлежащее группѣ тринадцати кастъ, которая Съ гордостью при- числяетъ себя къ правой рукѣ, которая прини- маетъ этотъ титулъ въ публичныхъ актахъ, при чемъ никто никогда не оспоривалъ у нея ') Julien Vinson, „Ьеч castes au sud de l’Inde“ , „Re- '7І1С Orientale“, 2-ѳ йгів, № 4. 2) Nelson, „Madara Country11. 3) Joseph Mallens, „Mission in South India1*. права его носить; во многихъ мѣстахъ границы общинъ поставлены подъ надзоръ парій, какъ представителей древнихъ расъ и законовъ праздника въ честь «Единственной Матери», богини-покровительницы «Чернаго города» Мадраса; это парія представляетъ -общество, какъ женихъ богини *). Въ центральныхъ про- винціяхъ внѣкастовыхъ людей называютъ канд- жарами, въ Кочинѣ, Траванкорѣ, Тинневель- скомъ краѣ—паліярами. Священныя книги клеймятъ ихъ прозвищемъ чандала. Это суще ства нечистый, «отребье; изъ отребья», которыя родились отъ гяуснаго союза судры и браминки. Ихъ дѣло очищать помойныя ямы и стоки нечистотъ, зарывать въ землю падаль и питаться ею, въ случаѣ нужды; деревни ихъ— это со бр а т е собачьихъ копуръ, «кладбище ихъ— это животъ тпакаловъ». Ихъ можно бить безъ грѣха; побои составляютъ ихъ удѣлъ, въ силу наслѣд- ственнаго позора, тяготѣющаго надъ ними; древніе законы не назначаютъ ни пени, ни даже порицанія тому, кто избавляетъ землю отъ этихъ црезрѣнныхъ существъ 2). Два край н е полюса иядійскаго общества— брамины и чандалы: нервымъ «принадлежитъ весь свѣтъ; они, по своему рожденію, имѣютъ право на все существующее, и только изъ великодушія нозво- ляютъ жить другимъ людямъ»; послѣднимъ за прещено оплакивать своихъ предковъ, произ носить имя Брамы, читать или говорить наизусть содержащееся въ священныхъ книгахъ, груп пироваться въ селенія, претендовать на какое бы то ни было родство съ людьми, соединен ными въ общество Отверженные изъ міра людей, они должны искать себѣ убѣжища въ джунглѣ, въ сообществѣ дикихъ звѣрей, и если браминъ позволяешь чандаламъ появляться въ его нолѣ зрѣнія, то это лишь великодушная терпимость съ его стороны; нечистое суще ство не имѣетъ права показываться на разсто- яніи, менынемъ ста шаговъ; опредѣлены точ- нымъ образомъ, для каждой касты, простран ства, на которыя позволено приближаться при встрѣчѣ. До введенія англійскаго режима, са мыя тяжкія кары, смертная казнь или рабство, грозили нарушителю предписанныхъ разстояній между браминами, кастовыми и внѣкастовыми людьми 3); солдаты, принадлежащее къ кастѣ наировъ, не могутъ близко подходить къ аре- стантамъ, которыхъ они конвоируютъ, если послѣдніе ниже ихъ по рожденію; они окружа- ютъ ихъ обширнымъ полукругомъ, держа ружье постоянно направленнымъ противъ своихъ стѣснительныхъ спутниковъ 4). Идея касты сдѣлалась попятіемъ дотого естественнымъ въ умѣ индуса, что даже жнвотныя классифици- ’) Caldwell, „Dravidian Languages“; Julien Vinson, цитированный момуаръ. a) Forbes, „Oriental Memoirs11. 8) 'Шѵепоі. „Voyage aux Indes orientale&“ . “) Fr. Day, „The Land of the Permauls11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz