Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 3 1 ГЛАВА II.--ИНДУСТАНЪ. 6 3 2 щихъ между собою никакого родства по про­ исхождение, занимающихся различнымъ тру­ домъ и во многихъ случаяхъ даже отказываю­ щихся вступать въ сношеиія другъ съдругомъ. Тѣ изъ нихъ, которые священнодѣйствуютъ, какъ жрецы, составляютъ лишь весьма незна­ чительное меньшинство браминскаго класса, и даже эти брамины рѣдко занимаются теологіей; они интересуются почти только тонкостями ритуала да вопросами о первенствѣ ')• Благо­ родные брамины Ауда никогда не выдаютъ своихъ дочерей за своихъ, яко бы, собратовъ Бёнгаліи и даже ни за что не согласятся ѣсть съ ними за однимъ столомъ. Въ Чамбѣ одинъ классъ пастуховъ, поклоняющихся восходящему солнцу, присвоиваетъсебѣ право носить на плечѣ нить съ четырьмя отпрысками, принадлежащее исключительно сынамъ Брамы; въ горахъ Симлы, другіе брамины заработываютъ себѣ хлѣбъ насущный въ качествѣ землеиашцевъ, носилыциковъ, домашней прислуги и даже про- даютъ своихъ дочерей въ рабство. Въ Орис- скомъ краѣ есть брамины, которыхъ презри­ тельно называютъ «сажателями картофеля», а въ нѣкоторыхъ округахъ центральныхъ про- винцій живутъ «джунглевые брамины», бѣд- ные иоселенцы, тяжелымъ трудомъ расчиіцаю- щіе подъ пашни нетронутую почву джунглей. Въ полуденной Индіи встрѣтишь браминовъ, происходящихъ отъ рыбаковъ, или такихъ, ко­ торые занимаются кузнечнымъ ремесломъ; есть даже брамины, на гиушающіеся испол­ нять унизительную должность полицейскихъ агентовъ. Подобно материку Индіи, островъ Цейлонъ тоже имѣетъ своихъ «браминовъ- крестьянъ». Недавно представители «Пяти Ремеслъ», собравшись въ Салемѣ, подали пра­ вительству жалобу, гдѣ протестуютъ противъ наглости метисовъ всякой расы, которые изъ- являютъ притязаніе командовать ими съ неза­ конно присвоеннымъ себѣ титуломъ брами­ новъ 2). Многочисленный легенды, относящіяся къ появленію боговъ, будто бы сходившихъ на землю затѣмъ, чтобы преобразовать въ «дважды рожденныхъ» людей низшихъ кастъ, очевидно, суть отдаленный отголосокъ историческихъ фактовъ; въ нѣкоторыхъ областяхъ Полуострова судрасы были возводимы въ званіе браминовъ для нуждъ культа; въ другихъ мѣстахъ мѣстныя аристократіи сохранили свое право на дво­ рянство въвиду чистыхъ браминовъ, иммигри- ровавшихъ въ неболыномъ числѣ, и эти по- слѣдпіе благоразумно купили себѣ сообщни­ чество болѣе сильныхъ, чѣмъ они сами, жалуя имъ священную нить; наконецъ, продолжитель­ ная изолированность среди чуждыхъ населеній дала многими браминскимъ колоніямъ нравы, совершенно отличные отъ нравовъ, характе- ’) Barth, „Les Religions de l ’Inde“. *) Craul, „Keise nach Ostindien". ризующихъ господствующую касту сѣвера ‘); такъ, напримѣръ, нѣкоторые классы браминовъ извѣстны у своихъ собратій подъ презритель­ ною кличкой «мясныхъ или рыбныхъ брами­ новъ», по тѣмъ иечистымъ блюдамъ, которыя они не брезгаютъ употреблять въ пищу. Тра- ванкорскіе раджи сдѣлались браминами, «прой­ дя чрезъ чрево золотой коровы»—новый при- мѣръ всемогущества богатства. Расовое различіе еще гораздо значительнѣе для другихъ соціальныхъ дѣленій. Чистые кшатріи не встрѣчаются нигдѣ, хотя раджпуты всѣ поголовно претендуютъ на это происхож- деніе: всѣ счастливые предводители, каково бы ни было ихъ происхожденіе, обыкновенно производили свой родъ отъ предковъ, цринад- лежавшихъ, будто бы, къ лунной или солнеч­ ной расѣ; однако, между раджпутами есть такіе, которые хвастаются въ то же время своимъ происхожденіемъ отъ первоначальныхъ жите­ лей страны, или аборигеновъ, какъ, напримѣръ, нагбханси, или «Сыны змѣй». Различныя тор­ говый корпораціи, баніахи, марвари, банд- жари,—не говоря уже о джайнахъ, которые не исповѣдуютъ браманской религіи,— счи- таютъ себя совершенно отличными одна отъ другой, не признавая существованія такъ на- зываемаго класса вайсіевъ. Что касается имени судрасовъ, то оноимѣетъ лишь общее значеніе: такъ называются безчисленныя касты и под­ касты, на которыя дѣлится народъ, исключая благородныхъ классовъ и куццовъ. Кажется, что этотъ термпнъ судрасы, имѣющій' смыслъ «чистые», иримѣнялся вначалѣ не къ людямъ низшей касты, но къ массѣ арійской націи; этимъ наименованіемъ она отличалась отъ «не­ чистой» массы аборигеновъ Дасіу 2). Въ провинціяхъ, называемыхъ «сѣверо-за- падными», насчитываютъ не менѣе 307 раз- личныхъ кастъ, имѣющихъ каждая свое особен­ ное названіе; въ Бенгаліи ихъ существуетъ болѣе тысячи, и если бы мы захотѣли прослѣ- дить ихъ подробно во всѣхъ ихъ дѣленіяхъ и подраздѣлепіяхъ, то общее число достигло бы нѣсколькихъ тысячъ. Равнымъ образомъ и въ южной Индіи невозможно было бы составить полный списокъ всѣхъ кастъ; народная пере­ пись насчитала ихъ въ одномъ Майсурѣ 413, въ Мадурѣ 94. Каждое ремесло, даже самое маленькое, сдѣлалось особой кастой, точно от­ граниченной; есть касты, состоящія только изъ двухъ человѣкъ 3). Даже противозакон­ ный сообщества, бадхаки и соноріи въ Пенд- жабѣ и Аудѣ, молунги въ Бенгаліи, рамози въ Бомбеѣ, карачавандлу въ Деканѣ, корвахи на Малабарскомъ берегу, ооставляютъ особенныя касты, признаваемыя туземцами; каждый члѳнъ преступной шайки, гордящійся своею ирофес- ') Hunter, „Orissa11; Eastwik, „Handbook for Madras11. a) Tod, „Annals of Rajasthan*1. B) Nelson, „Madura Country".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz