Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

62У МАТЕРІАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА ИНДШ , 630 милліоновъ франковъ (разность между выво- зомъ и привозомъ Индіи за дееатилѣтній не- ріодъ, съ 1865 по 1874 годъ, составляла 2.811.273.250 франковъ), и эта разность, опла­ чиваемая почти исключительно серебряною мо­ нетой, способствуетъ поддержанію въ свѣтѣ относительной цѣнности серебра сравнительно съ цѣнностыо золота. Внѣшняя торговля Индіи за годъ, оканчи- вающійся 31 марта 1897 г.: морская: при- возъ— 892 милліона, вывозъ— 109 .чил.ііон. ру- пій; сухопутная: привозъ—48 ммд ., вывозъ— 43 милліон. рупій. Но почти всѣ эти барыши Индіи возвраща­ ются, подъ другою формой, въ видѣ окладовъ жалованья и дивидендовъ по акціямъ, въ Ве­ ликобританию, играющую роль паразита по от- ношенію къ своимъ колоніальнымъ владѣ- ніямъ. Пользуясь наибольшею долей торговли Ин- діи, англичане въ то же время являются и главными посредниками въ ея торговыхъ сно- шеніяхъ. Имъ принадлежатъ три четверти су­ довъ, привозящихъ и увозящихъ товары и земледѣльческія произведенія, и благодаря на- роходамъ, построеннымъ ими спеціально для прохода чрезъ Суэзскій каналъ, они овладѣли монополіей, какъ товароотправители. Число коммерческихъ судовъ, употребляемыхъ ан­ гличанами для судоходства между Великобри- таніей и портами Индустана, Бомбеемъ, Каль­ куттой, Мадрасомъ, Рангуномъ,. Карачи, умень­ шилось въ послѣднія десятилѣтія, но зато вмѣ- стимость ихъ увеличилась, и рейсы сдѣлались чаще, такъ какъ пароходы въ большей части заняли мѣсто парусныхъ судовъ; хотя гораздо менѣе многочисленные, они предста­ вляютъ уже болѣе половины общаго количе­ ства тоннъ, составляющаговмѣстимость судовъ. Движеніе судоходства повнѣшней торговлѣвъ портахъ Индіи вътеченіе фискальна™ 1895— 1896 года выразилось сдѣдуюіцими цифрами: въ приходѣ— 5.226 судовъ въ 4.128.039 тоннъ, въ отходѣ: — 5.071 судно, вмѣстимостыо — 4.098.561 тонна; въ 1 8 9 6 - 9 7 г.: пришло — 5.006 судовъ въ 3.883.989 тоннъ, отошло— 4.934 судна въ 3.814.596 тоннъ. Кромѣ того, около 4.000 мелкихъ морскихъ судовъ. унравляемыхъ туземцами, нлаваютъ вдоль побережья, отъ одного порта до другаго. Это еще не все: торговлявосточныхъ.береговъ Африки, Сокоторы и Мадагаскара находится почти всецѣло въ рукахъ индійскихъ купцовъ баніаховъ; въ этихъ странахъ путешествен­ ники съ удивленіемъ слыхпатъ звуки индустан- скаго языка, какъ на ГІолуостровѣ Ганга. Что касается торговли чрезъ континентаіь- ныя границы, то дѣйствительную важность имѣетъ только торговля съ королевствомъ Ава, производимая по теченію Иравадди; другіяза- граничныя страны, по порядку торговой дѣ- ятельности, суть: Непалъ, Кабулъ, Кашмиръи Кандатаръ. Торговьтя сношенія, хотя постепенно увели­ чивающаяся и сближающія всѣ провинціи, еще далеко не изгладили кастовыхъ различій, ко­ торыя нравами и вѣковыми преданіями возве- денынастепень важнѣйшагои наиболѣе строго соблюдаемаго догмата національныхъ религій. Ни въ какой другой странѣ первоначальные контрасты, порожденные между людьми раз- личіемъ происхожденія, богатства, образованія, рода занятій, словомъ, всякими соціальными неравенствами, не сохранились въ такой рѣз- кой формѣ, какъ на Полуостровѣ по сю сто­ рону Ганга. Раздѣленные на множество об- іцествъ, не имѣющихъ между собою взаимныхъ сношеній и преслѣдующихъ различные или даже прямо противоположные интересы, индусы не составляютъ одного народа; ни въ одной про­ винции, даже тамъ, гдѣ всѣ жители говорятъ однимъ языкомъ, не существуешь общей связи патріотизма, которая соединяла бы бѣдныхъ и богатыхъ, парій и браминовъ. Это раздѣленіе дѣлаетъ легкою задачу того, кто хочетъ цар­ ствовать надъ ними. Какую бы ненависть они ни питали къ властителю, они все-таки благо­ дарны ему за угнетеніе, которому онъ подвер- гаетъ вмѣстѣ съ ними и другихъ. Изслѣдованія индіанистовъ установили не­ опровержимо тотъ фактъ, что такъ называемое первоначальное раздѣленіе населенія Инду­ стана на четыре касты или «четыре цвѣта» (кожи), касту браминовъ, или жрецовъ бѣлаго цвѣта, касту краснокожихъ ішіатріевъ, или во- иновъ, касту желтолицыхъ вайсіевъ, или куп­ цовъ, и касту черныхъ судрасовъ, или земле- дѣльцевъ, есть понятіе относительно новое, пущенное въ ходъ комментаторами священ- ныхъ книгъ '). Эти иравильныя наслоеніяин- дусскаго общества никогда не существовали въ дѣйствительности; во всѣ эпохи, тысячи соціальиыхъ коитрастовъ, произведенныхъ въ разныхъ областяхъ Индіи различіемъ профее* сій, ремеслъ, образа жизни, естественно дол­ жны были имѣть слѣдствіемъ большое разнооб- разіе кастъ и дѣлали невозможною ихъ точну» классификацію. Греческіѳ и ])имскіе писатели говорятъ о семи кастахъ, а пе о четырехъ, и однако, они знали только часть сѣвериыхъ равнинъ Полуострова.. Въ настоящее время можно признать, въ самыхъ общихъ чертахъ, только существованіе четырехъ группъ: бра­ миновъ,- сельскихъ жителей, купцовъ и про- мышленниковъ 8). Даже господствующая каста, каста брама­ новъ, или браминовъ, вышедшая, какъ гласить легенда, изъ головы Брамы, состоитъ въ дѣй- ствительности изъ множества кастъ, не имѣю- ‘) Muir, „Sanscrit Texts on the People of Iudia“. 2) Nelson, „Madoura Country11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz