Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
6 2 7 ГЛАВА И .— ИНДУСТАНЪ. 6 2 8 ло 2.500 километровъ, примыкаютъ другіе ко лесные пути, поднимающееся на западѣ къ по- рогамъ хребта Сефидъ-Кохъ, на сѣверѣ къ Кашмиру, къ возвышеннымъ долинамъ Гима лаевъ и плоскогорьями Тибета. Дарджилинг ская желѣзная дорога взбирается но горнымъ склонамъ до высоты 2.250 метровъ, а тибет ская желѣзная дорога огибаешь на высотѣ Монъ-Блана крутизны, господствующія надъ верхнимъ Сетледжемъ. Устройство хороших*ь путей сообщенія измѣнило мало-по-малу условія перевозки тяжестей: теперь уже не увидишь— развѣ только гдѣ- нибудь въ глухихъ мѣстахъ, удаленныхъ отъ большихъ дорогъ,—длинныхъ вереницъ найыоченныхъ быковъ, сопровож- даемнхъ цѣлымъ племенемъ кочѳвииковъ банд- зкари; они замѣнеиы арбами, и теперь нѣтъ болѣе надобности ввѣрять охранение обозовъ спеціалыіымъ конвоирамъ, облеченнымъ, какъ банджари, почти священнымъ характеромъ. На всѣхъ важныхъ дорогахъ, посѣщаемыхъ европейцами, этапы обозначены каравансара- ями, или «бангаловами» (bangalows), построен ными на счетъ англо-индійскаго правитель ства или вассальныхъ государствъ; путеше ственники бѣлой расы находятъ тамъ прилич ный пріютъ; туземцы не допускаются туда и располагаются на роздыхъ рядомъ съ баигало- вомъ, подъ досчатыми навѣсами. Только въ 1834 году всемогущая остъ-индская компанія сняла запрещеніе проникать во внутрь страны. Поѣздка отъ Калькутты до Миратскихъ кан- тониръ-квартиръ, по гангской дорогѣ, продол жалась въ то время, среднимъ числомъ, около четырехъ мѣсяцевъ. Каналы служатъ менѣе для перевозки пас сажировъ, нежели для перевозки сельско-хо- зяйственныхъ продуктовъ и товаровъ: этимъ путямъ внутренняго судоходства Индія обяза на, главнымъ образомъ, возможностью способ ствовать, посредствомъ вывоза своего хлѣба, продовольствованію Великобританіи. Извѣстно, что общая дельта Ганга и Брахмапутры пред ставляетъ баркамъ отличную ёудоходную сѣть; точно также дельты другихъ большихъ рѣкъ, Инда, Мага-Надди, Годавери, Кистны, Кавери, переполнены мелкими судами, снующими во всѣхъ ыаправленіяхъ. Равньшъ образомъ ла гуны Малабарскаго берега, озера Сиркарскаго и Коромандельскаго береговъ перерѣзаны су доходными фарватерами; наконецъ, болыиіе ирригаціонные каналы доабовъ Ганга и Пенд жаба были вырыты такимъ образомъ, чтобы могли принимать грузовыя суда. Совокупность путей внутренняго судоходства, не считая рѣкъ, исчисляется въ 21.000 километровъ и предста вляетъ сумму издержекъ, превышающую пол- милліарда франковъ. По наиболѣе посѣщае- мымъ воднымъ путямъ суда проходятъ сотня ми тысячъ; но во многихъ рѣчныхъ бассей- вахъ орошеніе полей, все болѣе и болѣе истощая потоки, питающіе ирригацюнные ка налы, сдѣлало затруднительиымъ судоходство, и перевозка по желѣзнымъ дорогамъ замѣни- ла менѣе дорогостоящую отправку продуктовъ и товаровъ, которая прежде производилась по судоходнымъ каналамъ. Что касается легко сти сообщенія для внѣшней торговли моремъ,. то объ этомъ можно судить in» состоянію иаро- ваго флота восточной и полуостровной компа- ніи (Oriental and Peninsular Company), кото рая располагаешь полусотнею пароходовъ,, под- нимающихъ, вмѣстѣ, около ] 50.000 тоннъ гру за, не считая буксирныхъ пароходовъ, лихте- ровъ и ланшъ. Общая торговля Индіи менѣе важна, чѣмъ. это кажется на первый взглядъ. Безъ сомнѣнія, годовой оборотъ ея достигаетъ почти пяти съ- половиною милліардовъ франковъ; но Этотъ торговый обмѣнъ представляетъ, въ среднемъ выводѣ, всего только около девятнадцати фран ковъ на каждаго жителя, т. е. почти въ десять, разъ менѣе, нежели во Франціи. Громадная Индія, съ ея 290 милліонами жителей, размѣ- рами своей внѣшней торговли уступаетъ даже- крохотной Бельгіи. Изъ этого видно, чтоанглій- скія владѣнія на Востокѣ не составляютъ для Великобританіи неисчерпаемаго источника бэ- гатствъ, какой рисуетъ себѣнаше воображеніе, поддержимаемоѳ классическими воспоминанія- ми. Тѣм-ъ не менѣе, надо припомнить тотъ фактъ, что въ половинѣ прошлаго столѣтія вы- возъ индійскихъ произведеній не превышалъ 25 милліоновъ франковъ *). Дѣятельность торго выхъ снощеній ІІндіи быстро возрастаетъ: въ двадцатилѣтній періодъ, съ 1861 по 1881 годъ, она болѣе чѣмъ удвоилась. Само собою разу- мѣется, что Англія оставила за собою львиную долю торговаго обмѣна своей Иидійской импе- ріи; покупка хлопка и продажа мануфактур- ныхъ издѣлій составляютъ уже половину впѣш- вей торговли Йндустана. Отпускъ опіума даетъ Китаю второе мѣсто между покупателями По луострова по сю сторону Ганга; затѣмъ слѣ- дуешь Франція: она ввозитъ изъ англійской Индіи ежегодно на сумму около 150 милліоновъ мпСлянистыхъ сѣмянъ, индиго, хлопка, шелка, кофе; кромѣ того, она ведетъ съ своими соб ственными владѣніями на Полуостровѣ непо средственную торговлю, представляющую, по цѣнности оборотовъ, около тридцати милліо- новъ въ годъ. Торговля Франціи съ Пондишери и другими ея владѣніями Индіи въ теченіе; 1880 года простиралась до 33.416.700 фран ковъ. Правильныя торговый сношенія Индіи съ Австраліей увеличиваются съ каждымъ го- домъ по вывозу риса, чая, кофе и ввозу мѣди и лошадей. Посылаемое Индіей заграницу ко личество ея ігроизведеній постоянно превы шаешь ея собственный покупки иа 250 до 600 *) Hunter, „The Imperial Gazetteer of Indiau.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz