Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

6 2 7 ГЛАВА И .— ИНДУСТАНЪ. 6 2 8 ло 2.500 километровъ, примыкаютъ другіе ко­ лесные пути, поднимающееся на западѣ къ по- рогамъ хребта Сефидъ-Кохъ, на сѣверѣ къ Кашмиру, къ возвышеннымъ долинамъ Гима­ лаевъ и плоскогорьями Тибета. Дарджилинг­ ская желѣзная дорога взбирается но горнымъ склонамъ до высоты 2.250 метровъ, а тибет­ ская желѣзная дорога огибаешь на высотѣ Монъ-Блана крутизны, господствующія надъ верхнимъ Сетледжемъ. Устройство хороших*ь путей сообщенія измѣнило мало-по-малу условія перевозки тяжестей: теперь уже не увидишь— развѣ только гдѣ- нибудь въ глухихъ мѣстахъ, удаленныхъ отъ большихъ дорогъ,—длинныхъ вереницъ найыоченныхъ быковъ, сопровож- даемнхъ цѣлымъ племенемъ кочѳвииковъ банд- зкари; они замѣнеиы арбами, и теперь нѣтъ болѣе надобности ввѣрять охранение обозовъ спеціалыіымъ конвоирамъ, облеченнымъ, какъ банджари, почти священнымъ характеромъ. На всѣхъ важныхъ дорогахъ, посѣщаемыхъ европейцами, этапы обозначены каравансара- ями, или «бангаловами» (bangalows), построен­ ными на счетъ англо-индійскаго правитель­ ства или вассальныхъ государствъ; путеше­ ственники бѣлой расы находятъ тамъ прилич­ ный пріютъ; туземцы не допускаются туда и располагаются на роздыхъ рядомъ съ баигало- вомъ, подъ досчатыми навѣсами. Только въ 1834 году всемогущая остъ-индская компанія сняла запрещеніе проникать во внутрь страны. Поѣздка отъ Калькутты до Миратскихъ кан- тониръ-квартиръ, по гангской дорогѣ, продол­ жалась въ то время, среднимъ числомъ, около четырехъ мѣсяцевъ. Каналы служатъ менѣе для перевозки пас­ сажировъ, нежели для перевозки сельско-хо- зяйственныхъ продуктовъ и товаровъ: этимъ путямъ внутренняго судоходства Индія обяза­ на, главнымъ образомъ, возможностью способ­ ствовать, посредствомъ вывоза своего хлѣба, продовольствованію Великобританіи. Извѣстно, что общая дельта Ганга и Брахмапутры пред­ ставляетъ баркамъ отличную ёудоходную сѣть; точно также дельты другихъ большихъ рѣкъ, Инда, Мага-Надди, Годавери, Кистны, Кавери, переполнены мелкими судами, снующими во всѣхъ ыаправленіяхъ. Равньшъ образомъ ла­ гуны Малабарскаго берега, озера Сиркарскаго и Коромандельскаго береговъ перерѣзаны су доходными фарватерами; наконецъ, болыиіе ирригаціонные каналы доабовъ Ганга и Пенд­ жаба были вырыты такимъ образомъ, чтобы могли принимать грузовыя суда. Совокупность путей внутренняго судоходства, не считая рѣкъ, исчисляется въ 21.000 километровъ и предста­ вляетъ сумму издержекъ, превышающую пол- милліарда франковъ. По наиболѣе посѣщае- мымъ воднымъ путямъ суда проходятъ сотня­ ми тысячъ; но во многихъ рѣчныхъ бассей- вахъ орошеніе полей, все болѣе и болѣе истощая потоки, питающіе ирригацюнные ка­ налы, сдѣлало затруднительиымъ судоходство, и перевозка по желѣзнымъ дорогамъ замѣни- ла менѣе дорогостоящую отправку продуктовъ и товаровъ, которая прежде производилась по судоходнымъ каналамъ. Что касается легко­ сти сообщенія для внѣшней торговли моремъ,. то объ этомъ можно судить in» состоянію иаро- ваго флота восточной и полуостровной компа- ніи (Oriental and Peninsular Company), кото­ рая располагаешь полусотнею пароходовъ,, под- нимающихъ, вмѣстѣ, около ] 50.000 тоннъ гру­ за, не считая буксирныхъ пароходовъ, лихте- ровъ и ланшъ. Общая торговля Индіи менѣе важна, чѣмъ. это кажется на первый взглядъ. Безъ сомнѣнія, годовой оборотъ ея достигаетъ почти пяти съ- половиною милліардовъ франковъ; но Этотъ торговый обмѣнъ представляетъ, въ среднемъ выводѣ, всего только около девятнадцати фран­ ковъ на каждаго жителя, т. е. почти въ десять, разъ менѣе, нежели во Франціи. Громадная Индія, съ ея 290 милліонами жителей, размѣ- рами своей внѣшней торговли уступаетъ даже- крохотной Бельгіи. Изъ этого видно, чтоанглій- скія владѣнія на Востокѣ не составляютъ для Великобританіи неисчерпаемаго источника бэ- гатствъ, какой рисуетъ себѣнаше воображеніе, поддержимаемоѳ классическими воспоминанія- ми. Тѣм-ъ не менѣе, надо припомнить тотъ фактъ, что въ половинѣ прошлаго столѣтія вы- возъ индійскихъ произведеній не превышалъ 25 милліоновъ франковъ *). Дѣятельность торго­ выхъ снощеній ІІндіи быстро возрастаетъ: въ двадцатилѣтній періодъ, съ 1861 по 1881 годъ, она болѣе чѣмъ удвоилась. Само собою разу- мѣется, что Англія оставила за собою львиную долю торговаго обмѣна своей Иидійской импе- ріи; покупка хлопка и продажа мануфактур- ныхъ издѣлій составляютъ уже половину впѣш- вей торговли Йндустана. Отпускъ опіума даетъ Китаю второе мѣсто между покупателями По­ луострова по сю сторону Ганга; затѣмъ слѣ- дуешь Франція: она ввозитъ изъ англійской Индіи ежегодно на сумму около 150 милліоновъ мпСлянистыхъ сѣмянъ, индиго, хлопка, шелка, кофе; кромѣ того, она ведетъ съ своими соб­ ственными владѣніями на Полуостровѣ непо­ средственную торговлю, представляющую, по цѣнности оборотовъ, около тридцати милліо- новъ въ годъ. Торговля Франціи съ Пондишери и другими ея владѣніями Индіи въ теченіе; 1880 года простиралась до 33.416.700 фран­ ковъ. Правильныя торговый сношенія Индіи съ Австраліей увеличиваются съ каждымъ го- домъ по вывозу риса, чая, кофе и ввозу мѣди и лошадей. Посылаемое Индіей заграницу ко­ личество ея ігроизведеній постоянно превы­ шаешь ея собственный покупки иа 250 до 600 *) Hunter, „The Imperial Gazetteer of Indiau.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz