Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
623 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 624 ліоновъ угля. Вообще Полуостровъ по сю сто рону Ганга есть еще, между промышленными странами, одна изъ тѣхъ, которыя распола- гаютъ, сравнительно, наименылимъ количѳ- ствомъ минеральнаго топлива. Другія минеральныя богатства, алмазы въ Панна, Самбальпурѣ и Карнулѣ, золото въ Вайнадѣ, мѣдь въ Сингбумѣ и въ Гималаяхъ, желѣзо въ Салемѣ и въ Чота-Нагиорѣ, имѣютъ лишь небольшую относительную важность. Изъ минеральныхъ веществъ всего дѣятельнѣе экс- нлоатируется соль, составляющая въ Индіи монополію правительства. Что касается жем- чужныхъ раковинъ, то, какъ сказано выше, мели «Жемчужнаго берега» на западной сто- ронѣ Манаарскаго залива заброшены; цейлон- скіяжѳ мели эксплоатируются лишь черезъ мно- голѣтпіе промежутки. Торговля внутренняя и внѣшняя быстро возростаетъ съ каждыыъ десятилѣтіемъ, бла годаря скорымъ путямъ сообщонія, сѣть ко торыхъ постоянно увеличивается. Открытіе Суэзскаго канала, сокративъ идругъ на поло вину разстояніе, раздѣляющбе Индію и Ан- глію, повлекло за собою дѣлый переворотъ въ движеніи торговаго обмѣна, тогда какъ желѣз- ныя дороги, продолжаясь постепенно отъ одно го города до другаго черезъ весь Полуостровъ, произвели перемѣны болѣе медленный, но болѣе значительныя, сближая внутреннія об ласти съ прибрежными мѣстностями. Первый желѣзный путь Индіи открылся лишь во вто рой половинѣ текущаго столѣтія, въ 1853 го ду, маленькой линіей, которая соединяетъ Бом- бейскій островъ съ островомъ Сальсеттой. Въ томъ же году былъ начертанъ планъ двухъ болыпихъ рельсовыхъ путей, долженствующихъ соединить три главные города президентствъ, Калькутту, Бомбей и Мадрасъ, но сооруженіе ихъ было окончено лишь восемнадцать лѣтъ спустя, въ 1871 году. Къ этимъ двумъ маги- стральнымъ линіямъ, построеннымъ финансо выми компаніями, которымъ правительство га рантируешь опредѣленный доходъ, не пере ставали прибавляться другіе рельсовые пути. Теперь главныя звенья желѣзнодорожной сѣти близки къ окончанію. Бенгальскій заливъ со- единенъ съ воротами Афганистана непрерыв ною желѣзною дорогою, параллельно которой— больше чѣмъ на половинѣ ея протяженія— идетъ другая, второстепенная линія. Долина Инда имѣетъ свою желѣзную дорогу до Ка рачи. Бомбей соединенъ съ одной стороны съ Дели, съ другой—съ Тутикориномъ, лежащимъ напротивъ острова Цейлона. Линіи первосте пенной важности, которыхъ еще недостаешь Индіи,— это двѣ береговыя желѣзныя дороги вдоль восточнаго и западнаго берега Полуост рова, соединеніе линіи рѣки Инда съ линіей Раджпутаны; наконецъ, по другую сторону Ин- діи, столица Англо-индійской имперіи не имѣетъ сообщенія посредствомъ пара съ берегами Ира- вадди. Какъ ни обширна иидійская рельсовая сѣть, она, однако, остается изолированною отъ системы желѣзныхъ дорогъ въ остальной части Стараго Свѣта, и одинъ изъ важнѣйшихъ по- литическихъ вопросовъ, рѣшеніе котораго при надлежитъ близкому будущему, есть вопросъ о томъ, какимъ образомъ соединятся двѣ сис темы желѣзныхъ путей, система Европы и сис тема Индіи, и какая нація возьметъ на себя задачу исполнить это дѣло? Общая длина сѣти индійскихъ желѣзныхъ дорогъ къ 31 марта 1897 г.: 20.390 англ. миль; сумма затраченнаго на желѣзныя дороги капи тала до конца 1896 г.: 2.730.728.180 рупій. Полуостровъ по сю сторону Ганга, или Пе редняя Индія, шестая страна въ свѣтѣ, по важности своей желѣзнодорожной сѣти слѣ- дуетъ за Соединенными Штатами Сѣверной Америки, Германіей, Англіей, Франціей и Рос- сіей, по протяженію рельсовыхъ путей. Но если принять въ соображеніе громадное про странство ея территоріи, то Индія оказывает ся опереженною въ этомъ отношеніи болынин- ствомъ маленькихъ государствъ Европы. Въ сравненіи съ несмѣтною массой народонаселе- нія, скученной на Полуостровѣ, система ин- дійскихъ желѣзныхъ дорогъ тоже представляет ся очень маловажною. При сооруженіи быстрыхъ путей сообщенія обыкновенно разсчитыва- ютъ на неизбѣжныя послѣдствія, которыя бу- дутъ имѣть для людей всякой касты путеше- ствія по желѣзной дорогѣ; но до сихъ поръ годовое пассажирское двгокеніе не предста вляетъ даже половины общаго числа жителей. Число пассажировъ, иеревезенныхъ по индій- скимъ желѣзнымъ дорогамъ въ 1894 году: 144.826.387; количество товаровъ, отправлен- ныхъ этимъ путемъ: 32.531.337 тоннъ. Важ ность желѣзныхъ дорогъ, какъ ни мала она, сравнительно, въ отношеніи перевозки пассажи ровъ и товаровъ, была, тѣмъ не менѣе, весьма значительна по тому перевороту, который онѣ произвели послѣдовательно во всемъ индус- скомъ обществѣ, въ его образѣ жизни, въ его понятіяхъ и предразсудкахъ. Еще очень недавно желѣзные пути Инду стана были дѣломъ исключительно англій- скимъ, предгіринятымъ правптельствомъ ил- банкирами Великобританіи; въ 1876 году наи считывали, на 56.400 акціонеровъ, только 800 лицъ, живущихъ на Полуостровѣ, и изъ этого числа только 390 были уроженцы Ин- діи '). Въ настоящее время многія линіи, ка ковы линіи Раджпутаны, Бопала и другихъ го сударствъ, построены или строются по хода тайству туземныхъ государей и въ большой ') Stiirmer: K.vonScherzer, „Geographisches Jahrbucli1", 1878.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz