Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
39 ГЛАВА II.— ИНДУСТАНЪ. 4 0 рыхъ онъ получилъ имя Мустагъ, или «Снѣ- говыхъ горъ», нокрываютъ гораздо болѣе об ширную поверхность, и переходъ черезъ него труднѣе. Одна изъ горъ Каракорума, Дапсангъ, уступаете по высотѣ только Гауризанкару, она превосходить даже Кинчинджингу; средеимъ числомъ, извѣстные пороги, чрезъ которые путешественники проникаютъ изъ долины Ин да въ долину Кара-каша, или Яркандъ-дарьи, поднимаются не менѣе какъ на 5.700 метровъ надъ уровнемъ океана, тогда какъ проходы Гималайскаго и Загималайскаго хребтовъ от крываются на высотѣ 5.425 метровъ, то-есть на высотѣ, превосходящей на 600 метровъ вы соту европейскаго Монъ-Блана *). Какъ водо- раздѣльный хребетъ покатости между бассей нами Инда и Тарима, Каракорумъ тѣмъ са- мымъ сдѣлался истинной границей Индустана. Вся область горъ и овраговъ, продолжающая на сѣвѳро-западѣ угрюмыя плоскогорья Боль- шаго Тибета, и часть которой иногда означает ся именами «Малаго», «Абрикосоваго», «Каш- мирскаго» Тибета, вошла въ кругъ притяже- нія индійской исторіи и находится подъ бри- танскимъ владычествомъ чрезъ посредство каш- мирскаго раджи; Индустанъ, какъ группа по- литическихъ государству подвластныхъ Ан глии, сдѣлался такимъ образомъ сопредѣльнымъ китайскому Туркестану черезъ пороги Кара корума. Ио на востокѣ отъ кашмирскихъ про- винцій граница англійской Индіи, Непала и Бутана, обозначена въ большей части ея про- тяженія не сплошной цѣпью Загималайскихъ горъ, но отрывочными массивами Гималая въ собственномъ смыслѣ. Бреши, черезъ которыя уходятъ рѣки, слиш комъ загромождены скалами, слишкомъ изрѣ- заны пропастями, чтобы дороги могли слѣдо- вать вдоль ихъ течонія. и потому къ цоколю, поддерживающему двѣ Гималайскія цѣпи, нуж но подниматься почти единственно черезъ про ходы, открывающееся между снѣговыми вер шинами; самые низкіе пороги между противо положными склонами находятся то на Гима- лайскихъ, то на Загималайскихъ горахъ или даже въ промежуточномъ пространствѣ. Эти перевалы, менѣе возвышенные сравнительно съ проходами Каракорума, представляютъ пу- тешественникамъ еще и ту выгоду, что они лежать подъ болѣе южной широтой (отъ 6 до 8 градусовъ ближе къ экватору); но, тѣмъ не менѣе, большая часть ихъ совершенно непро ходимы въ періодъ юго-западнаго муссона, когда вѣтеръ поднимаете снѣжные вихри. Раз ница климатовъ между плоскогорьями и ниж ними равнинами т.акъ велика, что жители тѣхъ и другихъ странъ были бы менѣе раздѣлены другь съ другомъ, если бы между ними прохо- *) Hermann von Schlag-intweit, „Reiseu in Indien und Hochasien11. дилъ широкій рукавъ океана. Земледѣльцы Индіи никогда не имѣли причины опасаться набѣговъ со стороны бодовъ, или тибетцевъ, обитателей возвышенностей; имъ приходилось защищаться только отъ воинственныхъ народ цевъ, живущихъ на склонахъ горъ и въ до- линахъ, до высоты 2.000 или 3.000 метровъ; выше простирается почти необитаемый поясъ камней, дерна и снѣга. Одни только путеше ственники, привыкшіе уже, либо по образу жизни, либо благодаря частымъ восхожденіямъ, дышать воздухомъ высокихъ горъ, могутъ от важиваться на переходъ черезъ Гималайскія вершины; разрѣженность воздуха дѣлаетъ тамъ малѣйшій физическій трудъ крайне тягостнымъ; путешественники изъ туземцевъ разсказыва- ютъ, будто бы при восхожденіи на высокія го ры человѣкъ отравляется испареніями биса или сорана, подъ которымъ они понимаютъ то цвѣтокъ, — преимущественно одинъ видь аконита ‘),— то особенный горный воздухъ. Въ 1855 году, Адольфъ и Роберте Шлагинт- вейты, первые между европейскими путеше ственниками, перешли черезъ перевалъ Иби- Гаминъ, высота котораго равняется возвыше нно, какое имѣлъ бы Пюи-де-Домъ, поставлен ный на Монъ-Бланъ.Внослѣдствіи Джонстонъ взобрался еще гораздо выше: вершина, на которую онъ соверніилъ восхожденіе, имѣетъ не менѣе 6.900 метровъ. До настоящаго вре мени ни одинъ путешественникъ, если не счи тать тѣхъ, которые поднимались на аэроста- тахъ въ воздушныя пространства, не достпгалъ болѣе значительныхъ высоте. Система Гималайскихъ горъ, повидимому, не можетъ быть признана столь же древней, какъ Куэнь-лунь, въ исторіи земли. Насколько можно судить по тѣмъ наблюденіямъ, которыя были сдѣланы рѣдкими путешественниками от носительно части Куэйь-луяя, сосѣдней съ Хотаномъ, средній хребетъ азіатскаго конти нента есть въ то же время первоначальный вы- ступъ его рельефа; этотъ хребетъ состоите изъ древннхъ формацій, тогда какъ всѣ горныя цѣ- пи, слѣдующія одна за другой по направленію съ сѣвера на югъ отъ этой первой гряды, пред ставляютъ складки земной коры, образовав- шіяся въ болѣе близкую къ намъ эпоху. Гра ниты въ собственномъ смыслѣ рѣдки въ Ріі- малайскихъ горахъ 2). Кристаллическія гор ныя породы, составляющая центральную массу, суть, по большей части, гнейсы и метаморфи ческие сланцы; нѣкоторыя области Гималая въ міоценовую эпоху, по всей вѣроятности, мало возвышались надъ уровнемъ моря и пользо вались климатомъ столь же умѣреннымъ, какъ и центральная Европа: въ Тибетѣ нашли иско паемые остатки бегемота на высотѣ слиш- 1) Wallich; Hamilton, „An account of Nepal11. 3) Hermann von Schlagintweit, Risen in Indien und Hochasien11, Bd. П.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz