Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
горчатки ') . Дисонторія, геп ати та (восиадеиіе п еч ени ), ревматизмъ, н ер в ны я ст р ад ан ія— тоже болѣзни исключительный у сингалѳздевъ; но они часто забодѣваютъ міазматическими лихорадками, и опухоль селезенки составляетъ общій недугъ у взросльтхъ. Что касается языка, то онъ смѣшаннаго происхождешя; сингалезскій діалектъ прибли жается къ дравидскимъ идіомамъ по множеству старыхъ словъ, обозначаюіцихъ предметы или относящихся къ понятіямъ первобытной циви- лизаціи; но термины религіозной рѣчи онъ за- имствовалъ у языка пали, а термины науки и искусства у санскрита; въ этомъ смѣшеніи преобладающее значеніе имѣлъ элемента арій- скій. Сингалезскій окончательно причисленъ учеными къ арійскимъ языкамъ 2). Его лите ратура, сохранившаяся на листьяхъ зонтичной пальмы, богата нравоучительными книгами, религіозными гимнами, народными балладами. Большая часть сочиреній, даже грамматики и сборники формулъ, написаны въ стихахъ; иная палійская поэма заключаетъ въ себѣ больше иолумилліона стансовъ. Самый драгодѣнный памятники этой письменности — Магавансо, собраніе хроникъ, содержащее исторію всѣхъ династій, дарствовавшихъ между третьимъ вѣ- комъ общепринятой эры и половиной восем-- падцатаго столѣтія. Тогда какъ индусы твер дой земли отлагались отъ буддійской религіи, нѣкогда господствовавшей на Полуостровѣ, цейлонцы оставались вѣрны культу, который былъ принесенъ имъ проповѣдниками «вели каго ученія», двѣ. тысячи двѣсти лѣтъ тому назадъ. Впрочемъ, ихъ буддизмъ не то&дёственъ съ буддизмомъ барманцевъ, сіамцевъ и тибет цевъ; отдаленность, соприкосновеніе съ ино- вѣрческими населеніями имѣли слѣдствіемъ постепенное раздѣленіе религіозныхъ общинъ. ІІѢкоторыя сиваитскія и вишнуитскія обряд ности сохранились или проникли въ буддійскіе храмы Цейлона. Эмблемы сиваизма встрѣ- чаются во многихъ святилищахъ, особенно въ Матурѣ, на южномъ берегу, и буддійскіе поклонники ни мало не смущаются этимъ об- стоятельствомъ во время своихъ молитвъ 3). Точно также, съ другой стороны, тысячи ту земцевъ, обращенныхъ въ католичество, оста лись послѣдователями Будды. По вѣроисповѣданіямъ населеніе Цейлона распредѣлялось въ 1891 г. слѣдующимъ обра зомъ: Буддистовъ — 1.698.070; сиваитовъ — 493.630; мусульманъ— 197,775; католиковъ— 117.138; протестантовъ—30.839. 1) Davy, цитированное сочипеніе; Wernich, „Geogra- phisch-medicinische Studien11. 2 ) Max Muller; Caldwell; Lassen; Goldschmidt; Children; R. Gust, „Les religions et les langues de l’lnde“. 3) „Geographiselie Gesellschaft in liern“, 4-tor Jahresbericht, 1881 —1882. 5 6 9 Ц в й л Вся сѣверная часть острова населена та мильскими переселенцами, пришедшими въ разпыя эпохи и ничѣмъ не отличающимися отъ своихъ единоплеменниковъ, живущихъ но другую сторону пролива. Во времена первыхъ нашествій они были вообще обозначаемы подъ именемъ малаб.арцевъ, хотя это были, глав нымъ образомъ, выходцы съ Коромандельскаго берега; число ихъ не перестаетъ возрастать, благодаря мирному переселенію индусскихъ ра ботниковъ, въ настоящее время единственныхъ воздѣдывателей полей, которыя нѣкогда были опустошаемы ихъ предками. Такъ какъ область, въ которой они поселяются, самая плодород ная на всемъ Цейлоиѣ, хотя и наиболѣе пре небрегаемая, то очень вѣроятно, что они ма- ло-по-маду сдѣлаются господствующими эле- ментомъ народонаселенія. Въ 1871 году они представляли не болѣе одной пятой общаго числа жителей; въ настоящее же время они уже составляютъ цѣлую четверть, и ежегодно въ се зонъ сбора кофе прибавляется отъ 60.000 до 160.000 пришдаго рабочаго люда къ подвиж ному населенію '). Такъ называемые «мавры», живущіе въ бодыпомъ числѣ не только въ при морскихъ городахъ, но также и внутри остро ва, такого же происхождешя, какъ миплахи на Малабарскомъ и лаббаи на Коромадельскомъ берегахъ: это потомки арабовъ, скрестившихся съ туземцами. Что касается португальцевъ и голландцевъ, то ихъ можно встрѣтить теперь только въ видѣ помѣсей, или метисовъ. Въ то время, какъ первые, по большей части, при надлежатъ къ сословію прислуги и чернора- бочихъ, правнуки голландцевъ, извѣстные подъ именемъ бургеровъ, составляютъ средній классъ общества въ городахъ, гдѣ они яв ляются лучшей опорой англійскаго владыче ства2); между пими преимущественно выби раются писцы, судебные пристава, адвокаты и судьи. Они ужо забыли свой родной языкъ, тогда какъ португальскіе метисы говорятъ еще испорченнымъ нарѣчіемъ лузитанскаго. Кафры, негры, арабы, парсы, малайцы съ Явы и съ другихъ острововъ Сондскаго архипелага, ки тайцы тоже находятся въ числѣ иностранныхъ резидентовъ, которыхъ привлекаютъ на этотъ островъ торговля и культура кофейнаго, чай- наго и хиннаго деревъ. Форма судовъ съ бо ковыми поплавнями (outriggers), которыя упо требляются съ незапамятныхъ временъ въ [1ойнтъ-де-Галлѣ, какъ и намалайскихъ остро- вахъ, доказываетъ, что Цейлонъ и Малазія находились между собою въ сношеніяхъ уже гораздо ранѣе той эпохи, когда Тапробана стала извѣстна западными народамъ. Народонаселение острова въ 1891 г. состоя- О И ъ. 570 f) Andrew Anderson, рукописная замѣтки; Ferguson, „Handbook for Ceylon1'. 2) „Calcutta Review11, 1876.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz