Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

горчатки ') . Дисонторія, геп ати та (восиадеиіе п еч ени ), ревматизмъ, н ер в ны я ст р ад ан ія— тоже болѣзни исключительный у сингалѳздевъ; но они часто забодѣваютъ міазматическими лихорадками, и опухоль селезенки составляетъ общій недугъ у взросльтхъ. Что касается языка, то онъ смѣшаннаго происхождешя; сингалезскій діалектъ прибли­ жается къ дравидскимъ идіомамъ по множеству старыхъ словъ, обозначаюіцихъ предметы или относящихся къ понятіямъ первобытной циви- лизаціи; но термины религіозной рѣчи онъ за- имствовалъ у языка пали, а термины науки и искусства у санскрита; въ этомъ смѣшеніи преобладающее значеніе имѣлъ элемента арій- скій. Сингалезскій окончательно причисленъ учеными къ арійскимъ языкамъ 2). Его лите­ ратура, сохранившаяся на листьяхъ зонтичной пальмы, богата нравоучительными книгами, религіозными гимнами, народными балладами. Большая часть сочиреній, даже грамматики и сборники формулъ, написаны въ стихахъ; иная палійская поэма заключаетъ въ себѣ больше иолумилліона стансовъ. Самый драгодѣнный памятники этой письменности — Магавансо, собраніе хроникъ, содержащее исторію всѣхъ династій, дарствовавшихъ между третьимъ вѣ- комъ общепринятой эры и половиной восем-- падцатаго столѣтія. Тогда какъ индусы твер­ дой земли отлагались отъ буддійской религіи, нѣкогда господствовавшей на Полуостровѣ, цейлонцы оставались вѣрны культу, который былъ принесенъ имъ проповѣдниками «вели­ каго ученія», двѣ. тысячи двѣсти лѣтъ тому назадъ. Впрочемъ, ихъ буддизмъ не то&дёственъ съ буддизмомъ барманцевъ, сіамцевъ и тибет­ цевъ; отдаленность, соприкосновеніе съ ино- вѣрческими населеніями имѣли слѣдствіемъ постепенное раздѣленіе религіозныхъ общинъ. ІІѢкоторыя сиваитскія и вишнуитскія обряд­ ности сохранились или проникли въ буддійскіе храмы Цейлона. Эмблемы сиваизма встрѣ- чаются во многихъ святилищахъ, особенно въ Матурѣ, на южномъ берегу, и буддійскіе поклонники ни мало не смущаются этимъ об- стоятельствомъ во время своихъ молитвъ 3). Точно также, съ другой стороны, тысячи ту­ земцевъ, обращенныхъ въ католичество, оста­ лись послѣдователями Будды. По вѣроисповѣданіямъ населеніе Цейлона распредѣлялось въ 1891 г. слѣдующимъ обра­ зомъ: Буддистовъ — 1.698.070; сиваитовъ — 493.630; мусульманъ— 197,775; католиковъ— 117.138; протестантовъ—30.839. 1) Davy, цитированное сочипеніе; Wernich, „Geogra- phisch-medicinische Studien11. 2 ) Max Muller; Caldwell; Lassen; Goldschmidt; Children; R. Gust, „Les religions et les langues de l’lnde“. 3) „Geographiselie Gesellschaft in liern“, 4-tor Jahresbericht, 1881 —1882. 5 6 9 Ц в й л Вся сѣверная часть острова населена та­ мильскими переселенцами, пришедшими въ разпыя эпохи и ничѣмъ не отличающимися отъ своихъ единоплеменниковъ, живущихъ но другую сторону пролива. Во времена первыхъ нашествій они были вообще обозначаемы подъ именемъ малаб.арцевъ, хотя это были, глав­ нымъ образомъ, выходцы съ Коромандельскаго берега; число ихъ не перестаетъ возрастать, благодаря мирному переселенію индусскихъ ра­ ботниковъ, въ настоящее время единственныхъ воздѣдывателей полей, которыя нѣкогда были опустошаемы ихъ предками. Такъ какъ область, въ которой они поселяются, самая плодород­ ная на всемъ Цейлоиѣ, хотя и наиболѣе пре­ небрегаемая, то очень вѣроятно, что они ма- ло-по-маду сдѣлаются господствующими эле- ментомъ народонаселенія. Въ 1871 году они представляли не болѣе одной пятой общаго числа жителей; въ настоящее же время они уже составляютъ цѣлую четверть, и ежегодно въ се­ зонъ сбора кофе прибавляется отъ 60.000 до 160.000 пришдаго рабочаго люда къ подвиж­ ному населенію '). Такъ называемые «мавры», живущіе въ бодыпомъ числѣ не только въ при­ морскихъ городахъ, но также и внутри остро­ ва, такого же происхождешя, какъ миплахи на Малабарскомъ и лаббаи на Коромадельскомъ берегахъ: это потомки арабовъ, скрестившихся съ туземцами. Что касается португальцевъ и голландцевъ, то ихъ можно встрѣтить теперь только въ видѣ помѣсей, или метисовъ. Въ то время, какъ первые, по большей части, при­ надлежатъ къ сословію прислуги и чернора- бочихъ, правнуки голландцевъ, извѣстные подъ именемъ бургеровъ, составляютъ средній классъ общества въ городахъ, гдѣ они яв­ ляются лучшей опорой англійскаго владыче­ ства2); между пими преимущественно выби­ раются писцы, судебные пристава, адвокаты и судьи. Они ужо забыли свой родной языкъ, тогда какъ португальскіе метисы говорятъ еще испорченнымъ нарѣчіемъ лузитанскаго. Кафры, негры, арабы, парсы, малайцы съ Явы и съ другихъ острововъ Сондскаго архипелага, ки­ тайцы тоже находятся въ числѣ иностранныхъ резидентовъ, которыхъ привлекаютъ на этотъ островъ торговля и культура кофейнаго, чай- наго и хиннаго деревъ. Форма судовъ съ бо­ ковыми поплавнями (outriggers), которыя упо­ требляются съ незапамятныхъ временъ въ [1ойнтъ-де-Галлѣ, какъ и намалайскихъ остро- вахъ, доказываетъ, что Цейлонъ и Малазія находились между собою въ сношеніяхъ уже гораздо ранѣе той эпохи, когда Тапробана стала извѣстна западными народамъ. Народонаселение острова въ 1891 г. состоя- О И ъ. 570 f) Andrew Anderson, рукописная замѣтки; Ferguson, „Handbook for Ceylon1'. 2) „Calcutta Review11, 1876.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz