Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.

если это правда, то въ этомъ отношеніи они ственные между жителями Цейлона, они гово- были бы единственнымъ примѣромъ между на- рятъ орнгинальнымъ діалектомъ. который не родами '). А между тѣмъ, языкъ ихъ мало раз- имѣетъ связи ни съ дравидскими идіомами, ни нится отъ языка ихъ сосѣдей сингалезцевъ. съ арійскими языками, ни съ старымъ синга- Въ веддахъ видятъ не первобытных^ дикарей, лезскимъ нарѣчіемъ '). но одичавшихъ потомковъ цивилизованная Главная масса островнаго населенія, сгруп- народа; несмотря на ихъ жалкое состояние, на пированная въ южной области, кажется, очень нихъ смотрятъ какъ на принадлежащихъ къ мало отличается отъ веддовъ въ физическомъ высшей кастѣ: это «царскія дѣти». И дѣйстви- отношеніи. Большинство сингалезцевъ мало- тельно, соблюдаемый ими донынѣ обычай же- рослы; голова у нихъ продолговатая, цвѣтъ ниться на своей младшей сестрѣ практико- кожи смуглый или красноватый, всегда свѣт- вался именно государями страны до ирибытія лѣе, чѣмъ у тамиловъ; характеристическую завоевателей индусовъ. Впрочемъ, теперь ведды черту, которою они наиболѣе отличаются отъ цивилизуются: изъ двухъ ихъ племенъ только дикарей, составляетъ орлиная форма носа, одно держится совершенно особнякомъ отъ Что всего болѣе поражаете путешѳотвенни- сингалѳзцевъ. Члены другаго народца не ковъ при видѣ сингалезцевъ въ собственномъ боятся болѣе вступать въ непосредственный смыслѣ—ото ихъ женственная наружность; сношеиія со своими сосѣдями, они высѣкаютъ они имѣютъ граціозныя и округлый формы, огонь посредствомъ огнива, прикрываются улыбающееся лицо, длинную черную шевелюру, одеждами изъ тканей, вмѣсто нередниковъ изъ тщательно завитую, •которую они заплетаютъ листьевъ, покунаютъ наряды и украшенія для въ формѣ шиньона на верхушкѣ головы и своихъ женщинъ; наконецъ, браки между вед- поддерживаютъ черепаховымъ гребнемъ; кос- дами и тамилами преобразовываютъ мало-по- тюмъ ихъ тоже жевскій. Они вообще въ выс- малу расу. Большинство туземцевъ, окрещен- шей степени кротки и ласковы, привѣтливы, ныхъ миссіонерами въ христіанскую вѣру, гостепріимны, исполнены чувства справедли- висколько отъ этого не измѣнило свой образъ вости, но глубоко чувствуютъ обиды, и хотя жизни. привыкшіе оказывать повиновеніе правильной Родіи, т. е. «болотные люди», которые жи- администраціи, они, однако, возмущаются вся- вутъ въ числѣ около тысячи душъ въ запад- кимъ произволомъ власти. Въ 1848 году на ныхъ долинахъ цейлонскаго массива, часто Цейлонѣ повсемѣстно вспыхнули бунты по смѣшиваются съ веддами, но они походятъ на случаю иатуральныхъ повинностей и добавоч- этихъ иослѣдпихъ только дикимъ состояніемъ, ныхъ податей, которыми они были обложены; въ которомъ еще находятся многіе изъ ихъ революціонныя движенія Западной Европы клановъ; еще недавно имъ было запрещено отразились на отдаленномъ островѣ Индій- иереправляться черезъ рѣку на паромѣ, доста- скаго океана 2). вать воду изъ источника, входить въ деревню, Каковы бы ни были мѣстныя различія, син- учиться какому-нибудь ремеслу, пахать землю"), галезцы несомнѣнно связаны нечувствитель- Они не могли имѣть сообщенія съ обществомъ ными переходами съ дравидійцами и съ арій- иначе, какъ черезъ посредство тюремщика, и цами; трудно было бы указать существенный этому-то послѣднему изъ сигналезцевъ родій- разницы черте между ними и индусами 3). скіе главари должны были бить челомъ 3). И, Тамъ и сямъ встрѣчаются еще на Цейлонѣ однако, родіи находятъ еще въ Цейлонѣ чело- поліандрическія хозяйства, остатокъ семей- вѣческія существа, которыми они могутъ гну- наго устройства, нѣкогда общераспространен- шаться; они считаютъ себя гораздо выше ам- наго въ краѣ 4). Цейлонцы пользуются замѣ- баттейевъ и не позволяютъ даже своимъ соба- чательнымъ иммунитетомъ въ отношеніи нѣ- камъ ѣсть пищу, приготовленную этими не- которыхъ болѣзней, поражающихъ чужезем- счастнымп. Родіи, по большей части, высокаго цевъ. Заболѣванія дыхательныхъ путей, брон- роста, и черты лица у нихъ правильнѣе, чѣмъ хиты, коклюши, дифтериты, плевриты, воспа- у веддовъ: между ними встрѣчаются самыя ленія легкихъ неизвѣстны у туземцевъ и очень- красивыя женщины Цейлона. ІІоліандрическіе рѣдки у европейцевъ, пребывающихъ на ос- нравы (многомужство) преобладаютъ у этихъ тровѣ; страдающіе грудными недугами, ирі- презираемыхъ туземцевъ, но они не женятся ѣхавъ на о. Цейлонъ, вообще находятъ тамъ на своихъ сестрахъ. Они называютъ себя буд- улучшѳніе въ своемъ состояніи, тогда какъ диетами; однако, главный ихъ культъ состоитъ метисы (помѣси) часто дѣлаются жертвами бу- въ поклоненіи злому духу, котораго они пы­ таются умилостивить, принося ему въ даръ П Л О Д Ы , О В О Щ И И кровь краснаго пѣтуха. Един- *) Hartshorne, „Journal offciel de la Republique — ---------------- - franpaiso", 11 mars 1881. *) Bayley, „Transactions of the Ethnological Society", ’) Emerson Tennent, цитированное сочипоиіе. 1863; Hartshorne, „fortnightly Review11, 1876. :1) Davi, „Account of the interior of Ceylon11. г) Valentyn, „Oud en Nieuw Oost-Indien“. John Phear, „The Aryan Village in India and 3) Emerson Tennent, „Ceylon11. Ceylon“. 5 6 7 ГЛАВА II.--ИНДУСТАНЪ. 5 6 S

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz