Реклю, Жан Жак Элизе (1830-1905). Земля и люди. Всеобщая география Элизе Реклю : иллюстрированное удешевленное издание. В 10 кн., в 19 т. Кн. 5, т. 8. Индия и Индо-Китай ; т. 9. Передняя Азия, Афганистан, Белуджистан, Персия, Азиатская Турция и Аравия / перевод сделан со 2-го исправленного и дополненного издания под редакцией С. П. Зыкова, действительного члена Императорского географического общества. - Санкт-Петербург : издание Товарищества «Общественная польза» и К°,1898. - 920, 878, 40 стб. : ил.
5 0 5 ц и й д о н ъ . 5 6 6 болота пространством® въ 50 квадр. киломе тровъ '). Каловевскійрезервуаръ, самое обшир ное изъ всѣхъ этихъ водохранилищъ, суще ствует!) еще частью донынѣ, и близъ плотины онъ пмѣетъ 20 метровъ глубины; чтобы произ вести въ немъ всѣ нужныя поправки и распре- дѣлить его воды по всему округу Анараджа- пура, нужно было бы израсходовать около мил лиона 2). Различные документы, относящіеся къ четырнадцатому и пятнадцатому столѣтіямъ, говорятъ о существованіи на островѣ около полутора милліона «селеній», или группъ до- мовъ, построенныхъ, какъ и нынѣшнія деревни, на задерживательныхъ плотинахъ или въ лѣ- скахъ и роіцахъ, растущихъ въ непосредствен- номъ сосѣдствѣ съ водохранилищами. Изъ этого нужно заключить, что въ т у .эпоху Цей лонъ былъ такъ же густо населенъ, какъ въ наши дни населены аллювіальныя равнины Индіи. Хотя побоища и голодовки, порожденный дурнымъ управленіемъ, уменьшили,! вѣроятно, на девять десятыхъ прежнее народонаселеніе Цейлона, однако, и теперь еще существуютъ кое-какіе остатки первобытныхъ племенъ (або- ригеновъ), нравы которыхъ напоминаютъ времена до-историческія. Ведды, вѣроятные потомки якковъ, населявшіе островъ до при были завоевателей, прославляемыхъ въ эпопеѣ Рамайяны, сохранились въ видѣ отдѣльнаго народца только въ юго-восточной части Цей лона, преимущественно въ лѣсахъ вокругъ Бинтена, Бадулы, Ншгьгалы, у восточнаго осно- ванія горнаго массива. Первые путешествен ники назначаютъ имъ гораздо болѣе обширную территорію; по ихъ словамъ, нѣкоторыя группы веддовъ жили даже въ сѣверной области, бли жайшей къ Коромандельскому берегу, откуда исходилъ потокъ индусскихъ иммигрантовъ. Еще около половины настоящаго столѣтія ихъ насчитывали до восьми тысячъ душъ; теперь это число уменьшилось до нѣсколькихъ сотенъ, и даже можно задать вопросъ, существуютъ ли они въ чистомт, несмѣшанномъ состояніи; ио- слѣднія переписи показываютъ, что среднее число дѣтей весьма незначительно въ ихъ се- мействахъ, хотя обычай дѣтоубійства не былъ констатированъ. Ведды—одна изъ тѣхъ народ ностей, которымъ, кажется, грозитъ близкое поглощеніе и которыя изучаются антрополо гами съ тѣмъ болыпимъ интересомъ, что онѣ скоро совсѣмъ исчезнут'ь съ лица земли. Впро чемъ, вѣроятно, что прежде преувеличивали численность аборигеновъ: таинственность ихъ жизни дѣлала то, что они казались многочи- сленнѣе, чѣмъ были въ действительности; по свидѣтельству путешественниковъ, онн никогда М Alb. Gray, „The Backwoods of Ceylan“, „Fortnigh tly Review11, 1880. 2) W. H. Gregory, „Revue de Geographic11, 1880— 1881, p. 68. не бывали въ непосредственномъ соприкосно- веніи съ иноплеменниками, вообще съ чужими: даже для совершенія мѣны, они приходили ночыо въ деревни и клали у дверей торговцевъ образчики нужньтхъ имъ предметовъ, помѣщая тутъ лее рядомъ дикій медъ или продукты сво ей охоты: нѣсколько времени спустя, они опять являлись въ тотъ же самый часъ ночи, чтобы взять купленный вещи. Таково, вѣроятно, иро- исхождепіе древней легенды, сообщаемой ки- тайскнмъ пилигримомъ Фагіаномъ, по которой цейлонскіе коммерсанты, будто бы, вели мѣно- вую торговлю съ «змѣями и демонами». Тѣ изъ веддовъ, которыхъ наблюдали ан тропологи, всѣ очень низенькаго роста и могли бы быть даже причислены къ карликамъ (средній ростъ веддовъ, жителей Бинтенна- мужчинъ 1,537, женщинъ 1,448 метра) '*); головы у нихъ тожч очень маленькія: по вме стимости черепа, они занимаютъ иислѣднее мѣсто между человѣческими породами. Впро чемъ, они довольно проворны и сильны, и хотя ихъ описывали какъ самыхъ безобразныхъизъ людей, съ выступающими впередъ челюстями, съ пришіюснутымъ носомъ, маленькими глаз ками, оттопыренными и подвижными ушами, однако, ихъ подлинный фотографическія кар точки не походятъ на эти отвратительные портреты; быть можетъ, они немного чернѣе сингалезцевъ (цейлонцевъ), но во всякомъ слу чай;, цвѣтъ кожи у нихъ не такой черный, какъ у негра, и шевелюра ихъ рѣдко бываетъ вол нистая. Что касается ихъ цивилизаціи, то она самая первобытная: у нихъ нѣтъ даже глиня ной посуды, и хотя они покупаютъ жолѣзные дротики и стрѣлы, но не умѣютъ заострять ихъ иначе, какъ посредствомъ удароиъ камнемъ; хижинъ они себѣ не строютъ и живутъ подъ вѣтвями деревъ и въ пещерахъ. Кочующіе звѣроловы, они питаются почти исключительно мясомъ животныхъ, и еще недавно они даже не давали себѣ труда варить его. Бродя груп пами изъ нѣсколькихъ человѣкъ, иногда даже изъ нѣсколькихъ семей, они не имѣютъ ника кой политической организаціи, никакой опре деленной религіи; они смутно боятся демоновъ, смѣшивая ихъ съ предками; пляски и крики, въ родѣ тѣхъ, какіе практикуются шаманами,— вотъ единственный ихъ религіозныя церемо- ніи: они никогда не моются, опасаясь, чтобы вода не лишила ихъ силы. По разсказамъ нѣ- которыхъ новѣйшихъ авторовъ, впрочемъ, ос- париваемымъ, ведды, будто бы, не обладаюгъ даже самыяи простыми познаніями, безъ ко торыхъ немыслимо человѣческое существова- ніе; они не умѣютъ, будто бы, ни считать, ни различать цвѣтовъ, ни указать нослѣдователь- ность времени. Ониплачутъи кричатъ, но ихъ, говорятъ, никогда не видали смѣющимися; ‘) R. Virchow „Ueber die Veddas von Ceylon".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz